Владимир  Жестков Грандмастер

Какими они были, те «старики», что шли в бой? Виталий Иванович Попков. Часть 4: Почётный гражданин 14 городов

За неполных три года, проведенных дважды Героем Советского Союза Виталием Попковым в Великой Отечественной войне, ему пришлось сражаться в небе Европы от Волги до Вислы, Одера и Дуная и провести последние бои в небе над Влтавой уже через несколько дней после капитуляции фашистской Германии. За это время советскому асу, одному из лучших лётчиков-истребителей антигитлеровской коалиции, довелось уничтожить полтора вражеских авиаполка.

Перейти к предыдущей части статьи

Виталий Иванович Попков за свои подвиги стал Почётным гражданином 14 европейских городов. Очевидно, что просто за красивые глаза этого добиться невозможно. Для каждого такого награждения должен быть свой убедительный и весомый повод. О некоторых таких поводах мне и хотелось бы рассказать.

Как-то в августе 1943 года довелось Попкову вместе с Александром Пчёлкиным, также удостоенным впоследствии звания Героя Советского Союза, перегонять в полк новенькие Ла-7. Маршрут перелёта был разработан таким образом, чтобы случайно не встретиться с врагами, поскольку самолёты, на которых они летели, были практически безоружными: пушки и пулемёты на них стояли, а вот снаряды и патроны лётчики должны были получить непосредственно в полку. Поэтому большую часть перелёта было решено провести над Чёрным морем.

Внизу они увидали плавучий госпиталь-теплоход «Грузия», перевозивший раненых с Малой земли в Сочи. Как полагалось, судно было всё увешано Красными крестами, что по нормам Международной конвенции должно было предотвратить всяческое нападение. И вдруг наши лётчики заметили тройку немецких самолётов, приготовившихся к атаке на санитарный транспорт. Что делать? Попкову в голову пришла замечательная мысль. На Ла-7 была установлена новая система светового оповещения. Вот и решили наши пилоты пойти на сближение с противником, включив эти огни, имитируя трассирующую стрельбу.

Пароход «Грузия»
Пароход «Грузия»
Фото: Источник

Каким же мужеством надо было обладать, чтобы, будучи безоружными, броситься в бой с превосходящими силами хорошо вооружённого противника! Однако у немцев уже был прекрасный опыт, они знали, что если в небе два советских самолёта, то вступать с ними в бой можно только при численном перевесе минимум в два раза. Они моментально ретировались, ведь их было только трое.

Теплоход продолжил свой путь, благополучно пришёл в Сочи, а Попков с Пчёлкиным, облетев его и поприветствовав раненых на палубе и капитана на мостике, отправились дальше. Капитан занёс всё случившееся в судовой журнал, выяснив фамилии своих спасителей. Попков за этот подвиг был удостоен звания Почётного гражданина города Сочи, о чём сам он случайно узнал лишь летом 1947 года, когда, будучи слушателем Военно-воздушной академии, прибыл туда на отдых. Случайно или нет, но именно Виталий Иванович стал первым Почётным гражданином этого города.

Почётным гражданином сразу двух городов Попков стал после одной нашумевшей истории…

Шла упорная битва за Днепр. Полк, в котором служил Попков, дислоцировался на полевом аэродроме под Днепропетровском и получил 14 новых истребителей Ла-5, на фюзеляже которых была надпись «Комсомолец Дальстроя». Оказывается, молодые магаданцы собрали 18 миллионов рублей, на которые и были закуплены эти самолёты. Жители Магадана попросили сформировать из них эскадрилью, чтобы Магадан воевал с врагом не только беспримерным трудом в тылу, но и боевой эскадрильей «Комсомолец Дальстроя». Секретарь Днепропетровского обкома комсомола, передавая Попкову именной ястребок, спросил: «Радуешься, комэск?» Лётчик ответил: «Подарок комсомольцев эскадрилья отработает по-гвардейски».

И они отработали. Именно тогда случился знаменитый эпизод, когда лётчики эскадрильи, сбив в одном из боёв 10 самолётов противника, спели хором в боевом эфире: «Ой, Днепро, Днепро, ты широк, могуч…».


И ещё одна полуанекдотическая история. Дело было в 1942 году на Украине в самый канун празднования Великой Октябрьской социалистической революции. Четвёрка истребителей после успешно проведённой воздушной разведки в глубоком тылу у немцев возвращалась на свой аэродром. Полёт проходил километрах в 40 от оккупированного Киева. Один из пилотов начал уговаривать командира группы Попкова «подвернуть до Киева». Он мотивировал своё желание тем, что сам он оттуда, а там мама и сестра остались, и он очень хочет посмотреть, там ли они. Это было прямым нарушением задания, но ребята хором смогли уговорить командира.

Их встретил полуразрушенный город, где им быстро удалось найти нужную улицу. Тройка истребителей поднялась повыше, чтобы в случае чего получить лучшую позицию для атаки, а тот, «который из Киева», отправился вниз пройти вдоль улицы, чтобы найти свой дом. С первого раза у него это не получилось, он попросил разрешения попытку повторить. Опять неудача. И вот, когда он собрался ещё один раз прогуляться вдоль улицы, в небе появились немцы. Пришлось вступить в бой прямо над улицами города. Наши сбили одного немца и благополучно вернулись домой. По дороге договорились: никому ни слова. Нет, результаты воздушной разведки, конечно, сообщили, но о том, что «подвернули до Киева» и о сбитом немце — ни-ни.

На следующий вечер 7 ноября в полку состоялось торжественное собрание, посвященное 25-й годовщине Октября. Всё шло как обычно, но когда комиссар делал доклад, вошёл офицер штаба и передал командиру телефонограмму. Командир прочитал, несколько секунд помолчал, а потом грозным голосом спросил: «Кто вчера был в Киеве?»

В зале все сразу же замолчали. В замогильной тишине второй раз прозвучал тот же вопрос. Ясно было, что кроме этой четвёрки никто там побывать не мог, вчера больше вообще никто не летал, пришлось им встать. За нарушение полётного задания, незапланированный бой и прочее в лучшем случае всех ждало разжалование, а в худшем — трибунал.

Всё в той же тишине командир зачитал телеграмму:

«Настоящий праздник жителям Киева в честь 25-й годовщины Великого Октября устроили советские лётчики. Прямо над городом они вступили в неравный бой с фашистами и сбили вражеский самолёт. Тем самым они вселили жителям Киева уверенность в нашей победе…»

А далее шёл Указ о награждении всей четвёрки Правительственными наградами.

Оказалось, что бой видели подпольщики, они-то и донесли информацию до Москвы.

Вот так Попков первый раз «побывал в Киеве», ну, а впоследствии был удостоен звания Почётный гражданин города Киева.

Виталий Иванович Попков — единственный москвич дважды Герой Советского Союза, дважды удостоенный звания Почетного гражданина города Москвы
Виталий Иванович Попков — единственный москвич дважды Герой Советского Союза, дважды удостоенный звания Почетного гражданина города Москвы
Фото: Источник

И совсем уж курьёзным оказалось присвоение этого высокого звания в Москве. Первый раз это произошло в 1953 году, когда бюст открыли, а второй (видимо, забыли) — уже при Ельцине. Так что Виталий Попков не только единственный москвич, дважды удостоенный звания Герой Советского Союза, но и дважды Почётный гражданин родного города.

Продолжение следует…

Обновлено 20.06.2018
Статья размещена на сайте 23.01.2016

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Роман, я вовсе не обиделся, а уже давно вырос из этих штанишек, и британские названия, которые Вы привели мне знакомы, может не так хорошо, но на слуху это точно. И говорить о сухопутных сражениях я не буду, а вот о войне в воздухе поговорим с цифрами. И о том кто и сколько сбивал и о характеристиках самолетов, это я Вам обещаю, безо всякой только пропаганды, с одними лишь цифрами, признанными к концу войны всеми сторонами, а теперь или тщательно скрываемыми или попросту искажаемыми. Ок.

