После этого Анна (Ахматова — это псевдоним, фамилия бабушки) выходила замуж ещё трижды, но каждый раз — с печальным результатом. Как выяснилось, она не была приспособлена к роли жены и матери — сына оставила в возрасте двух лет жить у свекрови в провинциальном городке Бежецке, и он воссоединился с матерью лишь в возрасте 18 лет, в 1930 году. И это повлекло за собой трагедию всей его жизни. Мама познакомила его с поэтом Осипом Мандельштамом, который за антисталинские стихи был арестован сам и «сдал» всех, кому он читал эти стихи, в том числе и
Отношения его с матерью можно охарактеризовать словами «любовь и непонимание». В поэме А. Ахматовой «Реквием» есть такие слова: «Ты сын и ужас мой». Почему она ТАК написала? Не в этих ли строчках — объяснение:
Я гибель накликала милым.
Погибли один за другим.
О горе мне! Эти могилы
Предсказаны словом моим.
Видимо, она считала себя и свои стихи ответственными за судьбу сына, а его упрёки в том, что она плохо хлопотала об его освобождении — несправедливыми. Всё это не могло не вызывать непонимание и отчуждение. Последние 5 лет жизни она вообще не общалась с сыном.
Ну, а чем же не угодил учёный Лев Гумилёв советской власти? Дело в том, что ему принадлежит авторство одной из самых ярких этнографических (и одновременно историографических) концепций ХХ века — теории «пассионарности», соединившей в себе естественные и гуманитарные науки (этнографию, географию, историю и др.) и способной объяснить ход всей мировой истории. Он доказал на известных исторических примерах, что развитие каждого этноса не поступательно, как говорила официальная наука, а похоже на цикл развития организмов или биологических систем — от возникновения до гибели. Из-за явного расхождения с официальной наукой взглядов
Его книги первоначально издавались методом «самиздата», и только в краткие годы перестройки стали активно издаваться официально (последняя прижизненная вышла в 1989 году). В последние годы жизни его труды были вновь востребованы как материал для идеологических построений и политических спекуляций, а на самого
Не будучи специалистом, не буду спорить с критикой его основной теории — теории «пассионарного» этногенеза, особенно с критикой обоснования причин «пассионарного взрыва» (хотя у меня есть и своё мнение, не во всём совпадающее с объяснениями Л. Н Гумилёва). Думаю, что негативная реакция — в выводах, которые он сделал из своей теории.
Один из них: никакого «татаро-монгольского ига» не было, а было 300-летнее сосуществование народов, в котором было всякое, но больше положительного: ведь татары не раз помогали русским справляться с западной экспансией. Потом пути разошлись, и, в конце концов, татары вошли в российский суперэтнос, в котором благополучно существуют до сих пор.
Да ведь и до Гумилёва не все факты вписывались в концепцию «ига». Например, наш святой Александр Невский, победитель шведов и тевтонов, был любимым приемным сыном татарского хана! Таким образом, с татарами история повторилась, как с готами (я писал недавно об этом): 200 лет славяне взаимодействовали с ними, вместе Рим брали, а потом разошлись (и готы канули в Лету!).
Другой вывод — о Петре Великом: существующие представления о нём
Читая о жизни и трудах
Никогда Ахметова не была фенимисткой. читайте стихи. Чувствуйте..Они о любви к мужчине.
0 Ответить
Как удается уместить так много в такой короткой статье! ) 5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
5. И Вам, и Гумилеву
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Прочитал основной труд Л. Гумилёва "Этногенез и биосфера Земли". Сила!
0 Ответить
Ув.Богдан С., с большим интересом прочитала эту статью, даже посмаковала. Но не могу разобраться в своем впечатлении от нее, от выводов, от общего настроя. Наверно, потому, что сама отношусь к Гумелеву-младшему неоднозначно. В любом случае, спасибо за интереснейший текст.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, и у меня такое же отношение ко Льву Гумилеву
Оценка статьи: 5
0 Ответить
За статью пять. Да, упорства и стойкости у Л.Гумилева было, хоть отбавляй.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за статью. Капля камень точит -это я о тех, кто не вписывается в академофициоз, несмотря на факты, отвергается. Удачи.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо! Удачи Вам, здоровья и счастья!
0 Ответить
Интересная статья. 5.
С самиздатом вы немного переборщили. Его книги издавались и до конца 80-х годов.
История народа Хунну (1960)
Открытие Хазарии (1966)
Древние тюрки (1967)
Поиски вымышленного царства (1970)
Хунну в Китае (1974)
Этногенез и биосфера Земли (1979)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Публиковали неохотно и малыми тиражами, а некоторые долго держали на депонировании. Вот они и выходили "самиздатом".
0 Ответить
Ахматова - фамилия прабабушки по материнской линии.
Ваш выбор заголовка как-то смущает: может ли мать не любить своего ребенка? Ну, в принципе, все бывает. Можно говорить о непонимании, о сложных, непростых отношениях, но НЕлюбовь...не нам с вами судить - много лет прошло.
В остальном - любопытно.
0 Ответить
Пять последних лет А. Ахматова с Л. Гумилёвым не общалась вообще. Это любовь? В жизни всякое бывает.Боюсь, что до конца жизни сын был для неё досадной обузой.
0 Ответить
Зря боитесь.
Вобще лучше б обходиться без оценок в таких ситуациях, как чужие семейные ситуации.
Представлять Гумилева страдальцем, находившимся под запретом, - хороший тон у его нынешних поклонников. Нормально существовавший ученый, нормально преподавал, нормально ездил в экспедиции, нормально издавался.
0 Ответить
Продолжаю Ваши перечисления, Люба:
Нормально трижды сидел в сталинских лагерях.
Нормально жил в коммуналке почти до самой смерти.
Всё нормально?
0 Ответить
Богдан, вы же понимаете, что такое - защититься. Вы понимаете, что такое - докторскую сделать. Просто так это не делалось, вы же должны это понимать!
В 56 году реабилитирован был, как понимаю, все вины сняты - и половину жизни человек преспокойно делал науку. Был бы под запретом - никакой ему докторской, даже однократно, защитить бы не дали.
Ну, возьмите судьбу Бахтина, пострашнее пришлось человеку. Гуревича... Зимина, наконец. Да мало ли их, которым и в столицы въезд был запрещен, по идеологическим мотивам их топтали безжалостно.
Гумилев сам по себе достаточно сложный человек, и вы его героем здесь берете исключительно за имя, за происхождение. И Ахматова - весьма сложный человек. И браться тут отношения этих людей со своей колокольни оценивать - любили - не любили они друг друга - смешно и наносит коммуналкой. Той самой, хе. В которой, кроме Гумилева, в стране советской жили и живут разные люди.
Вот такая страна. При чем только здесь Ахматова?
Угораздило дамочку ребенка родить - чтоб посмертному поношению подвергаться от фанатов этого самого ребенка
0 Ответить
Это Вы правильно заметили - угораздило дамочку ребёнка родить!
И ничего себе - человек просто спокойно делал науку! А сколько его грязью обливал официоз - вы это забыли? Да если бы он спокойно делал науку - он бы и академиком стал и квартиры бы имел не коммунальные!
А я его прославляю не за имена родителей, а за фанатическую преданность ИДЕЕ! Как говаривал Маяковский: "Мы идём сквозь револьверный лай". А уж я-то знаю, что это такое, когда на тебя набрасывается воющая и улюлюкающая толпа приверженцев общепринятой точки зрения! Как посмел! И ведь вся-то и "вина" человека в том, что он выдвинул новую идею, отличную от общепринятой! И что обидно, ведь кидаются на человека те, кто считает себя учеными!
0 Ответить
Здесь я солидарна с Любой Мельник. Куча академиков с квартирами и прочими материальными благами канула в лету, мало кому известная. Это ли критерий? То, что Гумилев выдвинул свои неоднозначные теории - это замечательно. Пусть он не дал ответы на все вопросы. зато заставил думающих людей думать в этом направлении. Тем и силен, тем и ценен, тем и память жива. А судить о тонких семейных отношениях - дело неблагодарное. Наши представления о чужих чувствах не могут не быть поверхностными, через свои картины мира пропущенными, и соответственно они искажены - временем, личностью, стереотипами...
0 Ответить
"фанатическую преданность ИДЕЕ" - это, конечно, ваша личная трактовка. Фанатеть от своих идей - обычно ученые этим не занимаются.
0 Ответить
Cлово "обычно" здесь ключевое. Кто "обычно" этим не занимается, тот ничего путного в науке не достигает.
0 Ответить
фанатеют - фанаты, для которых, кроме объекта поклонения, а им является ученый, его идеи ж фанаты делают своей религией
0 Ответить
За науку, за идеи люди, бывало, и на костёр шли. Слово "фанатический" происходит от слова "фанатики", а не от слова "фанаты". Вот что я имею в виду. Фанаты здесь ни при чём!
0 Ответить