• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валентина Пономарева Грандмастер

Елена Тяпкина: помните такую актрису? Вы не раз ее видели на экране...

Кто же не знает фильм «Веселые ребята«! Любой и каждый без труда вспомнит, что там играют Любовь Орлова и Леонид Утесов. А вот на вопрос о том, кто создал острохарактерный сатирический образ мамаши, ответит не каждый. Но именно эта актриса является героиней сегодняшнего рассказа.

О биографии талантливой личности известно, к сожалению, немного. Она, ровесница XX века, родилась в Замоскворечье, в семье, поддерживающей мерный уклад жизни и высокую набожность. В то же время родители Елены, которую домашние звали Лелей, имели интеллигентный склад характера и постарались дать дочери хорошее образование.

Кое-где встречаются сообщения о том, что семья дружила с Провом Ермиловым, творческий псевдоним которого — Садовский. Однако, если учесть, что знаменитый родоначальник театрального семейства скончался в 1872 году, это можно отнести лишь предкам более дальних колен Тяпкиных.

С детства увлекаясь театром, но все же не помышляя об артистической карьере, девушка выбрала гуманитарную стезю и по окончании гимназии пошла учиться на историко-филологический факультет, поскольку литература ее тоже сильно привлекала. Когда же в июле 1919 года в Москве был открыт Ритмический институт, отправилась туда.

Это был уникальный вуз, в котором помимо собственно ритмики, преподавали сольфеджио, историю музыки, педагогику, психологию, художественное слово, пластику, физиологию и другие дисциплины. Кстати, ритмику там вела Елена Васильевна Чаянова. Но Лелю Тяпкину поманило в этот институт другое: модная школа Далькроза.

Она представляет собой систему музыкально-ритмического воспитания, развития музыкальных и ритмических способностей и тренировок для выработки абсолютного слуха и таланта музыкальной импровизации. Увы, именно за включение в программу этой системы институт был закрыт в 1924 году. Нашей героини на ту пору там давно уже не было.

Успев поработать секретарем Н. К. Крупской во внешкольном отделе Нарпромпроса, она все же решила поменять профессию и поступила в Студию революционной сатиры, созданную наркомом просвещения А. В. Луначарским и режиссером А. П. Зоновым, а затем перешла в Высшие театральные мастерские, точнее во входившие в их структуру Высшие режиссёрские мастерские В. Э. Мейерхольда, а потом и в его театр, где служила несколько лет и, по имеющимся свидетельствам, была глубоко им почитаема.

В 1926 году впервые снялась в фильме «Каштанка», через два года — в «Доме на Трубной», и, наконец, в 1934-м — в «Веселых ребятах». За свою жизнь Елена Алексеевна сыграла 20 киноролей, в том числе в таких известных лентах, как «Светлый путь» (секретарь парткома Пронина), «Запасной игрок» (мать Веснушкиных), «Анна Каренина» (княгиня Мягкая), «Война и мир» (Ахросимова).

Но особое место среди них занимают военные кинокартины: «Жди меня», «Во имя Родины», «Радуга». О последней нельзя не рассказать поподробнее. В нем она играла украинскую колхозницу Федосью, в хате которой живет немец-каратель. Но могла бы и не играть…

Дело в том, что как только актрисе предложили роль, пришло известие о том, что на войне погиб ее сын Глеб, который не призывался в армию по состоянию здоровья, но, тем не менее, явился в военкомат и настоял на отправке на фронт. Ей предлагали отказаться от участия в съемках, а она, как говорят, ответила: «Буду играть. Мы воюем».

Я. Варшавский, знавший Елену Алексеевну лично, писал о том, как она рассказывала:

«Николай Охлопков говорит: «Не снимайся, тебе будет слишком тяжело, твоя Федосья видит труп убитого сына, как ты сможешь сыграть такое, не надо!» Все-таки я согласилась сняться. Но с условием — без репетиций и без дублей: повторить не смогу. Все же перед самой съемкой стало невозможно тяжело.

Я говорю режиссеру: «Пощадите, сил не хватит!». В самом деле, слезы душат. А режиссер, горько поникнув своей головой, гладит меня и молчит. А я повторяю: «Правда, не смогу, пощадите». Тогда он выдавил из себя такое распространенное в ту пору слово: «Надо!».

«Да, — говорю, — понимаю, что надо, постараюсь, но не знаю, что получится». Режиссер попросил меня почистить перед камерой картошку — наверно, чтобы занять мое внимание простым, привычным действием, не выматывать ожиданием мои силы. И вот я чищу картошку… И как-то само собой сказалось: «Сыночек, сыночек…». Кадр был снят незаметно для меня. Тут режиссер встал передо мной на колени и поцеловал руки, еще вымазанные картошкой". Режиссером был Марк Донской.

Виктор Астафьев посвятил Елене Алексеевне рассказ «Старое кино», в котором о ней и о фильме «Радуга» пишет так:

«На фронте, будучи уже взрослым и тертым воякой, сидел я как-то в тесно забитой бойцами украинской клуне прямо на земляном молотильном току и смотрел кинокартину о войне, смотрел и вдруг дрогнул сердцем, вскинулся, узнав знакомую с детства актрису. В клуне глухой кашель, хрип — солдаты плакали „про себя“, давя разбухшую боль в груди, и каждый думал, что плачет только он один — такой жалостливый уродился».

Много лет своей жизни отдала артистическому творчеству Е. А. Тяпкина. Играла, кроме мейерхольдовского, в Театре Революции, в Малом, в Театре драмы им. М. Горького в Ростове-на-Дону, Московском театре драмы. Озвучивала роли в мультфильмах: «Сказка о попе и работнике его Балде» (1940), «Весенняя сказка» (1941). В кино последний раз снялась в 1980-м, за 4 года до кончины. Это был фильм «Каникулы Кроша».

Сегодня у Елены Алексеевны день рожденья — 110-ая годовщина. Достойная причина вспомнить талантливую актрису. Светлая память.

Статья опубликована в выпуске 10.05.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: