Считается, что первые карты появились в IV веке до нашей эры. Позднее были изобретены астролябия, квадрант, секстант, затем компас, потом уже гироскоп. Благодаря стараниям географов, астрономов и путешественников на карты наносилось все большее количество деталей.
Многие века люди посвящали жизнь развитию картографии и навигации. И знания эти высоко ценились. Кардинально все поменялось с наступлением космической эры — навигация стала доступной каждому в любой точке планеты.
Современная навигация
Покорение человеком околоземного космического пространства стало толчком для развития многих областей науки и техники. Ежесекундно спутники передают огромное количество информации разного типа: от результатов фотосъемки в различных диапазонах определенного участка поверхности Земли и до спутникового телевидения, ставшего привычным. Грех не воспользоваться этим для решения задачи определения своего местоположения.
Несколько слов о GPS…
GPS (Global Positioning System) — система спутниковой навигации. Разрабатывалась эта система изначально министерством обороны США, благодаря которому, к слову, увидела свет глобальная сеть Интернет.
Первый спутник из 24, необходимых для покрытия всей поверхности Земли, был запущен в 1974 году, последний — в 1993. Сейчас продолжаются запуски усовершенствованных спутников, которые заменяют вышедшие из строя.
Система используется для обеспечения навигационными данными как гражданских, так и военных. Причем точность данных, получаемых военными, выше, что обеспечивается использованием дополнительных диапазонов и помехоустойчивым кодированием сигнала.
GPS-приемники, о существовании которых не слышали только ленивые или представители африканских племен, используют общедоступные каналы получения навигационной информации.
…и о ГЛОНАСС
Отставая от американцев, под эгидой министерства обороны СССР, в 1982 году был запущен первый спутник системы ГЛОНАСС (ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система). Спутников в этой системе тоже 24, и их «парк» тоже постоянно обновляется.
Роскартография разработала соответствующие карты, в России и за рубежом выпускаются ГЛОНАСС-приемники.
Однако по точности определения координат ГЛОНАСС уступает конкуренту. Причина и в количестве задействованных в системе наземных станций, и в кодировании сигнала, и в точности данных эфимерис и альманахов.
Братья навек?
О том, что с ГЛОНАСС стоит считаться, свидетельствует тот факт, что некоторые зарубежные и отечественные компании выпускают гибридные приемники — устройства, способные работать одновременно со спутниками ГЛОНАСС и GPS на соответствующих частотах, используя нужный формат сигнала.
Одна из них — российская компания Lexand. Навигатор Lexand SG-555 — чуть ли не первый ГЛОНАСС/GPS навигатор (после нескольких неудачных экспериментов), который любой желающий может приобрести в розничной сети.
Основными преимуществами не только Lexand SG-555, но и всех гибридов являются:
- более высокая скорость холодного и горячего старта;
- высокая точность определения координат;
- высокая устойчивость при приеме сигнала.
Маркетинговый ход? Вовсе нет. Для определения координаты на поверхности земли и GPS, и ГЛОНАСС необходимо установить связь как минимум с четырьмя спутниками! У приемника GPS в активе 24 спутника, у приемника ГЛОНАСС — столько же, а у гибрида — того же Lexand SG-555 — уже 48. Почти полсотни!
Неудивительно, что с четырьмя любыми связь будет установлена достаточно быстро.
Здесь же вспомним и про устойчивость сигнала. Здания, особенности рельефа, облака и даже листва деревьев могут на время заслонять один или несколько спутников. Но настроиться на другие гибридам проще, опять-таки по причине, указанной в предыдущем абзаце.
Это же касается и точности. Многочисленные источники утверждают:
— чем больше спутников видит приемник, тем точнее будет определяться координата;
— спутники ГЛОНАСС в северном полушарии работают лучше спутников GPS из-за иного угла наклона орбиты.
Комментарии излишни.
Увы, но по точности и распространенности устройств ГЛОНАСС — пока еще «младший брат». Но он имеет все шансы стать «достойным ответом». А нам, пользователям, остается наслаждаться четкой работой гибридных приемников, которые сочетают в себе лучшие качества обеих систем.
Андрей Родионов, Съисть , то он съисть , наш "Глонасик", "жиэрэса," но кто ж ему дасть? "Бешенство" всегда будет в одну сторону и не в нашу.... Собственно, это уже история.
0 Ответить
Андрей Родионов, "Гражданские" функции спутниковых систем / американских/ это побочный продукт военных задач. Он составляет едва ли не единичные проценты. Система устроена так, что по решению в США, она может использовать мощности чужих систем. У США , таким образом, 48 спутников./24 своих и столько же наших + засекреченные мощности на других спутниках /. Эта система способна "сбивать" все движущиеся объекты , где в управлении участвует электроника. Человеком то же.Сбивать с курса малыми отклонениями, что равносильно аварии, гибели от столкновений. Те, которые не исползуют электронные управляющие системы , могут ставиться в принудительные ситуации. Например, вылетает на встречную полосу движения , взбесившийся автомобиль с системой навигации/ или система на секунду взбесилась"/, авто без такой системы не уйдёт от столкновения. Он находится в принудительной ситуации.Можно использовать и групповое вождение... Вы правы. Всё зависит от программного обеспечения, а это тоже побочный продукт оборонного ведомства США... Ой, дурють нашого брата москаля, а мэнэ уже обдурылы.
