• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юрий Тарасенко Дебютант

Юрий Гарнаев. Может ли человек летать на «табуретке»?

Несколько странный вопрос, не правда ли? Но, как бы смешно или необычно это ни звучало, для него есть вполне конкретный ответ: «Может». И это не шутка.

Потому что был на свете человек, который делал подобного рода вещи вполне успешно и, более того, с азартом и увлеченностью безнадежного романтика. Звали этого человека Юрий Александрович Гарнаев.

Он был заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза. И насколько необычен вопрос, поставленный в заголовке, настолько же удивительна его летная судьба. Но именно благодаря его короткой, совсем нелегкой, но яркой и полной настоящего героизма жизни, были получены ответы на многие, подчас фундаментальные вопросы авиационной и космической науки и практики.

Авиационная специализация его была уникальна и именно потому, что как таковой специализации не было. Испытатели тогда имели определенную, довольно узкую, направленность деятельности и, в основном, испытывали различные типы летательных аппаратов каждый. Это мог быть истребитель, дальний бомбардировщик или вертолет. Но к Гарнаеву это не относилось. Он просто поражал своей разносторонностью. Его называли летчиком, «летавшим на всем, кроме ворот, но полетевшим бы и на воротах, если на них поставить двигатель».

Родился он 17 декабря 1917 года и юность его пришлась на 30-е годы, время бурного развития авиации в СССР. «Комсомолец! На самолет!» — таков был один из известнейших лозунгов того времени. И Гарнаев был на вершине этой волны всеобщего энтузиазма, превратившись, в конце концов, из увлеченного мальчишки в настоящего фанатика авиации.

Аэроклуб, училище военных летчиков, служба в строевых частях Забайкалья. Участие в советско-японской войне, 20 боевых вылетов. А потом судьба сделала крутой поворот. В 1945 году он был репрессирован и осужден на три года лагерей. Это могло бы стать концом летной карьеры любого летчика, но только не Юрия Гарнаева.

В 1948 году после освобождения он поехал в подмосковный Жуковский, в летно-исследовательский институт, и устроился там слесарем на аэродроме. Уже тогда, как человек знакомый с авиацией, он принимал участие в наземных испытаниях первых катапультных кресел. Потом последовало увольнение в результате одной из пресловутых «чисток рядов», и только в 1951 году он наконец-то прочно обосновался на аэродроме ЛИИ.

Как раз тогда пришла пора испытывать катапультные кресла с участием человека в полете, то есть на предельных скоростях и высотах. Желающих проводить над собой такие эксперименты было немного, а те, кто соглашался, выдвигали дополнительные условия личного характера. Гарнаев же никаких условий не ставил, лишь бы пустили в небо. Его приняли на работу «парашютистом-испытателем», и он совершил несколько испытательных катапультирований.

Примерно такая же история получилась и с вертолетами. Тогда шло бурное развитие и внедрение этих аппаратов. Но опытные летчики-испытатели относились к ним с недоверием. И тут на первый план опять вышел Юрий Гарнаев. При содействии знаменитого Михаила Громова он стал учиться в школе летчиков-испытателей и уже в 1952 году начал испытывать вертолеты, а с 1953 года и другую авиационную технику. Он наконец пришел к тому, к чему так давно стремилась его душа.

И вот начались испытания, удивительные, ни с чем не сравнимые полеты на всем, начиная от «ворот» и кончая «табуреткой». Полный список этих дел очень впечатляющ, и практически все они имеют три отличительных признака: они исключительно опасны для жизни, они исключительно полезны для развития авиации, до Гарнаева (а зачастую и позже) их никто никогда не делал.

Стратосферные прыжки с парашютом, испытания высотных скафандров, испытания различных типов истребителей, бомбардировщиков и транспортных самолетов на критических режимах полета, испытание самолета вертикального взлета и посадки, отработка крыльевой дозаправки в воздухе, летные испытания автопилотов и силовых установок, испытание вертолета-вагона ЯК-24, проведение испытаний по отстрелу лопастей вертолета в воздухе, испытание снижения вертолета на авторотации… И, наконец, совсем уж экзотика — испытание винтокрыла и турболета.

Винтокрыл — это такой летательный аппарат, у которого есть несущий винт, как у вертолета, и крыло и тянущий воздушный винт, как у самолета. Взлетает и садится он вертикально и управляется на этих режимах, как вертолет, а на режиме поступательного полета при разгоне до определенной скорости летит и управляется, как самолет. Был в истории нашей авиации такой аппарат КА-22. Все испытания его провел Юрий Гарнаев со своим экипажем.

А турболет как раз и есть та самая «летающая табуретка». В то время полным ходом создавались самолеты вертикального взлета и посадки. Но дело в том, что управляемость самолета на таких режимах, когда он почти не обдувается набегающим потоком, весьма проблематична. Поэтому было принято решение о постройке экспериментальной летающей лаборатории для исследования этой проблемы.

Слово «турболет» появилось позже. А вначале этот аппарат называли «летающим стендом», «летающим столом», а в среде авиаторов попросту окрестили «летающей табуреткой». Не очень ласково. Но и особой симпатии он не вызывал, особенно на первый взгляд. Мягко говоря, абсолютно странное сооружение. Ни крыльев, ни фюзеляжа, ни винта или какого-нибудь другого привычного атрибута летательного аппарата. Только ферма, посередине вертикальный реактивный двигатель и сбоку кабина пилота. Управлялся турболет при помощи газовых рулей, расположенных в сопле двигателя, и струйных, смонтированных на выносах ферменного корпуса.

Устойчивость и управляемость этой машины была предметом главного беспокойства конструкторов. Стоит летчику допустить малейшую неточность, и она опрокинется, тогда — катастрофа. Средств спасения не было, потому что все полеты выполнялись на небольшой высоте и парашют просто не успел бы раскрыться. То же самое произошло бы в случае отказа двигателя. Тут уж ни о каком планировании или авторотации речь не идет.

Вполне естественно, что за испытание такого аппарата взялся Юрий Гарнаев. Исключительное мастерство и профессионализм этого человека заставили турболет не просто летать, а летать уверенно и красиво. А такое под силу не каждому летательному аппарату, это уж точно… Десятки полетов выполнил на нем Гарнаев в 1957—1958 годах, а 1958 году участвовал в воздушном параде в Тушино. Стремительный взлет, полеты вдоль поля с возрастающей скоростью, зависания, вращения и наклоны… Все это произвело неизгладимое впечатление на очевидцев.

В дальнейшем богатый опыт и информация, полученные в результате полетов турболета, были использованы при создании первого советского истребителя вертикального взлета и посадки ЯК-36, а также при разработке советской лунной программы. А турболет, так же как винтокрыл и многие другие летательные аппараты, экзотические и не очень, находится сейчас в авиационном музее в Монино.

К сожалению, жизнь и летная карьера Юрия Гарнаева трагически оборвались в 1967 году во время одного из полетов по тушению лесных пожаров на юге Франции. В 60-х годах он часто бывал за рубежом, представляя советскую авиационную технику на различных авиасалонах и выставках. И работал не в качестве наземного консультанта, а в качестве ведущего пилота. Кто же еще, кроме него, мог показать все лучшие свойства наших самолетов и вертолетов?

На парижском авиасалоне в Ле-Бурже был показан и испытан противопожарный вариант тяжелого транспортного вертолета МИ-6, лучшего в мире тогда в своем классе. Вертолет и его пилот так понравились, что была официально высказана просьба о помощи в тушении лесных пожаров. Один из тяжелых, рискованных полетов закончился трагически…

Говоря о Юрии Гарнаеве, наверное, все-таки было бы неправильно отделять жизнь от летной работы. Он был из тех людей, из тех летчиков, для которых жить значит летать, а летать значит жить… И сейчас нам остается только сожалеть, что он так скоро ушел в свой последний полет.

Статья опубликована в выпуске 30.01.2009
Обновлено 4.10.2016

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: