• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валерий Кузнецов Профессионал

Военная техника. В чём были сила и слабость Т-34?

Средний танк Т-34 не нуждается в представлении. Это один из символов Великой Отечественной войны и один из символов Великой Победы. Но сегодня любители военной истории не устают спорить о том, насколько он был хорош или насколько плох, был ли он лучше, чем немецкие или американские танки.

Взятие в плен советского танкиста после танкового тарана. Бои в районе Калинина. Октябрь 1941 г. Обе боевые машины вышли из строя. Экипаж был взят в плен, информации о его дальнейшей судьбе нет Фото: waralbum.ru

Причиной разногласий может быть не только разный объём знаний или политическая предвзятость, но и однобокость подхода к этой теме. Попробуем рассмотреть её разносторонне, разложив всё по своим полочкам.

Концепция конструкции

Концепция танка Т-34 не является внезапным озарением конструктора. Это результат огромной целенаправленной работы сложной системы советского танкостроения, которая активно создавалась более 10 лет по инициативе и под руководством компартии и правительства СССР для подготовки к предстоящей войне.

Конструкция Т-34 концептуально была самой передовой для своего времени, что признаётся практически всеми отечественными и иностранными специалистами по военной технике.

Подвеска, оптимальные углы наклона поверхностей корпуса и башни, общая компоновка систем и агрегатов, экономичный дизельный двигатель и основное вооружение сами по себе были выбраны чрезвычайно удачно, а их сочетание давало мощный синергетический эффект.

Идеи, лежащие в основе концепции Т-34, надолго определили направление мирового танкостроения.

Довоенные танки производства завода № 183. Слева направо: А-8 (БТ-7М), А-20, Т-34 обр. 1940 года с пушкой Л-11, Т-34 обр. 1941 года с пушкой Ф-34
Довоенные танки производства завода № 183. Слева направо: А-8 (БТ-7М), А-20, Т-34 обр. 1940 года с пушкой Л-11, Т-34 обр. 1941 года с пушкой Ф-34
Фото: автор неизвестен, общественное достояние

Основные части конструкции

Создатели танка стремились достичь предельно высоких боевых качеств при максимально технологичной конструкции, то есть простой и дешёвой в изготовлении, требующей минимума дорогих материалов, минимума дорогих станков, минимума разнообразия материалов и комплектующих изделий, минимума квалифицированных рабочих. Большое внимание уделялось возможности восстановления повреждённого танка в полевых условиях.

Такой подход был общим для всех видов советского вооружения довоенного и военного периода. Эта философия внедрялась на всех уровнях разработки и производства вооружений. Её правильность была полностью подтверждена во время Великой Отечественной войны, когда страна была вынуждена крайне рационально расходовать свои ограниченные ресурсы.

Сборка танков Т-34-76 в Нижнем Тагиле. Танки производились на Уральском вагоностроительном заводе и на эвакуированном сюда из Харькова заводе №183 (Уральский танковый завод имени Коминтерна)
Сборка танков Т-34−76 в Нижнем Тагиле. Танки производились на Уральском вагоностроительном заводе и на эвакуированном сюда из Харькова заводе № 183 (Уральский танковый завод имени Коминтерна)
Фото: waralbum.ru

В связи с нехваткой времени танк был принят в серийное производство в 1940 г., будучи недостаточно доработанным. Первоначальная конструкция танка имела ряд существенных недостатков, затрудняющих его эксплуатацию и боевое применение. К ним относились:

  • неудачная конструкция трансмиссии, практически не позволявшая переключать передачи на ходу;
  • маленькая башня, вмещавшая лишь два члена экипажа, в связи с чем командир танка являлся также наводчиком, что снижало эффективность его действий по управлению боем;
  • плохой механизм поворота башни, требующий большого времени для её поворота;
  • низкое качество оптических призм в люке механика-водителя, через которые почти ничего не было видно;
  • неудачное расположение командирской башенки, что крайне затрудняло её использование для наблюдения за обстановкой;
  • плохая вентиляция, что вызывало высокую загазованность боевого отделения при стрельбе;
  • наличие радиостанции только на командирских танках.

В ходе последующей доработки конструкции большинство недостатков были полностью или частично устранены. На новой модификации Т-34−85, производившейся с 1944 г., вместе с новой трёхместной башней также появилась более мощная пушка калибра 85 мм (против 76 мм на старых танках), что было вызвано появлением более защищённых целей — тяжёлых немецких танков.

Качество изготовления

Несмотря на сравнительную простоту технологии, качество изготовления Т-34 имело серьёзные проблемы.

