Оказывается, технология изготовления цветных фотоизображений была придумана также на рубеже 19−20 веков. В это время фотографы начали использовать технику тройной фотографии для получения цветных изображений. Суть этой техники такова: на одной стеклянной пластине фиксировали три изображения одного и того же объекта, сделанные через красный, синий и зеленый фильтры. Такие негативы давали изображения высокого разрешения 3700×3500 (чей цифровой фотоаппарат на такое способен?) и очень высокого качества. Минусы метода очевидны. Снимаемый объект должен был оставаться неподвижным, в противном случае на фотографии появлялись «потусторонние тени».
Демонстрация изображений также происходила через проектор с красным, зеленым и синим фильтрами. В результате совмещения трех частей каждого изображения получался полноцветный вариант. Красный, зеленый и синий… Red, green, blue… Сочетание цветов вам ничего не напоминает? Ну, конечно, RGB — самую распространенную на сегодня цифровую цветовую модель. Именно она предназначена для передачи цвета на ваш монитор. Если вы откроете любое цветное RGB-изображение в Photoshop’e, то в палитре «каналы» вы увидите то же самое, что и на стеклянных пластинах более чем столетней давности.
В 1905—1916 гг. личный фотограф Российского царя Сергей Михайлович Прокудин-Горский значительно усовершенствовал метод тройной фотографии. Благодаря ему мы можем видеть цветные фотографии многих российских городов начала прошлого века! Этот метод позволяет выявить те неуловимые детали, которые отличают живой объект от его фотографии. И недостаток метода (невозможность снимать подвижные объекты) становится его достоинством.
Посмотрите, какова яркость и насыщенность цветов, даже не верится, что этим снимкам почти 100 лет! Насладиться другими фотографиями из коллекции Прокудина-Горского можно здесь: Чудеса фотографии
Скажите, а в вашем семейном архиве вы можете найти фотографии столь же высокого качества? Сколько раз вы пытались «вытянуть» с помощью того же Photoshop’а слишком темную или слишком бледную фотографию, и результат вас разочаровывал? Вас спасет все тот же старинный метод тройной фотографии.
Сегодня он получил неожиданное продолжение. В моду входят так называемые HDR-фотографии. Эта аббревиатура расшифровывается как High Dynamic Range, то есть «высокий динамический диапазон». А скрываются за ней яркие, насыщенные, потрясающие своей глубиной снимки — такие цвета не увидишь ни на обычных цифровых фотографиях, ни даже на пленке. Фотографии HDR могут оказаться даже ярче, чем реальность, доступная человеческому глазу. Технология HDR позволяет увидеть мир таким, каким мы его еще не видели.
Для получения такого эффекта делается несколько снимков одного и того же неподвижного объекта с разными настройками (нужно делать это со штатива и с как можно меньшими паузами). Например, три или более: обычный, слишком светлый и слишком темный. Полученные файлы загружаются в специальную программу, которая соединяет все три кадра в общую картинку. Опыты российских фотографов-любителей в области HDR-фотографии здесь: HDR фото.
В общем, смотрите и удивляйтесь. До поры до времени. Вероятно, скоро такие фотографии станут обычным явлением.
Скоро 150 лет со дня рождения Прокудина-Горского, здесь его биография, очень интересно.
0 Ответить
Прочитал эту интересную статью и вспомнил (простите за тавтологию) воспоминания К. И. Чуковского о Леониде Андрееве. Одно время тот увлекался цветной фотографией (10-е годы 20 века). Чуковского поразило количество напечатанных Андреевым снимков ("точно фабрика поработала"). Значит, уже тогда цветная фотография (а не слайды) была доступна любителям. Не представляю, как происходил процесс печати. В книжках моего детства, посвященных искусству фотографии, цветная фотография представала занятием хлопотным и трудоемким, когда часть времени любителю приходилось работать в кромешной темноте (никаких красных фонарей!).
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владислав, Вы меня заинтриговали. Сразу же нашла эти воспоминания.
Вот цитата: "А потом цветная фотография.
Казалось, что не один человек, а какая-то фабрика, работающая безостановочно, в несколько смен, изготовила все эти неисчислимые груды больших и маленьких фотографических снимков, которые были свалены у него в кабинете, хранились в особых ларях и коробках, висели на окнах, загромождали столы. Не было такого угла в его даче, который он не снял бы по нескольку раз. Иные снимки удавались ему превосходно - например, весенние пейзажи. Не верилось, что это фотография, - столько в них было левитановской элегической музыки.
В течение месяца он сделал тысячи снимков, словно выполняя какой-то колоссальный заказ, и, когда вы приходили к нему, он заставлял вас рассматривать все эти тысячи, простодушно уверенный, что и для вас они источник блаженства. Он не мог вообразить, что есть люди, для которых эти стеклышки неинтересны. Он трогательно упрашивал каждого заняться цветной фотографией".
Обратите внимание на слово "стеклышки", и нет слова "печать". Так что это были не фотографии, а слайды тоже. Но все равно, интересное дополнение, и спасибо Вам за него.
0 Ответить
Очень интересно и познавательно!
0 Ответить
Озадачена... А почему тогда в альбомах и книгах все фотографии рубежа 19-20-го веков черно-белые.
Даже и не знала, что умеют делать цветные... СУпер! Спасибо за такие интересные подробности из жизни фотографии...)))
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Валентина, почему в альбомах и книгах черно-белые? Потому что не было тогда еще технологии печати цветных фотографий. Их можно было только через проектор увидеть.
0 Ответить
Я имела ввиду современные альбомы. Правда, в первый раз услышала про цвет в начале 20-го века!
То есть это слайды получаются? да?
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Да, слайды. Только не все негативы сохранились, материал все-таки хрупкий - стекло. И восстановлены они лишь недавно.
0 Ответить
Отличная работа Яна, моя оценка 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить