К такой классике литературы относится французский писатель Стендаль, «Пармскую обитель» которого (или, к примеру, «Красное и чёрное») можно разглядеть на книжных полках.
Вообще-то, Стендаль — это псевдоним француза Анри Бейля. Родился он в 1783 году в городе Гренобле, в семье адвоката судебной палаты. И суждено было бы сыну адвоката пойти по его стопам, а перед этим изучать всякие скучные науки в какой-нибудь местной школе. Однако в 1789 году грянула Великая Французская революция, и в каком-то смысле Бейлю (Стендалю) повезло.
Образование в стране (как и многое другое) подверглось решительным реформам, и будущий знаменитый писатель вспоминал это время с большой теплотой. Не пришлось ему учить, в общем, много всяких довольно бесполезных предметов.
Школу Анри закончил в 1799 году и сразу же после этого двинулся в Париж, желая продолжить образование в Политехнической школе. Однако вместо этого Бейль отчего-то поступает драгунским корнетом на службу во французскую армию, которая в тот момент находилась в восторге от Наполеона Бонапарта.
В составе французских войск, так сказать, без виз и приглашений, Бейль попал в Италию. И был ею очарован.
Впрочем, в этот раз служба в армии для Бейля была весьма короткой. Он вышел в отставку (так можно было), вернулся во Францию и поселился в Париже, буквально на чердаке.
Там Бейль много читает и так же много пишет. В основном — какие-то наброски, эссе, очерки и путевые заметки. Однако суровые реалии жизни привели к тому, что он оказался без средств к существованию. Он попробовал поработать в торговом доме города Марсель, однако это занятие пришлось ему не по душе.
И тут Бейль вновь записался в армию. Было это в 1806 году. Второй армейский этап в жизни будущего классика французской литературы был значительно длиннее первого. Он растянулся до 1814 года. Примечательно, что в составе французской армии Бейль побывал и в России, став свидетелем Бородинской битвы и последующего изгнания французов из нашей страны.
В общем, в 1814 году Бейль окончательно покинул военную службу и обосновался в Милане.
Горячо любимая им Италия (точнее, несколько итальянских княжеств, ведь единой Италии ещё не было) давала много пищи для размышлений и творчества. Бейль уже потихоньку становится Стендалем и много пишет. В Милане, в частности, он начинает свой трактат «О любви».
Однако итальянские власти, припомнив Стендалю знакомства с итальянскими карбонариями (революционерами), добиваются того, чтобы тот вернулся во Францию.
Впрочем, на родине после изгнания Бонапарта случился некоторый откат к прежним временам. Поэтому Стендаль, вернувшись домой, хоть и продолжает много писать и встречаться с разными людьми, решает быть осторожным. Тем более что вокруг него сформировался эдакий вольнодумский кружок, существование которого явно не было санкционировано властями.
По этой причине Стендаль посылает свои заметки и очерки в Англию без подписи. Там их публикуют, и авторство этих коротких произведений установят почти через сто лет.
- В 1823—1825 годах Стендаль пишет памфлет «Расин и Шекспир».
- В 1827 году он заканчивает «Арманс, сцены из жизни парижского салона 1827 года». В этой книге писатель стилистически уже довольно близко приближается к своим главным шедеврам — книгам «Пармская обитель» и «Красное и чёрное».
- В 1829 году Стендаль, будучи по тогдашним меркам довольно зрелым человеком, публикует «Прогулки по Риму», в которых отдаёт должное Италии и размышляет о вещах, беспокоивших его на протяжении всей жизни.
Интересно, что Стендаль стал одним из первооткрывателей нового, скажем так, книжного направления.
Дело в том, что он часто читал «Судебную газету», в которой находил много интересного материала для своих размышлений и произведений. Так, собственно, и появился роман «Красное и чёрное» — как раз после прочтения в газете материалов уголовного дела Антуана Берте.
После этого Стендаль, наконец, приобрёл известность и понимание. Которые только укрепились после его последующих книг, последней из которых стала «Пармская обитель», завершённая в 1839 году.
Про Стендаля - чудесно! А книги на полках... как по мне, действительно ныне архив, дабы потомки знали, что было и так. Скажем, рукописные книги теперича достояние музеев. Вот зачем мне печатные издания, если в моей электронной книге целая ленинская библиотека?!
Оценка статьи: 5
1 Ответить