Шлифовка верхней кромки литых «шестигранных» танковых башен на Уральском танковом заводе в Нижнем Тагиле
Шлифовка верхней кромки литых «шестигранных» танковых башен на Уральском танковом заводе в Нижнем Тагиле
Фото: waralbum.ru

Основные причины:

  • недостаточный опыт советской промышленности;
  • недостаточная оснащённость заводов точным оборудованием;
  • крайне жёсткие условия военного времени (проблемы с наличием оборудования, инструментов и оснастки; нехватка материалов и энергетических ресурсов, огромная программа производства; большие сложности, вызванные экстренной эвакуацией заводов; кадровый голод).

Проблемы с качеством испытывали многие части танка. Наиболее сложным в изготовлении был двигатель. Дизельный двигатель В-2 был выдающимся достижением советских конструкторов, но имевшийся в то время технологический уровень советской промышленности не позволял производить его достаточно качественно. До 1943 г. фактический ресурс этого двигателя был меньше требуемого.

Дизельный двигатель В-2
Дизельный двигатель В-2
Фото: Vitaly V. Kuzmin, по лицензии CC BY-SA 4.0

В результате талантливого руководства советской промышленностью, героических усилий и творческой инициативы рабочих и специалистов со временем удалось значительно улучшить качество производимых танков.

Сравнение с зарубежными образцами

Концептуально зарубежные танки выглядели значительно более архаично, чем Т-34, кроме тяжёлых «Пантеры» и «Королевского Тигра» (конструкция которых имеет признаки влияния концепции Т-34).

Части конструкции немецких, английских и американских танков разных классов в целом были выполнены на более высоком техническом и производственном уровне, за исключением немецких танков в конце войны, когда качество их брони резко снизилось в связи с нехваткой легирующих добавок.

Бесспорным преимуществом немецких, английских и американских танков над советскими были более комфортные условия для экипажа. Однако обычно это требовало дополнительных затрат ресурсов при изготовлении.

Британские танкисты проезжают на танке М3 «Грант» мимо подбитого немецкого танка Pz.I
Британские танкисты проезжают на танке М3 «Грант» мимо подбитого немецкого танка Pz. I
Фото: waralbum.ru

Общая боевая эффективность Т-34 на отдельных этапах войны была значительно выше, чем у зарубежных аналогов. Но в Германии и США создавались новые модификации средних танков. Так, последняя модификация американского «Шермана» по эффективности была вполне сопоставима с Т-34−85.

Было крайне важно, что простота конструкции Т-34 позволяла производить его в огромных количествах, что было жизненно необходимо для победы и имело гораздо большее значение, чем, например, воловья кожа на сиденьях «Тигра».

Интересный факт: в 1943 г. в Британии был всесторонне изучен образец танка Т-34, в результате чего была дана превосходная оценка его конструкции и уровню квалификации её создателей. Рассматривался даже вопрос о производстве этого танка в Британии.

Подводя итог, можно заключить, что концепция конструкции танка Т-34 была передовой и своевременной (Т-34 в большой степени стал «законодателем моды» в мировом танкостроении).

Источник видео: РКН: сайт нарушает законодательство РФ


Т-34 был проще и грубее, чем танки Германии, Англии и США, в части конструкции отдельных частей и качества изготовления. Однако по сумме боевых качеств он был выдающимся танком периода Второй мировой войны. Вкупе с массовостью производства Т-34 блестяще выполнил возложенную на него задачу.

Статья опубликована в выпуске 29.06.2020
Обновлено 7.09.2023

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Как Вы хорошо написали! И как правильно! Когда у нас в заводском музее проводились экскурсии, там очень подробно рассказывалось о преимуществах и недостатках Т-34. Ведь в войну на заводе "Красное Сормово" эти самые танки тоже производились. И экскурсовод говорил то же самое.
    Вообще, переоснастить производство с выпуска судов на выпуск танков - дело весьма сложное. Но пришла разнарядка - и волей-неволей пришлось налаживать это производство. Комплектующие поставляли из Мариуполя и Харькова, остальное всё выпускалось на нашем заводе.

    Оценка статьи: 5

    • Магдалина Гросс, спасибо за отзыв. Читал об этом, но, как инженер-машиностроитель, плохо представляю, как можно перепрофилировать судозавод на производство танков за такой короткий срок. В Нижнем Тагиле Т-34 стали выпускать на вагоностроительном заводе после эвакуации туда Харьковского завода.

      • Валерий Кузнецов, статья безупречная, но не упомянута сварная башня украинского сварщика по фамилии на Б.

        • Сергей Дмитриев, фамилия начиналась с др. буквы - Патон, ставший затем академиком, и долго руководил украинской академией наук. Отец Патон написал Сталину письмо, что может, как сварщик, быть полезным в изготовлении танков. Отец вместе с сыном и организовали, дуговую сварку, которую могли вести 16-ти летние юноши.
          В политехническом музеи (Москва) демонстрировался образец сварки глубиной 300 мм.