Автожир, или гирокоптер, нельзя назвать летающим автомобилем. Скорее, он похож на уменьшенный вертолет с некоторыми признаками самолета. Между тем автожир умудрился взять от всех трех транспортных средств определенные плюсы. Главные из них: безопасность, легкость в управлении и доступная цена.
Как летает автожир
Как уже упоминалось выше, автожир — гибрид самолета и вертолета. С вертолетом его роднит наличие несущего винта и принцип авторотации — автоматического вращения винта, без помощи двигателя. Только для вертолета такой способ полета — аварийный, тогда как для автожира — основной. Именно благодаря авторотации, гирокоптер считается самым безопасным летающим средством.
Сам собой винт, разумеется, вращаться не будет. Вращение создается за счет встречного потока воздуха, появляющегося при движении всего аппарата. Так выходит, что зависнуть на месте очень проблематично, если нет встречного ветра, раскручивающего винт. Приходится все время планировать над землей. Но есть свой плюс: затраты двигателя не идут на вращение ротора, как в вертолете, вместо этого они работают на движение. Двигатель помогает вращаться винту только во время наиболее сложного этапа — взлета автожира, когда сам летательный аппарат только начинает разгон. Вследствие этого, двигатель для автожира требуется менее мощный, чем у вертолета, но более мощный, чем у автомобиля.
При взлете выявляется родство автожира с самолетом. Как для первого, так и для второго требуется разгон на земле, но для гирокоптера он существенно короче — около 10−50 м, что позволяет ему подняться с совершенно неподготовленных для взлета площадок.
Безопасность обуславливается тем, что даже при заглохшем моторе автожир способен мягко приземлиться. Также он намного более устойчив к турбулентности, чем самолет или вертолет. Потеря скорости у автожира приводит не к резкому падению, а к мягкому снижению.
В кабине пилота
Изнутри гирокоптер представляет собой комфортную кабину с широкими стеклами, что позволяет в полной мере любоваться картиной, предстающей внизу. Сейчас гирокоптеры используют чаще всего для простых обзорных полетов.
На месте пассажира это всё, конечно, хорошо. А как же чувствует себя пилот? Многие летающие пилоты отмечают необычную легкость в управлении гирокоптером по сравнению с его крылатыми собратьями. Автожирщик вполне может управлять аппаратом без особого напряжения.
Новичкам рекомендуется пройти специальные курсы по пилотированию, хоть это и не принудительно. Как и любой другой транспорт, автожир требует уважения к себе. Даже просто ради его целостности стоит потратиться на недолгие курсы, а потом с чистой совестью совершать грамотные самостоятельные полеты.
Перспективы внедрения в жизнь
Теперь, когда мы разобрались в строении и управлении автожира, пора задуматься о главном: имеет ли шансы эта чудо-машинка войти в нашу жизнь?
Перед нами сразу предстают две проблемы, актуальные для автомобилей — парковки и дороги. Обычное парковочное место вполне подойдет для автожира. Единственное, нужно будет постоянно снимать верхний винт или ставить его в наиболее удобное положение, чтобы никак не задеть стоящих рядом «товарищей по парковке». Для временного размещения автожиру также может подойти пустая крыша.
С дорогами сложнее, ведь гирокоптеру нужен какой-никакой разбег для поднятия. Инженеры трудятся над созданием автожиров с прыжковым взлетом. Пока известно, что такие модели будут намного сложнее устроены, а следовательно, дороже. Но ведь и удобства в их эксплуатации будет больше! Ну, а пока размещение взлетных площадок является одной из главных проблем автожиров.
В будущем наилучшим образом автожиры будут служить как индивидуальный транспорт. Для спасательных, экстренных целей куда лучше подойдет вертолет с большей грузоподьемностью и вертикальным подъемом.
Вытеснят ли автожиры автомобили? Вряд ли. Как бы там ни было, земля — более привычная среда для человека. Скорее, автожиры станут дополнительным транспортом, типа велосипедов. Осваивая воздушные пути, люди освободят часть наземных дорог, что приведет к снижению числа пробок. К сожалению, зимой пробки могут возвращаться из-за низкой устойчивости гирокоптеров к этому времени года. Тут опять же ждем новаторства от инженеров.
В дальнейшем, при большем внимании властей к возможностям гирокоптера, он имеет все шансы стать одним из популярнейших видов транспорта будущего, а каждый человек, наконец, сможет исполнить свою давнюю мечту — подняться в небо.
Сочинение школьницы на непонятную для нее тему...
0 Ответить
Mike Mike, Возможно, именно так статья и выглядит. Но это мой первый опыт, пока только учусь хорошо писать.
Хотелось бы узнать от вас, что именно в статье не хватает? Что мне стоит учесть в дальнейшем?
1 Ответить
Ольга Фетисова, название "транспорт будущего" подразумевает как минимум, замену автомобилю и массовое использование, чего автожир обеспечить явно не может. Думаю Вы мысленно легко можете представить что будет, если тысячи автомобилей заменить на тысячи автожиров - хаос будет 100% и ничего хорошего из этого не выйдет.
А так, автожир как летательный аппарат безусловно интересен, хотя и не выйдет за рамки узкой ниши типа параплана или воздушного шара.
Кстати, попытки скрестить автомобиль и летательный аппарат были еще годов с 60х, но ничего хорошего так и не вышло - и ненадежно, и дорого.
Единственное что хоть как-то может (пока только гипотетически) обеспечивать вертикальный взлет и управляемость при минимальных габаритах - это что-то типа квадрокоптера с винтами закрытыми в кожухах, но пока что аккумуляторов не хватит и на пару минут полета с человеком.
1 Ответить
Дмитрий Елисеев, да, тут, думаю, я очень ошиблась с названием. Долго мучилась с выбором подходящего и всё равно получилось немного не то, что хотела передать. Конечно, автожир не станет заменой автомобиля, про это я написала. В этом случае, хаос на дорогах так и останется, а проблем в воздушном пространстве прибавится. Но также я писала, что он может быть по популярности приравнен к велосипедам.
В 60-х разработка автожиров была приостановлена из-за их ненадобности. Куда полезнее тогда было разрабатывать вертолеты. По многим критериям они всё же превосходят автожиры. Но не по цене и надежности. Сейчас потому и обратили внимание на автожиры, что они дешевле вертолетов.
0 Ответить
Ольга Фетисова, Вы хоть гуглом-то пользовались?
Цена автожира - от 500тыс (300тыс за б/у) до 3млн, хороший такой велосипед Хотя да, вертолет конечно подороже будет, согласен.
Я искренне разделяю Вашу любовь ко всему летающему, но должен признать, что в нашей стране популярным все это вряд ли будет в обозримом будущем. Поэтому такие сравнения ничего кроме улыбки вызвать не могут.
1 Ответить
Ольга Фетисова, какой-то веселенький "блондиночный" стиль, чрезмерный оптимизм, натяжки, неточности. Мое субъективное мнение.
0 Ответить
Mike Mike, стиль был выбран такой не случайно. Конечно, можно было бы напихать кучу технических терминов и подробных деталей, но тогда статья была б понятна только узкому кругу технарей. Мне же хотелось, чтобы поняли абсолютно все, вплоть до людей, мало имеющих отношение к технике. Потому статья написана нарочно упрощенным языком.
Чрезмерного оптимизма, извините, найти не могу. Буду признательна, если конкретно укажете, где вы его увидели.
С натяжками и неточностями правда. За это спасибо. Постараюсь глубже разбираться в дальнейших темах.
0 Ответить
Ольга Фетисова, но сама тема занимательная, за это спасибо.
0 Ответить
Ольга Фетисова, да я не про тех.термины и подробные детали.
Знакомьтесь, первый индивидуальный летающий транспорт
Вовсе НЕ первый уж, да и пальма первенства у ИНИВИДУАЛЬНОГО ЛЕТАЮЩЕГО транспорта явно у легких самолетов, в том числе, адекватная цена.
гирокоптер считается самым безопасным летающим средством
Там и статистике-то серьезной неоткуда взяться. Есть лишь теоретический базис, основанный на принципе полета.
Новичкам рекомендуется пройти специальные курсы по пилотированию, хоть это и не принудительно.
С каких это пор у нас летают без документов?? Ну чепуха же, это нелегальщина какая-то.
Насчет перспектив и пробок - это вообще разгул фантазии... Вот представляю в Москве тучи автожиров в небе, чтобы хоть как-то разгрузить дороги, им банально и в небе места не хватит, вообще представляется кровавый ад Или речь про пробки в чистом поле?
А фразы типа К сожалению, зимой пробки могут возвращаться из-за низкой устойчивости гирокоптеров к этому времени года. выглядят какими-то совсем детскими.
В общем, это я коротенько пробежался по тексту, без указания на неточности по сути.
0 Ответить
А где можно почитать статьи анонима и мэтра Mike Mike?
1 Ответить
Алексей Владимирович Климиксеев, не вижу никакой связи, с чего вы решили, что я должен что-то публиковать, да еще именно здесь? Насчет анонимности - не увидел тут и ваших персональных данных, раз это необходимо для высказывания своего мнения.
0 Ответить
Mike Mike, зачем же так круто ? Уже только за то, что статью на такую скользкую тему написала "школьница" в качестве дебюта в ШЖ, она заслуживала более дипломатической оценки, типа, "хорошо,хорошо, вот тут только немножко добавить, подправить".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ольга Фетисова, Как жаль, что Вы не упомянули Хуана де ля Сьерву. Гениальный, незаслуженно забытый, конструктор автожиров.
1 Ответить
Алексей Владимирович Климиксеев, изначально я хотела включить в статью еще небольшую подтему об истории автожиров. К сожалению, ограниченное количество символов не позволило этого сделать, пришлось убирать историческую часть еще в черновом варианте. Но там имя первого изобретателя автожиров вовсе не было забыто.
0 Ответить
Лет 40 назад журнал "Техника-Молодежи" опубликовал об автожирах огромную статью с заголовком "Незаслуженно забытые".
Не прошло и полвека, а их уже называют "транспортом будущего"...
В то время, как после их изобретения прошло много более полувека, их все нет и нет...
По-моему, скорее уж гравитационную тягу изобретут, чем автожиры станут транспортом.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Игорь Вадимов, Да, примерно в 60-х годах автожиры набирали популярность, но тогда люди куда больше увлеклись развитием вертолетов, да и нужнее они тогда были.Поэтому такой ажиотаж стих. Затем, с 90-х начался новый всплеск интереса к автожирам и продолжается по сей день. Сейчас они все чаще появляются на выставках авиационной техники, предлагаются обзорные полеты и курсы пилотирования. Думаю, у автожиров появился вновь появился шанс войти в нашу жизнь
0 Ответить
Остаётся загадочным, почему начинает вращаться винт автожира при разгоне, какой, за счёт чего возникает вращающий момент? Ведь лопасти центрально симметричны.
Есть ли автомат перекоса у автожира?
Автожир обречён остаться экзотикой. Это одноместный так завлекательно выглядит, а дайте картинку 4-5-6-местного наподобие автомобилям и возникнут сомнения.
Временами меня занимает идея одноместного вертолёта на ...экранирующем эффекте, с гондолой в центре широколопастного двойного(соосного) винта без автомата перекоса.
Осталось выяснить, может ли быть ЭЭ для винта?
Осталось впечатление, что статью написал копирайтор.
Надеюсь, матёрые технари ШЖ обильно прокомментируют интересную статью.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, почему начинает вращаться винт автожира при разгоне, какой, за счёт чего возникает вращающий момент?
Ось несущего винта наклонена немного назад (наоборот, по сравнению с вертолетом) и крутится этот винт, как любая вертушка в набегающем потоке.
Есть ли автомат перекоса у автожира?
Есть у современных моделей. Это обеспечивает управляемость при вертикальной посадке.
Это одноместный так завлекательно выглядит, а дайте картинку 4-5-6-местного наподобие автомобилям и возникнут сомнения.
Самый популярные на рынке модели - трехместные. Именно такой представлен на иллюстрации.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Аркадий Голод, СпасибКИ! Давненько я не читал таких понятных разъяснений. Если винт подобие вертушки, то почему, как правило, винт автожира двухлопастной?
Автомат перекоса невыносимо сложный. Вертушка с ниточной катушки хорошо летала без АП. Сравнение винта автожира с вертушкой вселяет надежду, что и у широколопастного винта может быть экранирующий эффект.
Оценка статьи: 5
0 Ответить