• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Марк Блау Грандмастер

Как Лев Сергеевич Термен заставил воздух запеть?

Фрагменты биографии

Жизнь разочлась со мной; она не в силах
Мне то отдать, что у меня взяла
И что земля в глухих своих могилах
Безжалостно навеки погребла.
П. А. Вяземский

В советской живописи был такой раздел — «Лениниана». Не каждый мэтр замахивался на то, чтобы изобразить Ильича. Не каждому-то такой замах и разрешался. Но в случае попадания в «почётную тему» благосостояние живописца было обеспечено.

Перейти к первой части статьи

Картины массово тиражировались и копировались. Гонорары были такие, что автору хватало не только на холст и масляные краски, но и на хлеб с крупным куском масла сверху.

Так вот, я удивляюсь, что ни один из советских художников, рисовавших Ленина в самые разные моменты жизни и в самых разных позициях, не вдохновился сюжетом: «Ленин и терменвокс». А ведь богатый сюжет, на большую картину мог бы потянуть!

Тут тебе и вдохновенный вождь, которому даже музыка по плечу, и обалдевший от способностей ученика изобретатель электроинструмента, и Фотиева у рояля, и внимающие музыке члены Совнаркома. Можно было нарисовать даже наркома продовольствия Цюрупу, падающего в обморок.

Подозреваю, что именно большой набор персонажей будущей картины останавливал деятелей искусства от дерзновенного порыва. Сколько они намучались в 30-е годы, когда приходилось замазывать то одного великого революционера, ставшего врагом народа, то другого! О сколько их упало в эту бездну, превратившись в скульптурные украшения или цветочные горшки с фикусами! Нет, композиция типа «Ленин и дети» была куда безопаснее.

Ю. Д. Петров, «Ленин и дети», 1960-е гг.
Ю. Д. Петров, «Ленин и дети», 1960-е гг.
Фото: artchive.ru

А потом в начале 1960-х годов пошла та же пьянка, только в другую сторону. Теперь замазывали товарища Сталина, хитро примостившегося за плечом у Ильича на множестве картин, отражавших революционные порывы. Не Свердлова же с Дзержинским во все освободившиеся места вставлять!

Живописцы замазывали фигуру Сталина на картинах. Мозаичникам же приходилось ещё хуже. Переложить мозаику, конечно, можно, но цвет вставки под старый цвет в точности не подгонишь. И вот рядом с Лениным предательски просвечивает призрак изгнанного Генералиссимуса. Ради одного этого стоит посмотреть мозаики на станциях московского метрополитена: и на «Комсомольской-кольцевой», и на кольцевой же «Киевской», и на многих, многих других.

Чуткие конъюнктурщики понимали, что и с изобретателем нового электромузыкального инструмента будет проблема.

Во-первых, в реальности Лев Термен был приблизительно на голову выше ростом, чем Ленин. Как такое изобразить?

А во-вторых, дальнейшая судьба Термена складывалась так, что не избежать бы ему замазывания, что наверняка испортило бы композицию будущей картины. А может быть, даже способствовало бы её отправлению в запасники.

Лев Сергеевич Термен
Лев Сергеевич Термен
Фото: ru.wikipedia.org

Термен, как изобретатель поразительного электроинструмента, получил от Ленина бесплатный билет для разъездов по стране для демонстрации своего электромузыкального чуда, а заодно и пропаганде электрификации. Затем терменвокс был показан в Европе, а потом изобретатель переехал в США, где довольно сильно преуспел.

Не вставишь же в «Лениниану» американского бизнесмена, который хоть и встречался с мировой прогрессивной интеллигенцией, демонстрируя терменвокс Джорджу Гершвину, Морису Равелю, Чарли Чаплину и Альберту Эйнштейну, но в то же время зарабатывал миллионы, изготовляя сигнализацию для знаменитых тюрем Аль-Катрас и Синг-Синг!

В какой-то момент Родина предложила Льву Сергеевичу Термену вернуться в советские пределы, и он не смог отказаться от этого предложения. Отъезд в СССР был больше похож на торопливый вывоз.

