Отличаясь умом и коварством, он часто становился жертвой жесточайшей депрессии и плохих настроений, что отразилось не только на его политической карьере, но и на личных взаимоотношениях с близкими.
Несмотря на острый ум, Тиберий попал под влияние людей нечистоплотных и бессовестных, чьи поступки, как и деяния самого императора, существенно подпортили его репутацию в веках.
Невзирая на свой огромный военный опыт, он не смог расширить границы империи. И, будучи талантливым управленцем, он проявлял полнейшее равнодушие к вверенному ему государству, в конце концов, покинув Рим и проведя последние годы своей жизни в полной изоляции на острове Капри. В период его правления Принципат был еще слишком молод, а молодость, как известно, время непростое.
Тиберий Клавдий Нерон родился 16 ноября 42 г. до н.э. в семье римского политического деятеля и военачальника Тиберия Клавдия Нерона старшего и Ливии Друзиллы. Оба родителя принадлежали к знатному роду Клавдиев, многие поколения которого добивались самых высших постов у руля Римского государства. Другими словами, Тиберию была уготована славная карьера. Увы, пока парнишка рос, на его глазах Республика превращалась в руины, а империя постепенно и планомерно переходила в руки единственного правителя — Октавиана Августа.
Детство и отрочество Тиберия не изобиловали событиями, несмотря на бурные волнения и перемены в стране. В 32 г. до н.э., когда между Октавианом и Марком Антонием вспыхнула гражданская война, Тиберий впервые, в возрасте девяти лет, появился на публике, дабы произнести панегирик на похоронах своего отца. Спустя три года, на шествии в честь победы Октавиана над Египтом и Клеопатрой, мальчику досталось теплое место в колеснице, по левую сторону от будущего императора.
После удачной поездки на Восток Тиберий стал претором, а в 13 г. до н.э. и консулом. В то же время он, в компании со своим родным братом Друзом Клавдием Нероном, участвовал в военной кампании против варварских племен Альп.
Личная жизнь юноши тоже складывалась вполне успешно. Предположительно в 19−20 г. до н.э. он женился на Випсании Агриппине, дочери одного из самых близких доверенных лиц императора, полководца Агриппы. И хотя долгое время супруги не могли воспроизвести на свет наследника, их брак можно было назвать счастливым. В конце концов, природа над ними сжалилась, и в 13 г. до н.э. у них родился мальчик, которого назвали в честь брата Друзом.
Карьера Тиберия целиком и полностью зависела от воли Октавиана Августа. Из-за своего возраста он находился в самом хвосте списка предполагаемых кандидатов на трон. Перед ним, как минимум, был племянник Августа Марк Клавдий Марцелл, который самоустранился ввиду преждевременной кончины в 23 г. до н.э., и сам военачальник Агриппа, которому удалось породниться с Августом путем женитьбы на его единственной дочери Юлии.
Союз Агриппы и Юлии оказался плодотворным, в результате чего на свет появилось два мальчика. В данной схеме приемным сыновьям Тиберию и Друзу, казалось бы, вообще не оставалось места. Тем не менее император Август, усердно приближавший к себе близких и далеких потомков, поступал мудро, перестраховываясь от возможных случайностей и бед, которые всегда могли существенно сократить список претендентов на Рим. Так оно в итоге и случилось, и Тиберий мог лишь благодарить судьбу, которая предоставила ему реальный шанс возглавить государство.
В 12 г. до н.э. умер Агриппа. По настоянию Августа Тиберий развелся с Випсанией и женился на вдове полководца и дочери императора Юлии. Этот брак не задался ни с точки зрения любви, ни в плане детей. Но зато союз этот однозначно провозглашал Тиберия прямым наследником. Он получил ответственные задания на полях битвы в Германии и провинции Паннония, с коими успешно справился. Фактически, он стал очевидным приемником Августа и получил высокие шансы стать римским императором. И все складывалось для Тиберия прекрасно, пока он мог контролировать собственные пороки.
Неожиданно для всех, безо всякого предупреждения, в 6 г. до н.э. Тиберий покинул Рим и отправился проживать на остров Родос с горсткой близких друзей и личным астрологом. Причины, побудившие его тогда отказаться от светской жизни и славы, до сих пор достоверно неизвестны. Важно лишь то, что Август такое поведение посчитал оскорбительным, ибо вся его схема преемственности рушилась на глазах.
Гай и Луций Цезари, сыновья Агриппы, были еще слишком молоды и неопытны, чтобы взвалить на свои хрупкие плечи ответственность за судьбу империи. И Август остался без видимого наследника, учитывая, что родной брат Тиберия, Друз, скончался от болезни в 9 г. до н.э. Теперь, случись что с императором, будущее его семьи у руля Римской Империи находилось под большим вопросом. Разумеется, Август также опасался, что Тиберий, покинувший зону его влияния, может стать участником какого-нибудь заговора. Как бы там ни было, с тех пор Август резко охладел к своему наследнику.
Свое раздражение он демонстрировал не единожды, отказывая Тиберию в желании вернуться домой, когда тот, наконец-то, осознал двойственность своего пребывания на Родосе. Когда в 1 г. до н.э. полномочия Тиберия истекли и не были продлены, его положение стало еще более шатким. Со дня на день он ожидал, что вместе с очередным судном на остров прибудет и приказ об его умерщвлении. Однако во 2 году известия с континента были совсем другого рода…
Роман Солодов, Вспоминая Герцена, грех забывать, что он предсказал крах «нелепого социализма». Но Ленина это совершенно не...