Эрл Стенли Гарднер родился в 1889 году, а умер в 1970. После школы он учился в Valparaiso University School of Law, сдал экзамен на адвоката в 1911 г., потом служил в юридической конторе, а уже в 1917 г. открыл свою адвокатскую практику и был адвокатом вплоть до 1933 года.
Как адвокат, он был очень популярен, его выступления в суде были яркими, они убеждали присяжных в его правоте. Часто на слушания в суде, в которых он выступал, люди приходили послушать его выступление, но его позвала муза детективщика.
- Работая адвокатом, он сначала в свободное время писал короткие рассказы о благородном мошеннике Эде Дженкинсе, написав с 1925 по 1943 год 75 рассказов.
- В 1929 году к благородному мошеннику Эду прибавился аристократ Лестер Лейт, от скуки раскрывавший сложные уголовные дела. Рассказы про него Гарднер писал вплоть до 1943 года, их было напечатано больше 50.
- Затем родилась идея написать серию книг про адвоката по уголовным делам — и это стало концом карьеры адвоката Эрла Стенли Гарднера, ставшего писателем детективных рассказов.
В марте 1933 года был напечатан его первый роман про Перри Мейсона «Дело о бархатных коготках». С этого года и до самой смерти он писал о Перри Мейсоне. Каждый год в печать выходили по две новых книги, описывающие захватывающие и загадочные преступления, блестяще разоблаченные Мейсоном при поддержке детектива Пола Дрейка (и его детективного агентства). При этом в некоторых специфических моментах расследования неоценимую помощь оказывали и меткие замечания секретарши адвоката Деллы Стрит.
Всего про Перри вышло 82 романа. Я сказал, что книги выходили в печать до самой смерти писателя? Это не так. Он умер в 1970 году, а уже после его смерти, в 1972 и 1973 годах, вышли в печать еще два его романа о приключениях бессмертного адвоката Перри Мейсона.
С 1957 года по 1966 годы по романам о Перри Мейсоне был снят сериал, длительностью в 9 сезонов, несколько десятков серий о честном, богатом и удачливом адвокате. А с 1985 по 1993 было доснято еще 26 полнометражных серий про Перри Мейсона — с теми же актерами, что были задействованы в первом сериале.
Кроме Перри Мейсона у Гарднера была еще уйма литературных персонажей и героев, он написал еще о приключениях Дональда Лэма и Берты Кул — 29 романов, первый из романов был издан в 1939 году, а последний вышел в 1970 году, уже после смерти автора.
Еще была серия про окружного прокурора Дугласа Селби, книги издавались с 1937 года по 1946 год, вышло 9 романов.
Многие романы Гарднер писал под псевдонимами. Среди его псевдонимов была и Делла Стрит.
Кстати, о Делле Стрит. Всю жизнь и почти всю его карьеру — сначала в адвокатской конторе, а затем в офисе писателя-детективщика — рядом с ним была и на него работала его верная секретарша Агнес Бетель. Она была прототипом Деллы Стрит, верной секретарши Перри Мейсона. Вначале работала секретарем адвоката, а затем писателя. С 20-х годов вплоть до его смерти в 1970 году. А в 1968 году он на ней все же женился…
Лично мне показалось странным отношение героев Гарднера к правосудию. Один из его героев в серии про Дуга Селби, адвокат, постоянно воевавший в суде с Дугом, как-то высказался о своих адвокатских принципах. Мол, если мой клиент виновен, если он украл, ограбил, убил — я все равно буду его защищать и постараюсь убедить присяжных в том, что мой клиент невиновен. Есть лишь одно «но»: я должен знать всю правду. Если я точно узнаю, что клиент мне солгал, я от него откажусь и больше работать на него не буду. В отличие от этого адвоката, Дуг Селби — типичный рыцарь в блистающих доспехах, борец с преступностью, борец за справедливость.
Подход к преступлению у Перри Мейсона диаметрально противоположен подходу адвоката из сериала про Дуга Селби, он заранее уверен, что его клиент невиновен, и хочет это доказать в суде. Даже если его клиент вдруг начинает верить, что он виновен, адвокат с ним не соглашается и старается все равно доказать суду невиновность своего клиента.
Подход частного детектива и талантливого юриста Дональда Лэма к своей работе полностью утилитарен, он уверен, что закон несовершенен, в нем есть лазейки, позволяющие, даже попавшись на преступлении, отмазаться по формальным признакам от наказания. Так он и поступает.
Интересно описание работы полиции в разных сериалах Гарднера.
Если в сериале про Дуга Селби полиция — гвардия борца за справедливость, то в сериале про Дональда Лэма она по поведению не слишком отличается от бандитов. Ну, разумеется, различие есть, полицейские носят форму и имеют полицейские значки. При этом избить задержанного, дабы он признался в том преступлении, которое на него решено повесить — это вообще норма, полностью в порядке вещей.
В сериале про Перри Мэйсона и полиция, и прокуратура очень вежлива по отношению к знаменитому адвокату. Ведь он — звезда первой величины, его фото часто появляется в газетах. Как можно даже подумать применить насилие к нему?
А вот по части расследования убийств — и полиция, и прокуратура не больно-то стремятся добиться справедливости, главная их цель — закрыть дело. И коли попался им человек сколько-то подозрительный, против которого найдены улики — все прочее, специально для суда, будет подбираться для доказательства его виновности. Негодные улики будут или замалчиваться, или прятаться, негодные факты будут по-иезуитски трактоваться так, чтобы присяжные, не сомневаясь, согласились, что обвиняемый виновен.
Полиции и прокуратуре надо закрыть дело, а виновен обвиняемый или нет — это дело десятое, важно лишь убедить присяжных, что подсудимый виновен. При этом для адвоката факт виновности или невиновности его клиента — скорее сопутствующий фактор. Главное — внести сомнение в ряды присяжных, чтобы, даже при наличии точных фактов или улик, они бы сомневались — хотя бы один-два из всех. Ведь, если присяжные не пришли к единому мнению — значит, в суде победил адвокат.
Описание этих захватывающих словесных поединков, неизменно завершавшихся победой Перри над прокурором Биргером, и есть главное, что уже больше 80 лет привлекает читателей к произведениям Гарднера. Ведь, если подумать и оценить — как изменился мир с 1933 года! А романы, написанные больше полувека назад, по-прежнему интересны читателю.
Может быть, прав «голос за кадром» из фильма «Берегись автомобиля» в том, что:
Зритель любит детективные фильмы. Приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится. Кроме того, лестно чувствовать себя умнее автора.
Фильм не смотрела, а вот книги о Перри Мэйсоне прочла все! С огромным удовольствием. Статья понравилась, очень инетесно, правда, кроме Мэйсона остальное читать не смогла... Не то.
0 Ответить
Усиленно рекомендую, Ольга С, скачать с торрентов этот сериал. Правда, за несколько сезонов сняли кучу серий, они много места на диске занимают.
А потом, уже в 90е с теми же актерами, что Мэйсона и Деллу Стрит в 60е играли - сняли еще продолжение, мол Перри не то от дел потом отошел, не то что еще - а потом вернулся.
И Делла осталась почти такой же как была, а вот над Перри время поработало изрядно...
Что же до книг, из "прочих" сериалов Гарднера лично мне понравился Дуг Селби(этакий "рыцарь в сияющих доспехах") - и неплох Дональд Лэм, там бандитствующая американская полиция хорошо показана.
Но все это сугубо индивидуально, конечно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Вадимов, статья хорошая, подробная, четкая... Я читал романы о Перри Мейсоне и хорошо помню выражение "зверюга-адвокат". Правда ,когда начал читать сами романы, никакого "зверюги" не нашел. Адвоката -да. Но не потому пишу. К автору, сразу скажу, это отношения не имеет. Загадка для меня состоит в том, что с течением времени уходжят в небытие практически все детективы. В момент выхода очередной книги, ее расхватывают, как горячие пирожки... А потом автор уходит в мир иной. И практически вместе с ним уходят из народной памяти его герои. Кто сегодня помнит того же Мейсона, Ниро ВУльфа, Мегре, Пуаро... Только знатоки, страстные любители этого жанра. Сам когда-то отдал ему дань. И сколько их на нашей памяти прошло - блестящих, оригинальных умов, распутывающих сложнейшие головоломки... Все заканчивается. Кроме одного персонажа: Шерлока Холмса. Создается впечатление что этот на века. Хотя по сложности стоящих перед ним задач он просто школьник. И вот эту загадку не могу понять.
Оценка статьи 5
0 Ответить
Спасибо за отзыв, Роман Солодов, но я, по обыкновению, с Вами не соглашусь.
На торрентах огромным успехом пользуются и Ниро Вульф и Перри Мейсон и Эркюль Пуаро - и наши фильмы и переводные "не наши" (почему я уверен - сам скачивал, и во-первых скачивалось очень быстро - значит много человек одновременно на торрентах были доступны для считывания, а потом, когда торренты скачивали уже с меня, нагрузка тоже была близка к максимальной).
С 90х и по наше время печатаются переводы Эрла Сентли Гарднера - сначала первичный тираж, а потом несколько допечаток. Значит спрос на такую литературу есть.
Кто-то явно уходит, сегодня почти никто, кроме читателей "Мастера и маргариты", не знают Скабичевского и Панаева. А Тютчев, Фет, Уэллс, Конан-Дойль и многие другие - по-прежнему пользуются успехом.
P.S. Кстати - "наш" фильм про Ниро Вульфа великолепен уже тем, что в нем Ниро играет Банионис.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Вадимов, Начну с того, что не знаю, что такое "торрент". Не пользуюсь. Но у нас в Штатах по какому-то каналу (50-70-му что-то в этом несмотрибельном ранге) идут сериалы о Мейсоне. Черно-белые. Пытался смотреть - тоска зеленая. Подчеркиваю, для меня. Сегодня даже Пуаро с его "Восточным экспрессом" в прокате провалился. А предыдущий "Восточник" имел большой успех - время забвения еще не пришло. Попробуйте сегодня показаться на любой студии с заявкой о Мейсоне. На вас, мягко говоря, странно посмотрят. А фильмы о Шерлоке Холмсе (можно назвать их антиХолмс) пользуются успехом - потому что зритель идет на имя. Торрент и только торрент, для меня, как рядового потребителя такого рода литературы (сегодна прочитал- завтра забыл), является свидетельством того, что нет "огромного успеха" среди нас -обычных читателей. Вы, г-н Вадимов, относитесь к тому виду читателей, которого в мире детективной литературы можно называть даже профессионалом. У таких как Вы, все эти прошлые герои продолжают пользоваться успехом. И вперед! Но у меня - за всех не расписываюсь, уже успеха не будет. Есть только один - Холмс.
0 Ответить
Роман Солодов, не буду Вас разубеждать.
Американское ТВ мне неизвестно вовсе.
Но, раз Вы выходите сюда, значит интернет у Вас есть. А раз есть интернет - можете сходить на YouTube. Там есть куча фильмов. есть ли там российский (постсоветский) Ниро Вульф - понятия не имею, но уверен в этом на 95%.
Видите Вы только одного Холмса - видьте сколько угодно. Хотя Ниро Вульф выходил и у итальянцев и в англоязычной среде (наверное в США...) много раз и Перри Мэйсон в 90е годы вышло фильмов около 10. Раз их столько вышло - значит прокат оправдал себя?
Впрочем, если для Вас есть только Холмс = пусть для Вас так и будет.
Но все же советую погулять по YouTube.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Вадимов, спасибо, скачаю!
0 Ответить