В 1939 году изобретателя необычного музыкального инструмента совсем пришлось бы смывать с картины, где изображён Ленин. Ведь он оказался членом фашистской организации, которая готовила убийство товарища Кирова! Термен должен был послать из США радиосигнал, чтобы взорвать фугас, помещённый в маятник Фуко, как раз тогда, когда к нему должен был подойти сам Киров. Коварный замысел раскрыл НКВД, а подлый убийца Термен, будучи арестованным, во всём признался.

Лев Сергеевич Термен
Лев Сергеевич Термен
Фото: interesnyefakty.org

Может быть, поэтому предателя не расстреляли, как бешеного пса, а милостиво отправили на Дальний Восток добывать золото для советской страны. И даже последующая работа в закрытом КБ сначала по созданию радиоуправляемого самолёта, а потом — по конструированию секретных подслушивающих устройств для чекистов не могла бы стать причиной для возврата портрета Термена на картину «Ленин играет на первом в мире электромузыкальном инструменте». Заметьте, что не на «терменвоксе»!

После войны Л. С. Термен всё ещё числился заключённым, а по всей советской стране шла непримиримая борьба с растленным влиянием Запада. Какой тут может быть «термен», какой «вокс»?

В общем, момент встречи Владимира Ильича с электромузыкальным инструментом так и остался не запечатлённым в произведениях высокого искусства. Впрочем, может быть, это и к лучшему.

Лев Сергеевич Термен расчёлся с советской властью по довольно сносному курсу. Он полностью отсидел восемь лет, полученные по дикому обвинению, но бóльшую часть этого срока провёл в «шарашке», то есть вне голода, холода и издевательств.

В 1947 году Термена реабилитировали. Он даже получил Сталинскую премию I степени. Правда, премия была выдана за создание подслушивающих устройств, поэтому сообщение о ней в открытой печати не публиковалось.

С другой стороны, одно из изделий Л. С. Термена получило, можно сказать, наивысшее признание профессионалов. Это подслушивающее устройство, которому не требовались элементы питания. Его разработал ещё з/к Термен. Устройство вмонтировали в деревянное панно, которое в 1945 году советские пионеры подарили послу США А. Гарриману.

При обследовании подарка американские спецслужбисты «жучка» не обнаружили. Панно украсило кабинет посла и провисело там, исправно работая, аж до 1952 года. Прослушка была раскрыта случайно. Ещё несколько лет американские специалисты пытались понять принцип действия устройства, столь удачно внедрённого в высокие дипломатические сферы.

Сейчас этот «жучок» — экспонат Национального музея криптографии при одном из самых секретных учреждений США, Агентстве национальной безопасности.

Лицо и изнанка подарка пионеров Советской страны. Музей криптографии АНБ США.
Лицо и изнанка подарка пионеров Советской страны. Музей криптографии АНБ США.
Фото: ru.wikipedia.org

Выйдя на пенсию, Лев Термен продолжил заниматься своим первым изобретением, которое заставляло петь воздух. Сначала в Московской консерватории, а потом на физическом факультете университета он совершенствовал терменвокс и изобретал новые электромузыкальные инструменты.

Как известно, в России надо жить долго. Лев Термен дожил до 97 лет. За это время он, как говорится, пережил и многое, и многих, даже советскую власть, которая при его жизни началась и при его же жизни закончилась.

В марте 1991 года Лев Сергеевич Термен вступил в КПСС. Когда его удивлённо спросили, зачем ему это, он ответил, что хочет выполнить обещание, которое дал Ленину в марте 1922 года, когда обучал лидера советской России извлекать «музыку сфер» из прибора собственного изобретения. Точно так же в 1948 году объяснял своё желание стать членом ВКП (б) 90-летний микробиолог и эпидемиолог академик Н. Ф. Гамалея: обещал это Ленину.

Так или иначе, но в возрасте 95 лет Термен стал членом партии, которая называла себя ленинской. Впрочем, через полгода эта партия исчезла с политического небосклона.

Статья опубликована в выпуске 26.01.2021

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: