Михаил Штокало Дебютант

Ракель Меллер: о ком напоминают нам песни Вертинского?

Ракель Меллер — центральный персонаж одноименной песни Александра Вертинского.

Судя по тексту песни, Ракель была настоящей звездой — испанской певицей, перед которой падал ниц весь Париж. Тем более удивительно, что сегодня ее имя совершенно забыто.

Вот что пишет, к примеру, журналистка «Новой газеты» Наталья Малахова: «Если верить тексту Вертинского, Ракель Меллер голосом покорила Париж, но исторических свидетельств о её существовании никто найти так и не смог». То же самое пишет в «Fashion Time» Надежда Вайнер: «Ракель Меллер… женщина-загадка, о которой нам известно лишь одно — её имя. Потому что не осталось ни одной её фотографии, ни одного упоминания — кроме как в записках великого шансонье».

Нет ничего удивительно в подобной неосведомленности журналистов, если даже организаторы концертной программы «Прощальный ужин Ракель Меллер», посвященной творчеству Вертинского, Глеб Самойлов и Александр Скляр говорят, что «Вообще непонятно, кто это — Ракель Меллер. Ни для кого. Нет практически никаких свидетельств о ней, только имя… Но это реальный персонаж, она действительно была». Ну что ж, и на этом спасибо. Будем исходить из того, что Ракель Меллер «действительно была». Кем же была Ракель Меллер, столь высоко оцененная великим Вертинским и совершенно забытая нашими современниками?

Ракель МеллерРакель Меллер, урожденная Франциска Маркес Лопес, родилась 9 марта 1888 года в городке Тарасона, что неподалеку от Сарагосы — столицы испанской провинции Арагон.

Отцом ее был арагонец, мать происходила из соседней провинции — Риоха, куда и переехала семья вскоре после рождения Франциски. Там они жили в поселке Инестрильяс, ее отец работал кузнецом. Через несколько лет семья переехала в Барселону. Здесь Франциска работала в ателье и в это время встретила знаменитую певицу Марту Оливер. Под покровительством Марты в феврале 1908 она дебютировала в мюзик-холле «Большая Скала» под именем Прекрасная Ракель. Вскоре она окончательно изменила свое имя на Ракель Меллер — немецкая фамилия, вероятно, была знаком уважения к этой нации.

16 сентября 1911 года Ракель впервые выступила в барселонском театре «Арнау» и вошла в эпоху, спев две песни Хосе Падильи Санчеса — «Продавщица фиалок» и «Медальон» — песни, которые сделали её знаменитой.

В 1917 году Ракель познакомилась с гватемальским писателем и дипломатом Энрике Гомесом Каррильо, с которым они поженились в 1919 году (развелись в 1922). В том же году состоялись её триумфальные выступления в Париже, в самом большом концертном зале французской столицы — «Олимпии».

Сеньориты и сеньоры!
Покупайте вы фиалки,
Пусть не будет денег жалко,
Это тот цветок, который
Счастье может принести! -

пела Ракель, и весь Париж повторял за ней эту песенку. Интересное совпадение: строительство «Олимпии» началось в том же самом 1888 году, в котором родилась Ракель Меллер.

С большим успехом Ракель выступала в странах Южной Америки — Аргентине, Уругвае, Чили. В 1926 она гастролировала в Соединенных Штатах, её посещения удостоились такие города, как Нью-Йорк, Филадельфия, Чикаго, Бостон, Балтимор и Лос-Анжелес.

В 1930 Чарли Чаплин предложил Ракель главную роль в фильме «Огни Большого города», но переговоры успехом не увенчались. Тем не менее, что-то от Ракель Меллер в фильме все же есть: в нем звучит мелодия прославившей её песни «Продавщица фиалок».

В 1922 году Ракель сделала первый шаг на кинематографическом поприще. Среди крупных успехов — шедевры немого кино «Королевские фиалки», вышедшие в 1923, и «Кармен» 1926 года. В 1932 Ракель снялась во второй, звуковой версии «Императорских фиалок», а в 1936 начала сниматься в картине Лола Триана, производство которой было прервано начавшейся гражданской войной.

В 30-е годы Ракель жила в Париже как звезда первой величины. Ее голос, красота, элегантность, большие черные глаза и талант певицы сделали ее знаменитой. Сама Сара Бернар называла её гением.

До того как Ракель Меллер появилась на сцене, куплеты исполнявшихся ею песен считались заурядными и даже вульгарными, однако интерпретация Ракель Меллер подняла их на высокий уровень.

В 1937 Ракель уехала в Аргентину и оставалась там до конца испанской гражданской войны. В 1939 она вернулась в Барселону и второй раз вышла замуж — за французского предпринимателя Демона Сайака (развелись в 1943). Начавшаяся Вторая мировая война крайне отрицательно повлияла на карьеру Ракель Меллер. Когда говорят пушки, музы молчат… Постепенно певицу стали забывать.

После премьеры фильмов «Последний куплет» (1957) и «Продавщица фиалок» (1958), в которых пелись песни времен ее наибольшего успеха, Ракель Меллер пыталась восстановить свою славу звезды, но сделать это ей уже не удалось…

26 июля 1962 года Ракель Меллер, урожденная Франциска Маркес Лопес, скончалась и была похоронена на кладбище Монтжуйк в Барселоне.

Лишь песни Вертинского напоминают теперь об этой удивительной женщине.

Обновлено 4.07.2010
Статья размещена на сайте 16.11.2009

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Красавица. Такая женщина достойна внимания.

    Оценка статьи: 5

  • Как автор замечу, что фотографию к статье я дал совершенно другую, на этой даже и не ракель меллер вовсе

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 4 июля 2010 в 12:59

      Михаил Штокало, Вы об этом уже поговорили с оформителем полгода назад:
      Михаил Штокало
      Комментарий: скажите пожалуйста, что за человек на фотографии в моей статье про ракель меллер?
      -----
      Илона Грошева
      Комментарий: Михаил, этот человек - образ, иллюстрация.


      Как автору, замечу - если бы Вы прочитали правила, то знали бы, что вертикальная фотография не может быть основной, ее нужно ставить в текст. Ну а еще необходимо указывать источник и автора фото.

      • Андрей Игоревич Читатель 1 февраля 2016 в 00:10 отредактирован 25 мая 2018 в 06:28

        Марианна Власова, почему не дан развернутый ответ, удовлетворяющий пожеланию автора статьи, и Вы приводите его в контексте пикировки автору?

        "Как автору, замечу - если бы Вы прочитали правила, то знали бы, что вертикальная фотография не может быть основной, ее нужно ставить в текст. Ну а еще необходимо указывать источник и автора фото."

        - Какой смысл в Вашей безграмотной и мелкой язвительности автору, портящее впечатление от статьи?
        Неужели не понимаете, что есть высокий уровень грамотности в этике, и только самый низкий или "колхозный" придирается лишь к деталям оформления и орфографии? Это все технически, и можно совершенно другим, уважительным, духом сказать, и не здесь распространяться, тем более обращаясь к мужчине? Хотел поделиться статьей, но из-за Вас, Марианна Власова, затруднительно это сделать, как, извините, из-за ложки дегтя, пачкающее настроение от хорошей статьи.

  • Миша, отличная статья, добротный стиль, зорошо выписаны характеры, спасибо. 5 +

    Оценка статьи: 5

  • Михаил Штокало, а её Испано-Сюиза была голубого цвета?

  • «Если верить тесту Вертинского...

    должно быть ТЕКСТУ (пропущена буква К)