Авторская колонка
Сергей Дмитриев Мастер

Чем опасна эйфория за рулём?

«Не спеши, а то успеешь!»
наставление инструктора вождения

«Эйфория (греч. euphoria) — состояние удовольствия, внезапное переживание сильного душевного подъёма, весёлого настроения, чувство оптимизма, абсолютного благополучия». (Псхлгчскй слврь.) Причины её от алкоголя, снотворного, опия мы не рассматриваем, нас интересует автомобильная эйфория и характерные её проявления.

Фото: Depositphotos

Напрашивается аналогия с причинами смеха у А. Райкина:

«Эйфория бывает от алкоголя, от снотворного, от опия и от… щекотки».

Версия такая…

Первое место в видах эйфории занимает получение прав на вождение. Это долгоиграющая причина: она долго будет проявляться и накладываться на прочие, усугублять их.

Второе место по впечатлению занимает покупка первого (очередного) автомобиля. Это ж такая радость — с правами вести свой собственный долгожданный автомобиль!

Покупка автомобиля - это незабываемые ощущения
Покупка автомобиля — это незабываемые ощущения
Фото: Depositphotos

Следующие причины эйфории не такие яркие и очевидные. Например, приятная поездка на дальнюю дачу, успешное решение тамошних проблем и счастливое возвращение. Иногда полностью заполненный салон вызывает общее возбуждённое состояние, которое передаётся и водителю.

Надо заметить, что люди разные, разного поведенческого типа и по-разному воспринимают дорожную ситуацию. Особенно надо помнить об эйфории ВИПам от искусства — «жрецам искусства» с тонкой чувствительностью. Это коварное состояние сродни, если не сильнее, лёгкому (пивному) опьянению.

Поездка на рисковое дело и счастливое возвращение могут дать волю эйфории.
Сюда же можно отнести и нахождение в салоне ВИПа.

Само слово эйфория не произносится на курсах вождения, его не бывает и в отчётах о ДТП, при «разборах полётов». А примеров проявления эйфории как причины ДТП — предостаточно; не выделяется и сознательное нарушение ПДД, не сообщается руководству курсов о шалостях выпускников.

  • Для страховки от эйфории полезно за рулём чувствовать себя «немножко курсантом» на сдаче практического вождения.
  • Умерить прыть к нарушению ПДД может и СС (система стукачества), особенно при наличии видео-регистраторов.

Короче, водитель должен быть всегда «в струне», как говаривала несравненная Л. Гурченко.

Для страховки от эйфории полезно за рулём чувствовать себя «немножко курсантом»
Для страховки от эйфории полезно за рулём чувствовать себя «немножко курсантом»
Фото: Depositphotos

Эйфория — антипод сонливости за рулём, но их роднят последствия. Эйфорию усугубляют многочисленные отвлекающие факторы. Особенно таким — в плюс и минус — может быть пассажир справа от водителя. Статистика может откопать случаи, когда именно пассажир справа стал причиной ДТП. Поэтому я не раз предлагал схему автомобиля на пятерых с водителем посередине и два ряда сзади по два пассажира.

Интересно также, что фирма «Мерседес» уже лет пять назад декларировала разработку автомобиля на троих с водителем посередине. Но проект не удостоился реализации.

Сюда же относится и моя хрустальная мечта — автомобиль на двоих по схеме тандем со смещённым вправо местом пассажира. Правда, в таком автомобиле автолюбитель может почувствовать себя пилотом Ф-1, но отсутствие отвлекающего фактора справа может сбалансировать опасность поползновений водителя в пилота Ф-1.

Обновлено 20.08.2018
Статья размещена на сайте 12.08.2018

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Вообще-то концепт с местом водителя посередине был у Mercedes почти 30 лет назад. Но меня он тогда впечатлил прежде всего максимальной скоростью свыше 200 км/ч - тогда серийные минивэны так не ездили.

    Помню, в Пушкино на детской площадке стоял деревянный автомобиль с огромной "баранкой" и скамеечкой, на которой помещалось трое. И обычно каждый старался занять место посередине, как главный и "настоящий" шофёр.

    • Денис Леонтьев, спасибо. Я всё-таки придерживаюсь "концепции", что максималка скорости должна быть для каждого водятла "в функции" его конституции - поведенческого типа, которой он должен придерживаться в рамке допущенной на трассе скорости.