Личный опыт В. Франкла дал ключ к пониманию того, как человек может подняться из бездны тяжелейших обстоятельств и условий, граничащих с постоянной угрозой смерти, сохранив в себе человека. Он писал:
Лагерная жизнь дала возможность заглянуть в самые глубины человеческой души. И надо ли удивляться тому, что в глубинах этих обнаружилось все, что свойственно человеку. Человеческое — это сплав добра и зла. Рубеж, разделяющий добро и зло, проходит через все человеческое и достигает самых глубин человеческой души. Он различим даже в бездне концлагеря.
Из собственных наблюдений пребывания в концлагере Виктор Франкл выделяет три фазы: прибытия в лагерь, пребывания в нем и освобождения.
Первую фазу он характеризует как «шок прибытия», охватившего страха. Прибывшим заключенным, в числе которых находился и В. Франкл, предстояло входить в великий ужас, свыкаться с ним. Безвыходность ситуации, постоянная угроза гибели — все это приводило почти каждого из заключенных к мысли о самоубийстве. Сам Франкл дал себе слово «не бросаться на проволоку» (способ самоубийства — прикоснувшись к колючей проволоке, получить смертельный удар тока высокого напряжения).
Дальнейший период пребывания в концлагере Франкл характеризует как проявление второй фазы: апатия, внутреннее отупение, безразличие делали заключенного менее чувствительным к ежедневным побоям. Франкл отмечает, что причиняемая побоями телесная боль была для заключенных не самым главным. Несмотря на апатию, людей мучили больше всего душевная боль, возмущение несправедливостью.
В. Франкл пишет:
Мы дошли до состояния стада овец, которые только и знают, что избегать нападения собак и, когда их на минутку оставят в покое, немного поесть. И подобно овцам, при виде опасности боязливо сбивающимся в кучу, каждый из нас стремился не оставаться с краю, попасть в середину своего ряда, в середину своей колонны, в голове и хвосте которой шли конвоиры.
О картине страданий от голода и истощения в лагере Франкл повествует так:
Кто не голодал сам, тот не сможет представить себе, какие внутренние конфликты, какое напряжение воли испытывает человек в этом состоянии. Он не поймет, не ощутит, каково это, стоя в котловане, долбить киркой неподатливую землю, все время прислушиваясь, не загудит ли сирена, возвещающая половину десятого, а затем десять; ждать этого получасового обеденного перерыва; неотступно думать, выдадут ли хлеб; без конца спрашивать у бригадира, если он не злой, и у проходящих мимо гражданских — который час? И распухшими, негнущимися от холода пальцами, то и дело ощупывать в кармане кусочек хлеба, отламывать крошку, подносить ее ко рту и судорожно класть обратно — ведь утром я дал себе клятвенное обещание дотерпеть до обеда!
Вопреки этим тяжелейшим условиям холода и голода, вопреки отчаянью и безверию, витавшему в концлагерях, В. Франклу совместно с другими психиатрами удается оказывать психологическую помощь в виде устранения первоначального шока у прибывших заключенных, оказания поддержки на начальном этапе пребывания, предотвращения самоубийств. Девизом этих усилий, по мнению Франкла, была мысль, выраженная Ницше: «У кого есть «Зачем», тот выдержит почти любое «Как».
Надо было в той мере, в какой позволяли обстоятельства, помочь заключенному осознать свое «Зачем», свою жизненную цель, а это дало бы ему силы перенести наше кошмарное «Как», все ужасы лагерной жизни, укрепиться внутренне, противостоять лагерной действительности.
Франкл приходит к понимаю того, что в концлагере можно отнять у человека все, кроме человеческой свободы, свободы отнестись к обстоятельствам или так, или иначе. И, по мнению В. Франкла, концлагерь давал тысячу возможностей осуществить этот выбор и даже бороться за смысл жизни. Под смыслом Франкл понимал не только «смысл жизни», но и смысл страдания и умирания.
От самого человека зависело, сделает он выбор в сторону прозябания, как у тысяч, или победы духа — как у немногих.
Если мне и нужны были какие-то доказательства того, что сила человеческого духа является реальностью, концлагерь предоставил их мне сполна.
Однажды, — пишет Франкл, — для каждого освобожденного наступает день, когда он, оглядываясь на все пережитое, делает открытие: он сам не может понять, как у него хватило сил выстоять, вынести все то, с чем он столкнулся. И если было время, когда свобода казалась ему прекрасным сном, то наступает и время, когда все пережитое в лагере он вспоминает, как кошмарный сон. И главным его достижением становится то несравненное чувство, что теперь он уже может не бояться ничего на свете — кроме своего Бога.
Так заканчивает свое повествование о пребывании в концлагерях человек, сумевший проявить твердость духа и осуществить выбор в борьбе за смысл жизни. Человек, сумевший подняться из бездны сам и поднять других.
Уважаемая Елена Посашкова. Спасибо, что вспомнили о таком замечательном человеке, как Виктор Франкл. Замечательная статья, поднята серьезная тема о возможности победы духовного над материальным даже в нечеловеческих условиях фашистских концлагерей.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена, вам безусловно удалось заинтересовать личностью этого человека, по крайней мере, меня. обязательно прочитаю, хоть и представляю, что читать будет очень сложно
0 Ответить
Спасибо всем за отзывы! Очень рада,что статья о такой личности вызвала отклики. Хочется дать некоторые пояснения к статье.
1.В.Франкл находился в концлагерях Терезинштадт, Аушвиц,Дахау.
2. Цель статьи - привлечь ваше внимание к такой неординарной личности как В.Франкл,точнее к периоду его пребывания в концлагерях.
3. Цитируемый материал в статье обусловлен желанием воссоздать атмосферу пребывания в концлагере и показать читателям,что творится в душе человека,попавшего в такие условия.Более полно выразить переживания такого заключенного, может только человек, сам испытавший на собственной шкуре бездну концлагерей,а именно В.Франкл. Очень хотелось,чтобы читатели смогли услышать хотя бы отрывки "монолога" из "уст" такого человека.
4. Ганна Римская, Виктор Франкл совместно с другими психологами оказывал помощь заключенным. Имеется ввиду, что кроме Франкла в числе заключенных были и другие психологи, совместными усилиями которых осуществлялась поддержка. Конечно, такая помощь оказывалась тайно, когда была возможность для этого.
5.Сам В.Франкл в предисловии к своей книге о пребывании в концлагере пишет, что эта книга не о глобальных ужасах концлагерей. Книга "О том, как эта мучительная лагерная повседневность отражалась на душевном состоянии обычного, среднего заключенного".Рекомендую прочитать данную книгу, потому что в рамках этой статьи невозможно охватить все, что такому человеку, как В.Франкл, довелось испытать и, повторюсь словами своей статьи, подняться из бездны самому и поднять других.
1 Ответить
Хорошая статья и поучительные, взвешенные комментарии.
Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена Посашкова, хорошая статья на замечательную тему. Кстати, вот пример того, как можно писать об ученых - самозабвенных исследователях.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я знаю Франкла немного с другой стороны - как создателя метода парадоксальной интенции. Это было практически единственное, что помогло мне вылечиться от невроза навязчивых состояний. Упокой, Господи, с миром этого замечательного человека...
0 Ответить
Спасибо, Елена!
0 Ответить
Ганна,нельзя забывать, что из 140 тысяч заключенных Терезина, в живых осталось только 17 247 человек. Остальные погибли, причем 33000 непосредственно в самом Терезине. И облегчала ли "культурная" жизнь Терезина поиск смысла жизни или наоборот - еще большой вопрос. Жить в нечеловеческих физических и моральных условиях и еще при этом еще услаждать своих палачей искусством... (об этом очень хорошо написано в воспоминаниях Захара Трубакова, узника Сырецкого концлагеря).
2 Ответить
Ирина Силаева, а кто спорит-то.
Но статья написана так, что создается впечатление, что в немецких концлагерях были созданы такие условия, что там работали психологи.
Но ведь это не так. Фашисты не были бы фашистами, если бы планомерно не уничтожались славянские и еврейские народы в лагерях. Именно в лагерях смерти, каким являлись и Дахау, и Бухенвальд, и Освенцим, и Заксенхаузкен, и Маутхаузен. Где число погибших и уничтоженных было значительно больше.
А Терезинштадт -, я уже писала, "образцово-показательный" лагерь, для "проверяющих" (Красного Креста). Уничтожались люди и там, но не такими методами, как в лагерях смерти, но уничтожались.
читать дальше →
Вот и были условия для работы таких людей, что совершенно не умаляет их заслуг. Есть и книга о композиторах бывших в этом лагере.
0 Ответить
Насколько я помню, он находился в образцово-показательном лагере-гетто для евреев-интллектуалов.
Конечно, сравнить Терезинштадт с Бухенвальдом, Освенцимом, Дахау... , очень сложно. Условия содержания не те.
Но и то, что он сделал достойно уважения.
0 Ответить
Ганна Римская, вы имеете право сравнивать условия содержания в Терезине и Дахау?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галина Резапкина, а в чем дело? Этот лагерь не предназначался для массовых убийств. Это был, в своем роде перевалочный пункт. Кто-то задерживался на месяц и отправлялся дальше, в лагеря смерти - Дахау, Бухенвальд и др., кто-то находился более года.
Это была своего рода потемкинская деревня,- свое, еврейское самоуправление, свои деньги выпускались, концерты, репетиции.
А у Вас какое право, спрашивать у меня право высказывать свое мнение?
Я по роду деятельности интересовалась логотерапией, основателем которой является Франкл и эта тема оказания психологической помощи в концлагере заинтересовала.
1 Ответить
Ганна Римская, а что вы так возбудились? Я просто спросила, имеете ли вы право. Вы ответили. Подкрепили ссылкой на какую-то книгу. Замечательно, что интересовались логотерапией. Признаете, что Франкл достоин уважения, несмотря на то что, по вашему мнению, не по полной программе получил... Кстати, я была в этом Терезине, правда, на экскурсии, уж извините. Но мне мало не показалось. Ваш комментарий по-прежнему считаю циничным.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галина Резапкина, эту переписку здесь продолжать не надо. Мнения высказаны, права разъяснены - и достаточно для блога статьи.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Люба Мельник, простите, зацепило, не удержалась, больше не буду, ухожу...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
О Франкле можно было бы гораздо больше написать, даже цикл статей, уж очень интересная личность и не менее интересная теория.
0 Ответить
Галина Вильвовская, согласна, жалко, что статья об этом великом человека свелась к избыточному цитированию - впору Франкла брать в соавторы Но за тему Елене - спасибо! Чем не повод перечитать "Сказать жизни да", где есть прямой ответ на вопрос заголовка?
Оценка статьи: 5
0 Ответить