Кстати, балет, можно сказать, был в каждой клеточке будущей примы. Галина родилась 10 января 1910 года в столице Российской империи Санкт-Петербурге в семье танцовщиков Мариинского театра, а потому с раннего детства знала, что такое балет и почему его нужно ненавидеть. А как бы вы отнеслись к тому, что сцена постоянно забирала у девочки и маму, и папу, а стылыми зимними вечерами нужно было через весь холодный город брести в какой-то нетопленый зал на одной из петроградских окраин, где в кинотеатре перед сеансом выступали ее отец Сергей Николаевич и мама Мария Федоровна Романова.
И тем более у нее появился повод для еще большей ненависти, когда мама повела ее в хореографическую школу. Дочери тогда шел девятый год, и она больше всего любила ходить с отцом на рыбалку (улов часто выручал, когда невозможно было купить продукты), а тут вместо удочки и маленького раскладного стульчика у лунки — пуанты и работа до изнеможения. Причем учителем танцев у Гали была мама, которая оставила для дочери единственную привилегию: спрашивала с нее гораздо строже, чем с остальных. А папе девочка всегда жаловалась: «Возьми меня отсюда! Не хочу быть балериной!»
Но дни шли за днями, Галина постепенно втягивалась в учебу, да и другого выхода у нее просто не было: учебное заведение типа интерната предполагало нахождение воспитанников здесь абсолютно все время, только на каникулах их отпускали домой. Но в чем-то Улановой повезло — маму сменила Агриппина Яковлевна Ваганова, которая несколько ослабила «хватку». А с уменьшением нагрузок девочка почувствовала себя гораздо комфортнее и решила для себя: будь что будет!
Оказалось, что за годы учебы она освоила науку танцевать почти что в совершенстве. И не удивительно, что после выпускного спектакля 16 мая 1928 года Уланова была принята в труппу ленинградского Театра оперы и балета (впоследствии Театра им. С. М. Кирова). Думаю, что руководители театра даже предположить не могли, что берут в труппу будущую приму, все-таки, даже в свои 18 лет Галина Сергеевна была похожа скорее на гадкого утенка, чем на прекрасного лебедя. Впрочем, у нее была потрясающая пластика, а потому уже в следующем году ей доверили исполнить главные роли в «Спящей красавице» и «Лебедином озере», а дальше была «Раймонда» и «Жизель».
Как заметили критики, Принцесса-Лебедь в ее исполнении была настолько величава, настолько выразительна, что зрителям иногда казалось, что это вовсе не девушка парит на сцене, а именно белая лебедушка. Жизель — очень импульсивна, кажется, темперамент так и брызжет из нее, как вешняя вода весной.
Когда ее однокурсник Ростислав Захаров решил ставить «Бахчисарайский фонтан», он нисколько не сомневался: роль Марии должна была исполнять именно Уланова. А поскольку это была одна из первых его самостоятельных постановок, Галина постаралась. Да так, что первый маршал и «покровитель» рабоче-крестьянских стрелков Клемент Ефремович Ворошилов настоял на том, чтобы ленинградский балет срочно был представлен в Москве. А на премьеру «Бахчисарайского фонтана» был зван гостивший в то время в советской столице Ромен Ролан. Пролетарский писатель был просто потрясен Улановой. Он не нашел для нее никаких эпитетов, кроме «Королева!».
Кстати, практически с того же самого времени Уланова олицетворяла своим мастерством не просто советскую балетную школу, а скорее, саму страну. И ее Золушка, появившаяся на сцене в победном 1945 году, стала ничем иным, как воплощением несгибаемого русского духа в этой маленькой французской падчерице.
«Дорогая Галина Сергеевна! — писал Улановой Борис Пастернак. — Вы большая, большая артистка, и я со все время мокрым лицом смотрел Вас вчера в „Золушке“ — так действует на меня присутствие всего истинного большого рядом в пространстве. Я особенно рад, что видел Вас в роли, которая наряду со многими другими образами мирового вымысла выражает чудесную и победительную силу детской, покорной обстоятельствам и верной себе чистоты… Старое сердце мое с Вами…»
Как было сказано выше, Уланова не была обделена наградами, помимо всевозможных премий ее дважды награждали Золотой звездой Героя Социалистического труда, случай в балете уникальный!
Кстати, Галина Сергеевна никогда не была монашкой, несколько раз она выходила замуж, причем только один раз за Юрия Завадского официально, остальные мужья были гражданскими. Так складывалась судьба, что это были солидные, умудренные жизнью режиссеры. И каждый из них пытался лепить из нее тот образ, который хотел воплотить на сцене.
Плохо это было или хорошо — однозначно сказать сложно: у каждой медали две стороны. Скорее всего, это все на пользу, если не считаться с чувствами самой Улановой: не думаю, что каждый «развод» доставлял ей удовольствие. И это не считая психологических страданий: наверняка, каждый из ее мужчин мечтал о том, чтобы она родила ему ребенка. Но, как признавалась сама Уланова, детей иметь запрещали ей родители!
Искренне жаль и их, и саму великую танцовщицу. Может быть, это сократило бы ее балетную карьеру, но разве можно сравнить работу, даже успешную, славу и почитание с детской улыбкой?!
Она тихо упокоилась 21 марта 1998 года на 89-м году жизни. Незадолго до смертного часа Уланова уничтожила все бумаги, из которых можно было что-то узнать о ее частной жизни. К «копанию в белье» со стороны журналистов она относилась с известной долей брезгливости.
«Будь у нас такая же жара, как в Африке, люди бы ходили даже не в набедренных повязках, а голыми», — горько замечала она…
Елена, так кто вам мешает написать мощную статью?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
абсолютно беспомощная статья, с точки зрения жанра)
0 Ответить
Уланова и есть балет 20 века.
Маленькое замечание, фраза "Галина Сергеевна никогда не была монашкой", невероятно пошла и не уместна. Оценка 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
За статью пять, Юр. С особым чувством прочитала про "тихо упокоилась"... Действительно, тише некуда: одна в квартире. А архив все ж таки остался!
Оценка статьи: 5
0 Ответить