• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Мастер

Луи Армстронг - посредственный клоун или гениальный музыкант?

День рождения всемирно известного американского исполнителя джаза, по утверждению самого Луи, приходится на 4 июля 1900 года. Эта дата очень важна для истории Америки, в этот день США отмечают свой официальный праздник — День независимости.

Луи Армстронг со своей любимой трубой ru.wikipedia.org

Однако исследователи творчества Луи Армстронга и его биографы считают, что на самом деле Луи родился 4 августа 1901 года, а год себе приписал из нежелания идти в армию, а благополучно продолжить карьеру музыканта. Также в пользу версии биографов выступает и тот факт, что в негритянских гетто, где появился на свет и вырос Луи, родители не очень пеклись о правильности в записях о рождении детей и новорожденных либо вообще не регистрировали, либо регистрировали по памяти, значительно позже. А поскольку детей в негритянских семьях было много, даты их рождения могли быть неверны, приблизительны.

Но миру сейчас не столь важно, какого именно числа родился этот человек, гораздо важнее то, в кого он вырос и какой след в истории музыкальной культуры своего поколения оставил.

Армстронг примеряет шляпу, 1955 год
Армстронг примеряет шляпу, 1955 год
ru.wikipedia.org

Луи Армстронг с самого рождения был лишен нормальной семьи, отеческой заботы. Его отец предал его, едва Луи родился, а мать относилась к сыну весьма легкомысленно. Луи рано осознал свою ответственность за семью, необходимость ее содержать. Музыка позволила ему сначала выжить, а потом и прославиться! Всю свою жизнь Луи оставался неуверенным в себе человеком, зависимым от мнения и жизненного опыта других, но в то же время очень самобытным. Он считал, что родился для игры на трубе, и не мог прожить без аплодисментов. Неуверенному в себе юноше очень была нужна эта зрительская любовь, без которой он просто бы умер. Вот почему даже на склоне лет, мучаясь больными губами, имея больное сердце, он не думал о себе, а продолжал выступать на сцене до последнего вздоха.

Кем же осознавал себя Луи Армстронг? Понимал ли он сам значимость своего творчества для целого поколения музыкантов-современников и любителей музыки? Критики часто писали не только о его виртуозной игре на трубе, покоряющем слушателей пении, но и о его творческих промахах!

Так один из исследователей творчества музыканта отмечал, что его раннее исполнение негритянских песенок и композиций на трубе гораздо лучше и виртуознее, чем зрелое творчество. В зрелости Армстронг часто прибегал к музыкальным штампам и клише, стремясь «удивить» публику наиболее высокими нотами, а также закрепить за собой коммерческий успех. Часто из-за своих погрешностей в игре он скатывался с вершины музыкальных рейтингов, регулярно проводимых в музыкальной индустрии Америки, с самых почетных высоких мест на нижние «этажи». Это было связано с разными факторами. Не только творческого характера.

В частности, из-за неправильного расположения губ во время игры на инструменте Армстронг калечил себе нижнюю губу, которая то и дело была воспалена, зарастала мозолями, кровоточила, а то и переполнялась гноем. Больное сердце гениального музыканта в зрелые годы также не позволяло ему уже брать слишком высокие ноты, которыми он так славился в молодости. Хриплое пение тоже было связано с обнаруженной у него в поздние годы специфической болезнью связок. Однако никакие недуги не лишили Армстронга желания выступать и быть звездой.

Сам себя Армстронг не воспринимал только как музыканта или певца, он называл себя «развлекателем», или по-простому — клоуном, шутом. Его музыкальные выступления всегда сопровождались комическими номерами, закатыванием глаз, забавными кривляньями, которые не нравились почитателям джаза, но вызывали восторг зрителей. Кривлянье негров на сцене — такова была театральная традиция того времени, ведь только в шутовском колпаке мог тогда негр показаться перед белой публикой, он должен был быть глупым и смешным.

1953 год
1953 год
ru.wikipedia.org

Несмотря на подобные кривлянья, которые должны были принизить черного артиста, Луи Армстронгу удалось войти в число реформаторов музыки, стать основоположником нового музыкального направления — джаза, а также покорить весь мир своим самобытным исполнением грустных и веселых негритянских песенок. Его приглашали сниматься в кино, но амплуа глупого негра эксплуатировалось и там, поэтому серьезного отношения к себе критиков не вызвали, зато сделали Луи еще больше популярным среди простого зрителя. Несколько раз в год выходила и телевизионная программа с его участием, так что он всегда был на виду у телезрителей.

Его часто обвиняли в том, что он прислуживает белым, выступает в роли дурачка при них, не высказывается в эфире против расовой дискриминации. Однако это не совсем так. Луи Армстронг часто испытывал чувство зависимости от своих белых импресарио и зрителей, понимая, что именно они руководят его судьбой. Относительно своей зависимости от белых он говорил: «Негр всегда должен иметь за собой белого человека, который мог бы сказать: «Это мой черномазый». Таковы были реалии того времени. Однако в зрелые годы Луи не раз выступал против расового неравноправия, выполнял миссию Посла доброй воли.

Для своих соплеменников он всегда был национальным героем, а вот белые упрекали его не только в умалчивании вопросов дискриминации, но и впоследствии в том, что он согласился быть Королем Шутов, избранным на национальном негритянском карнавале.

Луи Армстронга не стало 5 июля 1971 года — из-за сердечной недостаточности отказали почки. Он умер утром, намереваясь пойти на очередную репетицию оркестра. День его ухода практически совпадает с днем его рождения.

Джазовая музыка, которую он мастерски исполнял всю свою жизнь, произвела реформу не только в исполнении джаза, но и наложила свой глубокий отпечаток на развитие музыкальных традиций в целом. Гениальный трубач-самоучка сумел произвести мировую музыкальную революцию, осознавая себя всего лишь удачливым и трудолюбивым «развлекателем».

Могила певца на кладбище Флашин Куинс, Нью-Йорк
Могила певца на кладбище Флашин Куинс, Нью-Йорк
ru.wikipedia.org
Статья опубликована в выпуске 4.07.2016
Обновлено 6.08.2022

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • ЛА - гениальный клоун-)

    Американское т.н. искусство, и музыка в частности, - вообще, отдельная тема. Любовь к ней нам навязана - (мы обязаны любить-), - как, например, уже привит вкус к Кока-Коле или гамбургерам. И никуда от этого не деться.

    • Игорь Ткачев, а я вот не люблю гамбургеры, пепси иногда могу потравиться, но тоже редко в последнее время. Мне кажется это всё модное веяние и оно со временем пройдет...Вот будет в моде русская гармонь или аккордеон и вареники русские или клюквенный морс, вы же понимаете отстаем мы еще по части рекламы, а она в нашей жизни как раз и ставит приоритеты..ниче научимся любит свою Родину, научимся рекламировать свои товары, свою музыку, свою культуру - я думаю это дело времени... А, насчет, Армстронга, я конечно не очень понимаю джаз, это немного не русская музыка и в ней ритмы другого народа и другого какого то мироощущения. Вообще джазисты очень интересный народ не такие как все, у них другое восприятие мира и надо понимать, а говорить про клоунаду тут не стоит эт как то даже и неприлично, само сравнение уже унизительно...

      • Лидия Богданова, говорить про клоунаду стоит, и еще как стоит! И ничего унизительного в этом нет! Луи Армстронг действительно воспринимал себя сам прежде всего как комик, как клоун, а не как джазовый музыкант!
        Вообще, в актерской среде дар быть клоуном - это высшее проявление актерского таланта! Другое дело, как этим талантом актер воспользуется сам - будет ли это примитивное гримасничанье, или глубокая трагикомическая игра!
        Так что клоун - это почетно, а не унизительно. Есть даже своя классификация клоунов - рыжий клоун, белый клоун (не в смысле цвета парика, хотя и это тоже, а в смысле окраски настроения, которое он несет).
        От негритянских актеров в эпоху расцвета расизма глубокой трагикомической игры не требовали, а вот всякие глупые рожицы со сцены - вполне типичное явление того времени! НЕ избежал их и Луи Армстронг.
        Не случайно публика дала ему имя Сэчмо - в переводе - "большой, огромный рот"! Потому что он постоянно перед игрой на трубе, строил гримасы. Об этой манере Луи свидетельствуют и его биографы.
        Поэтому мы не имеем право, говоря о какой-либо известной личности, отшлифовать ее, исходя из наших личных представлений о ней!
        Даже добившись популярности, как джазовый музыкант,Луи А. не отказался от этой привычки строить на сцене смешные рожи! И не писать об этом, значит, искажать исторические сведения об артисте!

      • Лидия Богданова, гамбургеры не любите, так к чему-то другому у вас, как у подавляющего большинства, вкус привит. Вот и про джазистов ведь, "интересный народ" рассказали - сами бы вы до этого никогда не додумались-)

        "Гамбургеры и Кола" - смотрите чуть шире. Я не имел в виду исключительно их. А то, что нас можно и, простите, говно есть приучить и восхищаться таким же говном. (На говне выросшие, говном и восхищающиеся)...
        Искусство все-таки делается через политику. Или вот через спорт (многие открыли ведь для себя Исландию с ее вулканами) через глупую игру футбол-).

        • Игорь Ткачев, я поняла, что вы образно говорите, я тоже...Не все западное, которое нам навязывают я принимаю, не говорю, что не всё...А про джазистов рассказала, потому что немного окунулась в эту сферу и знавала людей, которые любят джаз. Джаз это не западное и не что-то что надо осуждать, это просто направление в музыке, кто его не любит не значит, что он плох. Вкусы у всех разные и я уважаю вкус любого человека, вот только это я и хотела сказать. Про рок ведь тоже можно сказать что он пришел с запада, но я его люблю и принимаю, давайте мы будем всех осуждать по вкусам...А Армстронг, я думаю как все чернокожие в русскоязычной стране был принижен чуть, это конечно и толкало его доказать всем что он не хуже любого белого, что я могу сказать его ироническое отношение к себе только говорит о его скромности, поскольку что ни говори он талант с большим трудолюбием.

          • Лидия Богданова, игорь Ткачев еще помнит советскую поговорку: "Сегодня он играет джаз - а завтра Родину продаст" Это тоже издержки сов.воспитания. , как сам Игорь сказал: На говне выросшие, говном и восхищающиеся)...

            • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 6 июля 2016 в 09:59 отредактирован 6 июля 2016 в 10:00 Сообщить модератору

              Александр Петров, поговорок я помню много-)
              Но я скорее не про это. А про то, что вкусы прививаются, как дурные, та и не очень. Многим достаточно дать что-то априори выдающееся, как оно к нему потянется - к дурному и не очень. И не очень разбираясь начнет восхвалять

              Джаз - это незамысловатая музыка темнокожих жителей Диксиленда (юга США), под такое же незамысловатое хриплое мычание или завывание о своей тяжелой жизни. "О, мама, какая у меня хреновая жизнь, мама, мама, жизнь какая хреновая у меня"-)... Этакие американские частушки. Которые ведь круче частушек наших, или частушек, например, гаучо Патагонии-)))

              Ничего против джаза не имею. Имею против конформистской глупости.