Роберт — третий ребенок в многодетной семье обычных американцев. Жили они в городе, расположенном в так называемом «библейском поясе» Америки, потому в детстве его воспитание было строго пуританским. Мальчик увлекался естественными науками, в том числе астрономией.
По окончании школы приложил все силы, чтобы поступить во флот. В 1929 году ему удалось поступить в Военно-морскую академию США в Аннаполисе. По окончании курса обучения он получил звание энсина и был на выпуске 20-м по рейтингу среди 243 курсантов. При этом по оценкам Роберт был пятым, но из-за дисциплинарных нарушений его рейтинг был несколько понижен и он оказался лишь двадцатым.
Увы, служба у него не заладилась — оказалось, что он страдает «морской болезнью», затем заболел туберкулезом. После излечения, в августе 1934 г., он вышел в отставку в звании лейтенанта.
Оказавшись на гражданке, за последующие пять лет Роберт сменил множество профессий. Он недолго учился в аспирантуре Калифорнийского университета, работал риэлтором, служил на серебряной шахте, а затем стал компаньоном ее владельца, наконец — попытался пойти в политику. Участвовал в нескольких избирательных компаниях различных кандидатов левого толка, входил в движение EPIC («Покончим с бедностью в Калифорнии!») Э. Синклера.
В 1938 году баллотировался в Законодательное собрание Калифорнии. И если бы Роберт Хайнлайн тогда выиграл, скорее всего не появился бы такой писатель-фантаст. Так что очень хорошо, что все его попытки стать политиком оказались неудачными.
В апреле 1939 года, немного разочаровавшись в политике, он написал свой первый фантастический рассказ «Линия жизни», который опубликован в августе в журнале «Astounding Science Fiction». Успех этого рассказа у читателя привел молодого автора в научную фантастику.
Сегодня искусствоведы изучают творчество писателя, делят 50 лет его литературной карьеры на периоды, не соглашаются друг с другом, спорят о том, что имел в виду мастер, когда написал то или это произведение.
За полвека литературного труда Хайнлайн семь раз получил премию «Хьюго», шесть раз — премию «Прометей», два раза — «Локус»… И, кроме этого, различные другие литературные премии.
В СССР его первый рассказ — «Дом четырех измерений» — был напечатал в 1944 году в № 2/3 журнала «Техника-молодежи».
Начиная с 1947 по 1958 год в издательстве Charles Scribner’s Sons ежегодно выходили фантастические романы автора для молодежи — всего 12 произведений. Закончилась эта блистательная и очень популярная серия написанием романа «Звездный десант». Вы фильм смотрели? Он снят именно по этой книге. Правда, в 1959 году, когда он был написан, автор написал скорее памфлет, протест против милитаризации его страны.
Каждый сборник рассказов и повестей Р. Хайнлайна, каждый его роман — своеобразное окошко в будущее нашего мира, как его видел автор. И все герои его произведений легко узнаваемы. Это обычные люди, те самые, с которыми и автор, и его читатели постоянно сталкивались на улицах, просто живут они в будущем. Любовь и предательство, честность и обман в будущем — такие же, как в наше время. Только антураж сильно поменялся, ну, там летающие такси, новые супердома с супергаджетами, а люди-то изменились мало.
В некоторых произведениях поражают выверты сюжета. Например, в «Пасынках Вселенной» на суперсовременном и сверхоборудованном межзвездном лайнере в результате некоторых событий со временем оказалось практически людоедское примитивное общество. При этом изумительно достоверно и филигранно точно описываются события, которые к этому привели — как небольшое человеческое сообщество смогло до такого дойти.
Произведения Хайнлайна много экранизировали, с 1950 по настоящее время по ним снято 7 фильмов и один телеспектакль (по повести «Дверь в лето»).
Роберт Хайнлайн не создавал цельных фантастических миров, его произведения — просто взгляд на предугадываемое автором будущее человечества. Но его вклад в научную фантастику при этом не меньше, чем у Айзека Азимова или Рея Брэдбери — именно этих трех Мастеров считают сегодня самыми лучшими фантастами, создателями этого жанра.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...