Владимир Клавдиевич Арсеньев — исследователь Дальнего Востока, этнограф и писатель. Он изучал окраины России от Владивостока до Хабаровска, от реки Уссури до Японского моря. За тридцать лет им составлены точные карты местности и собраны богатейшие коллекции.
Почему человек выбирает тот или иной жизненный путь, не знает никто. Говорят — судьба. Любовь к путешествиям родилась у Арсеньева в школьные годы. Увлекаясь книгами о дальних странствиях, Владимир кропотливо вычерчивал по картам маршруты. Выбрать свой жизненный путь ему помогла книга Николая Пржевальского «Путешествие в Уссурийском крае».
По воспоминаниям сослуживца
Как узнать характер Арсеньева? Секрет прост: изучите его произведения, ставшие летописью жизни. Мировую славу писателя нашему герою принесли четыре произведения — итог экспедиций 1906−1927 годов:
- «По Уссурийскому краю».
- «Дерсу Узала».
- «В горах Сихотэ-Алиня».
- «Сквозь тайгу».
Свобода самостоятельного выбора, возможность самореализации… Как хочется этого в жизни! Он стремился к творческой свободе с удвоенной силой.
«Сознание, что ровно год будешь вне сферы канцелярских влияний, и ровно год тебя не будут беспокоить предписаниями и телефонами, создаёт душевное равновесие. Чувствуешь себя свободным; за работу принимаешься с удовольствием и сам себе удивляешься, откуда берётся энергия». («По Уссурийскому краю»)
Нередко находчивость, умение философски смотреть на жизнь помогают выжить.
«Точно сговорившись, мы стали разводить огонь около самого гроба. Под крышей гробницы, согреваемые теплом костра, мы почувствовали себя счастливыми». («В горах Сихотэ- Алиня»)
Если человек, преодолевая любые препятствия, идет к поставленной цели, он волевой. Борьба с трудностями закаляет характер человека.
«Все люди впали в какую-то апатию, и это было хуже, чем усталость, это было полное безразличие, полное равнодушие к своей участи. Беда, если в такую минуту у человека является убеждение, что он погиб, — тогда он погиб окончательно.
Я сознавал, что надо людей подбодрить как-нибудь. Стрелки и казаки сидели на веслах лицом к корме. Я воспользовался этим и, собрав все силы легких, крикнул:
— Братцы, самое страшное осталось позади, опасность миновала. Мыс Сюркум совсем недалеко. Навались!
Я умышленно сделал веселое лицо и, сняв фуражку, замахал ею. Этот манёвр достиг цели». («Мыс Сюркум»)
Настоящий друг — бесценный подарок судьбы. Охотник-следопыт Дерсу Узала оказался прекрасным помощником и другом. Он своими знаниями и опытом неоднократно выручал нашего героя из опасных ситуаций, помогал понять душу таежной стихии.
«Меня заинтересовал этот человек. Что-то в нём было особенное. Говорил он просто, тихо, держал себя скромно, не заискивающе. Я видел перед собой первобытного охотника, который всю свою жизнь прожил в тайге и чужд был тех пороков, которые вместе с собой несёт городская цивилизация». («Дерсу Узала»)
Почему сегодня путешествия Владимира Клавдиевича Арсеньева увлекают и волнуют читателей? Думаю, ответ прост: мы восхищаемся человеком с сильным характером, целеустремлённым, волевым, любящим жизнь, с которого хочется брать пример.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...