Причиной разногласий может быть не только разный объём знаний или политическая предвзятость, но и однобокость подхода к этой теме. Попробуем рассмотреть её разносторонне, разложив всё по своим полочкам.
Концепция конструкции
Концепция танка Т-34 не является внезапным озарением конструктора. Это результат огромной целенаправленной работы сложной системы советского танкостроения, которая активно создавалась более 10 лет по инициативе и под руководством компартии и правительства СССР для подготовки к предстоящей войне.
Конструкция Т-34 концептуально была самой передовой для своего времени, что признаётся практически всеми отечественными и иностранными специалистами по военной технике.
Подвеска, оптимальные углы наклона поверхностей корпуса и башни, общая компоновка систем и агрегатов, экономичный дизельный двигатель и основное вооружение сами по себе были выбраны чрезвычайно удачно, а их сочетание давало мощный синергетический эффект.
Идеи, лежащие в основе концепции Т-34, надолго определили направление мирового танкостроения.
Основные части конструкции
Создатели танка стремились достичь предельно высоких боевых качеств при максимально технологичной конструкции, то есть простой и дешёвой в изготовлении, требующей минимума дорогих материалов, минимума дорогих станков, минимума разнообразия материалов и комплектующих изделий, минимума квалифицированных рабочих. Большое внимание уделялось возможности восстановления повреждённого танка в полевых условиях.
Такой подход был общим для всех видов советского вооружения довоенного и военного периода. Эта философия внедрялась на всех уровнях разработки и производства вооружений. Её правильность была полностью подтверждена во время Великой Отечественной войны, когда страна была вынуждена крайне рационально расходовать свои ограниченные ресурсы.
В связи с нехваткой времени танк был принят в серийное производство в 1940 г., будучи недостаточно доработанным. Первоначальная конструкция танка имела ряд существенных недостатков, затрудняющих его эксплуатацию и боевое применение. К ним относились:
- неудачная конструкция трансмиссии, практически не позволявшая переключать передачи на ходу;
- маленькая башня, вмещавшая лишь два члена экипажа, в связи с чем командир танка являлся также наводчиком, что снижало эффективность его действий по управлению боем;
- плохой механизм поворота башни, требующий большого времени для её поворота;
- низкое качество оптических призм в люке механика-водителя, через которые почти ничего не было видно;
- неудачное расположение командирской башенки, что крайне затрудняло её использование для наблюдения за обстановкой;
- плохая вентиляция, что вызывало высокую загазованность боевого отделения при стрельбе;
- наличие радиостанции только на командирских танках.
В ходе последующей доработки конструкции большинство недостатков были полностью или частично устранены. На новой модификации Т-34−85, производившейся с 1944 г., вместе с новой трёхместной башней также появилась более мощная пушка калибра 85 мм (против 76 мм на старых танках), что было вызвано появлением более защищённых целей — тяжёлых немецких танков.
Качество изготовления
Несмотря на сравнительную простоту технологии, качество изготовления Т-34 имело серьёзные проблемы.
Основные причины:
- недостаточный опыт советской промышленности;
- недостаточная оснащённость заводов точным оборудованием;
- крайне жёсткие условия военного времени (проблемы с наличием оборудования, инструментов и оснастки; нехватка материалов и энергетических ресурсов, огромная программа производства; большие сложности, вызванные экстренной эвакуацией заводов; кадровый голод).
Проблемы с качеством испытывали многие части танка. Наиболее сложным в изготовлении был двигатель. Дизельный двигатель В-2 был выдающимся достижением советских конструкторов, но имевшийся в то время технологический уровень советской промышленности не позволял производить его достаточно качественно. До 1943 г. фактический ресурс этого двигателя был меньше требуемого.
В результате талантливого руководства советской промышленностью, героических усилий и творческой инициативы рабочих и специалистов со временем удалось значительно улучшить качество производимых танков.
Сравнение с зарубежными образцами
Концептуально зарубежные танки выглядели значительно более архаично, чем Т-34, кроме тяжёлых «Пантеры» и «Королевского Тигра» (конструкция которых имеет признаки влияния концепции Т-34).
Части конструкции немецких, английских и американских танков разных классов в целом были выполнены на более высоком техническом и производственном уровне, за исключением немецких танков в конце войны, когда качество их брони резко снизилось в связи с нехваткой легирующих добавок.
Бесспорным преимуществом немецких, английских и американских танков над советскими были более комфортные условия для экипажа. Однако обычно это требовало дополнительных затрат ресурсов при изготовлении.
Общая боевая эффективность Т-34 на отдельных этапах войны была значительно выше, чем у зарубежных аналогов. Но в Германии и США создавались новые модификации средних танков. Так, последняя модификация американского «Шермана» по эффективности была вполне сопоставима с Т-34−85.
Было крайне важно, что простота конструкции Т-34 позволяла производить его в огромных количествах, что было жизненно необходимо для победы и имело гораздо большее значение, чем, например, воловья кожа на сиденьях «Тигра».
Интересный факт: в 1943 г. в Британии был всесторонне изучен образец танка Т-34, в результате чего была дана превосходная оценка его конструкции и уровню квалификации её создателей. Рассматривался даже вопрос о производстве этого танка в Британии.
Подводя итог, можно заключить, что концепция конструкции танка Т-34 была передовой и своевременной (Т-34 в большой степени стал «законодателем моды» в мировом танкостроении).
Источник видео: РКН: сайт нарушает законодательство РФ
Т-34 был проще и грубее, чем танки Германии, Англии и США, в части конструкции отдельных частей и качества изготовления. Однако по сумме боевых качеств он был выдающимся танком периода Второй мировой войны. Вкупе с массовостью производства Т-34 блестяще выполнил возложенную на него задачу.
Как Вы хорошо написали! И как правильно! Когда у нас в заводском музее проводились экскурсии, там очень подробно рассказывалось о преимуществах и недостатках Т-34. Ведь в войну на заводе "Красное Сормово" эти самые танки тоже производились. И экскурсовод говорил то же самое.
Вообще, переоснастить производство с выпуска судов на выпуск танков - дело весьма сложное. Но пришла разнарядка - и волей-неволей пришлось налаживать это производство. Комплектующие поставляли из Мариуполя и Харькова, остальное всё выпускалось на нашем заводе.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Магдалина Гросс, спасибо за отзыв. Читал об этом, но, как инженер-машиностроитель, плохо представляю, как можно перепрофилировать судозавод на производство танков за такой короткий срок. В Нижнем Тагиле Т-34 стали выпускать на вагоностроительном заводе после эвакуации туда Харьковского завода.
0 Ответить
Валерий Кузнецов, статья безупречная, но не упомянута сварная башня украинского сварщика по фамилии на Б.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, фамилия начиналась с др. буквы - Патон, ставший затем академиком, и долго руководил украинской академией наук. Отец Патон написал Сталину письмо, что может, как сварщик, быть полезным в изготовлении танков. Отец вместе с сыном и организовали, дуговую сварку, которую могли вести 16-ти летние юноши.
В политехническом музеи (Москва) демонстрировался образец сварки глубиной 300 мм.
1 Ответить