О том, что он увидел и услышал, лучше прочитать самим — найти статью в наше время не составляет труда. Через несколько лет идеи Шаталова и других выдающихся учителей, которых назовут педагогами-новаторами, станут основой «Манифеста педагогики сотрудничества» — документа эпохи, опубликованного в «Учительской газете» 18 марта 1986 года. Талантливые, творчески работающие учителя Советского Союза получили мощный импульс профессионального развития, который не затух до сих пор. Да и «середнячки», вдохновленные этим манифестом, переосмысливали и перестраивали свою работу в соответствии с его тезисами.
Педагогика сотрудничества — это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скреплённая взаимопониманием и совместным анализом результатов этой деятельности. Ее основные принципы — учение без принуждения, идеи «трудной цели», «крупных блоков», «опережения», «самоанализа», «свободного выбора», коллективное творческое воспитание, творческий производительный труд и самоуправление.
Особое место в Манифесте занимают Опорные сигналы Шаталова — систематизирующие схемно-конспективные структуры учебного материала, учитывающие особенности ассоциативной памяти учащихся и играющие роль опор, которые значительно повышают эффективность усвоения знаний, умений, навыков.
Анатолий Сторожев о своем учителе:
Сидим у Шаталова дома, беседуем. На дворе — август. Вдруг — звонок в дверь. Заваливает в гости ученик, 6-классник, которому по всем законам жанра положено отдыхать. Но этот притаскивает общую тетрадь, исписанную решениями задач по математике. От корки до корки… Он что, ненормальный? «Третья тетрадь за лето!» — улыбается Шаталов, бросая на стол тетрадь на проверку. И так — весь класс. Где он таких «ботаников» набрал — спросит современный читатель. А там и набрал — в обыкновенной донецкой школе, в 5 «г», в который школа как обычно собрала самых отчаянных троечников. Через год обучения весь класс из троечников становится классом отличников. Причем — по всем предметам, а не только по «шаталовскому».
Критики системы Шаталова (в основном это были теоретики образования, не имеющие опыта практической работы) к недостаткам относили необходимость полного принятия метода и включения учителя в образовательный процесс, любви к детям и своей работе. Но ни одна методика не работает в руках ленивого и равнодушного учителя. А таких, к сожалению, немало.
Упрекали за акцент на формировании репродуктивных, а не творческих способностей. Но развитие креативности возможно и уместно только в том случае, если освоен репродуктивный уровень, если человек в совершенстве владеет алгоритмом выполнения необходимых действий, чему и учит Шаталов. Критики умолкали после министерских проверок экспериментальных классов и получения аналогичных результатов последователями системы в разных уголках Советского Союза.
К сожалению, российская школа с каждым витком реформ и модернизаций все дальше уходит от красивых и верных решений, предложенных Шаталовым и другими педагогами-новаторами.
За свои девяносто лет он успел повоевать и получить боевые награды, стал учителем раньше, чем окончил Донецкий пединститут, создал уникальную систему обучения, о которой рассказал в 64 книгах, переведенных на 17 иностранных языков. Их названия говорят сами за себя: «Сужение сознания», «Есть упоение в бою…», «Вопреки», «У истоков детских талантов», «Город в облаках».
Не оставляйте стараний, Маэстро! С новым годом жизни!
Что еще почитать по теме?
Что такое личностно-ориентированное обучение? Инновационные методики обучения
Экстернатная форма обучения. Что следует учесть?
Программированное обучение. Что это?
Спасибо автору за напоминание о выдающихся достижениях отечественной педагогики. Большую и важную миссию выполняете, Галина. Продолжайте в этом направлении.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галина, благодарю за оценку и поддержку!
Спасибо ШЖ, что опубликовали в День Победы, думаю, Виктору Федоровичу будет приятно.
0 Ответить