К слову, Мельцель был тоже не простым механиком, он, как и Кемпелен, любил придумывать что-нибудь этакое, чем можно удивить людей. Специализировался он на музыке и создавал механические музыкальные инструменты. Он сконструировал «пангармонион» — инструмент, который мог издавать звуки, весьма похожие на флейты, трубы, барабаны, цимбалы. Потом добавил звучание кларнетов, скрипки и виолончели, после чего «пангармонион» можно было назвать настоящим симфоническим оркестром. Инструмент получился настолько качественным, что Бетховен специально для него написал увертюру «Победа Веллингтона при Виттории». Мельцель славен и другими изобретениями, но сейчас мы говорим не о них. Мы говорим о купленном им Механическом Турке.
Когда в 1809 году Наполеон, подмяв под себя почти всю Европу, добрался до Австрии, он расположился в Вене, в Шенбруннском дворце. Привыкший к действию, в тишине дворца, в ожидании, когда же закончатся мирные переговоры, Бонапарт заскучал. И он вспомнил о шумихе, которую поднял Кемпелен со своим Турком. Это было давно, Наполеон в то время был ещё молод, и ему так и не пришлось увидеть этот чудесный автомат. Он решил это упущение исправить.
Едва только он сказал об этом, сразу нашли Мельцеля и приволокли Механического Турка. Игра долгою не была — Наполеон проиграл. Он несколько раз пытался обмануть Турка и делал неверные ходы, однако Механический Шахматист замечал ошибки и возвращал фигуру Наполеона на место. Наполеон так же, как и все его предшественники, поверил в то, что кукла может играть самостоятельно, да еще и так хорошо.
После этой игры Мельцель продал Турка за неплохие деньги вице-королю Италии Эжену Богарне. Но прошло несколько лет, Наполеон проиграл войну в России и потерпел поражение при Ватерлоо, а Богарне сбежал из Италии в Баварию. Казалось, что все, Механический Турок утерян навсегда. Но нет, Мельцель, разыскал Богарне и выкупил у него Турка за ту же сумму, за которую продал, правда, в рассрочку, потому что таких огромных денег у него не было.
Мельцель создал «Театр автоматов». В основном в него входили его собственные изобретения, но были представлены и другие мастера — механический трубач немецкого механика Иоганна Кауфмана, канатные плясуны тирольского механика Христиана Чумгаля, и вот ещё к ним добавился известный на весь мир Турок.
Механическая диорама «Пожар Москвы 1812 года», входившая в экспозицию, была создана самим Мельцелем — это целый спектакль: войска Наполеона входили в город, жители поспешно убегали кто куда, начинались пожары, здания рушились, раздавались выстрелы, и в самом конце Москва была объята пламенем полностью, после чего представление заканчивалось.
Турка Мельцель всегда показывал в самом конце, когда люди уже были точно уверены в том, что механизмы работают без помощи извне. Потому и расспросов было меньше, чем при Кемпелене. Людям нравилась эта таинственность, она манила их, и Турок без работы не оставался. Доходы от показа изобретений превысили расходы, и Мельцель разбогател.
Подобно Кемпелену, он продолжал дурачить людей на протяжении нескольких лет. Но как же им это удавалось? В заключительной статье попытаемся в этом разобраться.
Насколько помню с детства, после того, как Наполеон в третий раз повторил неверный ход, Турок смахнул фигуру с доски. Наполен остался очень доволен тем, что смог вывести куклу из себя. Не помню, в то ли время в нём сидел Альгайер.
0 Ответить
Виктор Жигунов,
я об этом и писал
0 Ответить
Валерий Цуркан, как это о том же? О раздражении машины, об удовольствии Наполеона у Вас ни слова, а это ведь такие живые черты!
0 Ответить
Виктор Жигунов,
Ну, я же не рассказ писал, а статью
0 Ответить