  • Владимир! Если обратили внимание, мой роман закончился в декабре 1917 года. Ни о каком белом движении речь идти не могла. А ЧК было создано как раз в ноябре 1917 года. Иначе бы я не стал бы описывать гибель любимых мною героев и дал бы спастись. Вы почему-то обиделись за всех чекистов, но образ моего не является собирательным - были разные, и такие садисты попадались тоже.Гибель моих героев означало только то, что погиб целый пласт российской культуры. Недаром Павел, глядя на томик Гегеля на немецком языке говорит себе, что теперь эта книга не понадобится в деревне лет двести минимум. Сегодня Вы ни в одном селе не найдете Гегеля на немецком. Думаю, что и на русском не найдете. И недаром крестьяне восстают проив бесчеловечной жестокости и убивают чекистов - совершенно незнакомых им людей, не осиненных геройским ореолом, как это потом случилось. Для них это просто убийцы. А против рекомендации никак не могу возражать -буду только обязан. Пусть читают.
    Теперь по поводу самолетов. Речь в моей записке шла только о тех, которые были выпущены в годы войны. Никто не говорит об уничтоженных "ишаках" в первые дни. Они вообще не в счет. А по поводу западного и восточного фронтов могу сказать только, что речь шла ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО о летчиках. И только о них. Не передергивайте и не искажайте мои же слова. Война началась, когда Гитлер напал на Польшу. Сталин сделал то же самое. И пока он провозглашал здравицы Гитлеру, англичане уже потерпели поражение при Дюнкерке, у них топились суда, они выиграли "битву за Англию" у них разбомбили Ковентри (побратим Сталинграда) и так далее... Не спорю про самую тяжелую ношу, но замечу только, что эту ношу создал своему народу Сталин,ибо до пакта Германия не граничила с СССР. Посмотрите на карту.

  • Господин Солодов,большую часть советских самолётов немцы уничтожили в первый день войны. Скажу вам одно. Для немцев был страшен уж никак ни Западный фронт, а Восточный- это было как приговор. А вы что, не знаете что перед войной Риббентроп обнимался не только с Молотовым, но и с западными политиками. Самую тяжёлую ношу вынесли на себе народы бывшего СССР. И Победителями являются наши с Вами деды и прадеды. Но судя по вашим суждениям, дед у вас из Америки..... читайте мемуары, вопрос закрыт.

  • Г-жа Суворова. Не пишите о том, чего не знаете. Мемуары немецкого аса я не выдумал, их можно найти. Теперь пару слов о самолетах. В СССР было выпущено во время войны порядка 180 тысяч самолетов. Другой источник указывает на цифру 112000. Думаю, что ближе к истине второй источник. Но в конце войны у русских осталось 18 тысяч самолетов. У немцев (они выпустили 60 тысяч) осталось 25 тысяч. Из них 22 тысячи достались союзникам в виде трофеев на аэродромах, ибо не на чем было летать. Бензина (неросина) уже не было у немцев. И какая часть из потерянных немцами была уничтожена американцами и англичанами. Посчитайте сами, кто больше терял. Мы или немцы.Теперь насчет "приписались" к победе и "подтянулись": Англия воевала с немцами, когда Сталин снабжал Германию сырьем, Молотов обнимался с Риббентропом. А СССР помогал нацистам победить островитян. И как же ему повезло, что англичане выстояли, а СССР потом примазался к их победе. Вместе с США, кстати. Не забывайте, дорогая, кто начал воевать с Гитлером. Это был не Советский Союз. Историю надо знать.

    • Не стоит прибегать к недостоверной информации.
      Рекомендую проанализировать информацию о выпуске и потерях ВВС РККА по официальным данным
      http: // www.airpages.ru/ dc /ww2tab.shtml (увы, мне не разрешено постить ссылки)
      И выйдет, что выпущено свыше 100.000 машин(с учебными и транспортными), а на первое мая 1945 в составе ВВС РККА числились примерно 53 тыс. боевых машин.
      Если же брать Википедию, то
      в СССР за войну выпустили 63087 (истр.) +47549(штурм.) +21116(бомб.),
      а в Германии за время войны выпустили - 55727(истр.) + 12539(штурм.) + 18235 (бомб.)
      И постарайтесь выбрать все же - для себя - с кем Вы.
      То "у русских осталось", то "мы потеряли"...
      Идея "СССР примазался к победе англичан" - мне очень понравилась. Видимо, у вас там так учат.

      Оценка статьи: 5

    • Роман, я честно признаюсь, что с величайшим удовольствием прочитал Ваш прекрасный роман "Белая кость". Готов его рекомендовать всем, живо, интересно, очень динамично, прекрасный язык, великолепные диалоги, все просто замечательно, кроме последних глав. Там Вы обобщили образ чекистов в одном мерзавце. Я не отрицаю, что были и такие, кстати почему только у красных, у белых их тоже хватало. как говорил один бессмертный киногерой: " Что мужику делать? Белые придут грабят, красные придут - тоже грабят". Возможно я немного исказил цитату, хоть и взял ее в кавычки, но думается, суть отразил точно. И ведь это не большевики вырезали красные звезды на телах жестоко замученных красноармейцев. Хотя и они тоже встречались всякие. Вы знаете, когда кровь вокруг льется рекой, пробуждаются самые низменные человеческие инстинкты, и когда большинство себя сдерживает, некоторые дают волю и чувствам и рукам, особенно, если осознают, что возмездие-то может и не последовать.
      Мой дед, по отцу, был царский полковник, близко знакомый с Государем, причем настольно близко, что был приглашен на прием, посвященный 300-летию Дома Романовых, и мой папа, которого взял с собой его отец, навсегда запомнил и подарок Его Императорского Величества и поцелуй Государыни Императрицы. Дел уцелел, поскольку от был либерал, собственно, именно такие как он невольно и способствовали тому ужасу, который свершился через несколько лет. Деду повезло дважды, сразу после переворота его спасли те большевики, которых он спасал от царской охранки, в частности Григория Петровского, поэтому его в апреле 1917 временщики посадили, а вот большевики в октябре сразу же выпустили. Второй раз деду повезло, что он не дожил до тридцатых годов, там бы его замели точно. А старший сын его, мой родной дядька в ЧК служил и с Первой Конной весь ее путь прошел и стал полковником Советской армии, да и мой папа тоже.
      А дедушка со стороны мамы из крестьян был, в Первую Мировую две медали получил, но тоже в политику полез и был одним из руководителей Ивано-Вознесенской организации правых эсеров. Тоже чудом каким-то уцелел. Так что много чего наверчено было. И при всем при том, что я и монархист в душе, несмотря на немалый стаж в КПСС, куда я вступил по велению сердца, очень уж верил в светлое будущее всего человечества. Это потом я начал потихоньку разбираться и осознавать что, зачем и почему, а молодой-то естественно ничего не разумел.
      И тем не менее я остался патриотом и не желаю читать ту ахинею, которую в Вас как-то очень быстро вбили там в благополучной Америке. К историческому аспекту, всего о чем Вы упомянули я постараюсь вернуть обязательно.

  • Нужная статья, надо знать, что именно невероятными усилиями советских солдат и офицеров всех родов войск была достигнута победа над Гитлеровской Германией. Союзники подтянулись лишь в конце войны, и приписались к победе. Кстати немцы с начала войны использовали тактику: внизу шли бомбордировщики, сверху их прикрывали истребки- эти и объяснялась " малая кровь" немецких лётчиков. Наши же участвовали в воздушных боях по одиночке. И только в середине войны, принята немецкая тактика боёв