0 Ответить
Михаил Ковалев, конечно, если ГЛОНАСС и GPS начнут тянуть руль каждая в свою сторону, то любой автомобиль взбесится
0 Ответить
Михаил Ковалев, самый фееричный бред сумасшедшего, который я только читала спасибо, повеселили.
я понимаю, что люди, не знающие основ устройства спутниковых навигационных систем, склонны приписывать им возможности, невозможные по определению, но чтобы ТАК!
0 Ответить
Аня Коряга, Кушайте на здоровье! У нас ещё есть. Всегда рад повеселить хорошего человека.
0 Ответить
Андрей Родионов, в 70-х годах прошлого века, на кораблях ВМФ для определения местоположения использовалась американская система ЛОРАН, но недостаток ее в том, что в военное время они переходили на военные частоты и для нас она теряла смысл и по -этому, уже в то время начали создаваться космические системы определения местоположения с помощью спутников (ГЛОНАС).
Так же и сейчас, в случае необходимости американцы отключат свою систему, или перейдут на другие частоты и она потеряет для многих свое назначение и так было во время войны в Ираке.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Абрамов, действительно, система GPS полностью контролируется US DOD )
0 Ответить
приятно наконец видеть вменяемую статью о ГЛОНАСС/GPS. Обычно СМИ и блоггеры такой бред пишут, что мне, как специалисту в этой области, хочется застрелиться при прочтении.
Однако, мнение "чем больше спутников, тем точнее" не верно. Точность зависит от устройства аппаратуры и внутреннего программного обеспечения. Например, одночастотные приемники никогда не померяют свое местоположение также точно, как двухчастотные, даже если будут видеть сотню спутников.
0 Ответить
Аня Коряга, Спасибо, приятно.
Каждый спутник, с которым устанавливается связь уменьшает диаметр сферы, в котором может находиться приемник. Это и есть влияние на точность.
Зависимость от аппаратуры и ПО - бесспорна.
Но на точность влияет каждый из этих факторов. Поэтому, правильно было бы поставить между этими факторами логическое "и", не так ли, Аня?
0 Ответить
Андрей Родионов, вы отчасти правы, но.
Для определения своего местоположения приемнику достаточно 4-х спутников. Получение сигналов от большего числа спутников позволяет улучшить т.н. геометрию спутникового созвездия, при условии, что спутники равномерно распределены в разных областях небосвода.
Еще лет пять назад наблюдатель на территории России получал такую картину: большинство спутников GPS на юге, один-два - на севере. Геометрия - хуже не придумаешь, но американцы ведь не для нас орбиты настраивали, а для себя. Чтобы исправить эту ситуацию и был реанимирован ГЛОНАСС - не банально увеличить колво спутников, а улучшить их видимость на территории РФ.
Резюме: на точность влияет не КОЛИЧЕСТВО, а РАСПОЛОЖЕНИЕ спутников на небосводе.
0 Ответить
Аня Коряга, не могу не согласиться. Выпустил этот фактор из своего внимания.
Спасибо!
Видимо, Вы хорошо разбираетесь в космической навигации!!
0 Ответить
Андрей Родионов, вы все равно молодец. Ваша статья выгодно выделяется на общем фоне журналистской писанины по этой теме, зачастую похожей на комментарий Михаила Ковалева ниже.
0 Ответить
Андрей Родионов, Вы уверены что по спутникам _разных_ систем приемник точнее вычислит положение? Как-то сомнительно, частоты ведь разные наверно. Хотя может и ошибаюсь.
Насчет применимости Глонасса, тут все просто - в быту он нафиг не сдался, т.к. GPS точнее, а на государственном уровне на него заставляют переходить банально принудительно. Типа, не стоит на судне "сертифицированный" и занесенный в госреестр приемник с Глонасс, не выдадут лицензию и все.
Пока, по отзывам ситуация примерно такая, может потом что-то и улучшится, кто знает...
0 Ответить
Дмитрий Елисеев, действительно, GPS точнее, но точности ГЛОНАСС для морского дела, как Вы упомянули в комментарии, вполне достаточно.
Знаете, работая над статьей не раз видел заявленную разработчиками гибридных приемников разных фирм точность порядка 1-2 метров.
Зачем точнее? В быту, конечно. Речь не идет про геодезию и т.п.
0 Ответить
Известно же, что в России создали уникальную систему глобального позиционирования подводного базирования
0 Ответить
Mike Mike, и вооружили невидимые спутники, входящие в состав этой системы, лазерным оружием?
0 Ответить
Андрей Родионов, поясните про лазеры
0 Ответить
Mike Mike, поясните про подводную! )
Видите ли, я никак не мог понять, шутите Вы или нет. Хотите - верьте, хотите - нет, но я даже спросил у Гугла об этой системе.... Так как вразумительного ничего не нашел, решил ответить тоже шутливо.
Отсюда и лазеры.... ))
0 Ответить
Андрей Родионов, уже не один глонассовский спутник утонул
0 Ответить