  • Уважаемый Владимир! Мне в общем понравился цикл о Попкове. Гениальный летчик, говорить не о чем. Но чего нехватает, так это драмы в ваших статьях. И нехвватка эта возникает из-за фраз типа "немцы нападали только когда имели численное превосходство в воздухе". Я сейчас не помню дословно именно эту фразу, но смысл передал верно. А Вы-то знаете, что это не так. Немецкие асы, особенно те, кто сбил во время войны более сотни и двух наших летчиков, не избегали драк один на один... Ведь не секрет, что соотношение потерь советской и немецкой аваций не в пользу советской. Не помню пропорций, лезть в ГУГЛ лень, но это факт. Объясняется он еще и тем, что немцев пытались давить количеством и выпускали плохо обученных летчиков. Это тоже факт, от которого не отвертишься. Не принижайте мастерство немцев - тем самым Вы косвенно принижаете подвиг и мастерство наших летчиков, сумевших победить грозного врага.
    И еще - отношения к статье не имеющее. Я читал записки немецкого аса - более 300 побед, и с удивлением вычитал у него, что немецкие летчики перевод на Западный фронт расценивали как смертный приговор. Не жаждали они встречаться с "летающими крепостями" и англо-американскими летчиками. Совсем не жаждали.
    Но этот так, к слову.
    Спасибо за статью: отлично!

    • Роман Солодов, прочитайте мемуары основателя немецких вооруженных сил: да наши машины был более старые, чем немецкие. Но лётчики- ассы. Лётчик на миге мог победить мессера. Летчики немецкие учились в СССР. И боялись они больше всего не американцев и англичан, а русских и польских лётчиков.

    • Роман Солодов, +1.000.000!
      Подожду ответа автора.

      Оценка статьи: 5

      • Роман и Вадим, мне не хочется затевать сейчас этот бессмысленный спор,на который вы меня подбиваете. Я очень занятой человек, вчера вернулся из командировки в Ивановскую область, завтра должен буду уехать в Москву, откуда вернусь в воскресенье, чтобы в понедельник на рассвете отправиться в Белоруссию. На предприятии, на котором я работаю, сейчас очень горячая пора, мы всерьёз занимаемся проблемой импортозамещения. Хочется очень искренне сказать огромное спасибо, тем весьма недальновидным западным политикам, которые предоставили нам эту возможность.
        Тем не менее я не могу оставить тему, которую я не нашел, как выразились Вы, Роман, а с которой я прожил большую часть своей жизни.Писать я могу, только вечерами и ночами, когда все домашние спят, изредка в выходные, да тогда, когда мне не можется. Я ведь уже не так и молод, здоровьишко пошаливает иногда.
        Я не ищу темы, Они вокруг нас, и поверьте, я с большим бы интересом писал о своих любимых птичках и цветочках, или делился бы впечатлениями о своих многочисленных путешествиях (в прошлом годы мы с семьей совершили их аж 7 - Южная Америка и Шпицберген, стамбульский и ижевский зоопарки и Алтай, европейская часть Приуралья и нижнее Поволжье, есть о чем писать, не правда ли?,) чем о жестокости и насилии. Но творящееся вокруг, не столько в стране, сколько за ее пределами, заставляет немного скорректировать планы. У меня сейчас начато и находится в разной степени проработки более 20 разнообразнейших статей, начиная от связанных с моими воспоминаниями, например "Кто Вы, Лиля Брик?" или рассказами о встречах со многими замечательными людьми. Мне очень хочется закончить описание своего путешествия во времени по следам Великого, во всех смыслах этого слова, князя Киевского и Владимиро-Суздальского Юрия, прозванного Долгоруким, да мало ли о чем еще хочется написать. Но возникший у меня вопрос "Что такое патриотизм и нужно ли его воспитывать в настоящее время?", покоя мне не дает. Начал я издалека с описания людей, совершивших все вместе столько подвигов, что из на сотни жизней хватит. А теперь скорее всего придется разобраться и с тем, кто начал войну. Я уж по наивности своей думал, что этот вопрос давно закрыт, так его размусолили и у нас и за океаном. Ан нет, оказывается кое-кто не вполне в этом разобрался. И о войне в воздухе на Востоке и Западе придется поговорить, тут без строгих статистических данных, многократно подтвержденных со всех сторон не обойтись, а то некоторые ревизионисты так и стремятся все перевернуть с головы, на, сами знаете на что.
        Так что спорить и доказывать очевидные вещи сейчас у меня нет ни сил, ни желания, да и возможностей не шибко много. Придется, закончив с золотой десяткой, покопаться в цифрах.
        А за оценки большое спасибо.