Марк Блау Грандмастер

Штрих-коды. Как их дизайн превратился в искусство?

Что человеку в руки ни дай, он неизменно начнет это переиначивать. Во-первых, чтобы лучше функционировало, а во-вторых, чтобы красивее выглядело. Иногда одно обусловлено другим. Известна фраза А. Н. Туполева «Что красиво, то и летает», которая коррелирует с высказыванием К. С. Станиславского «Что неудобно, то в большинстве случаев и некрасиво».

Фото: Depositphotos

Перейти к предыдущей части статьи

Штрих-коды в высшей степени функциональны. Для того и делались. Красивы ли они? Нет, конечно. Для человеческого глаза эти «узоры» на товарах практически неотличимы один от другого. Люди поручили их чтение автоматическим приборам и перестали обращать на них внимание.

Это неправильно — решили промышленные дизайнеры.

Вообще-то, промышленные дизайнеры — люди странной профессии. Они принимают участие в процессе проектирования устройств, но «кишки», техническое наполнение, их не интересует. Наполнение их не интересует, а вот исполнение — это как раз их специальность. Если самолет должен полететь, он должен выглядеть красиво. Так переформулировали они для себя высказывание А. Н. Туполева. И, черт возьми, по-своему эти ребята правы.

Покупая автомобиль, мы ориентируемся не только на технические данные «тачки», но и на ее внешний вид. Наша любимая должна соответствовать общепринятым критериям красоты, но чем-то немного выделяться. Вот эти критерии красоты и создают работники промышленного дизайна. За «чем-то выделяться» они тоже в ответе.

Штрих-коды. Как их дизайн превратился в искусство?
Фото: Depositphotos

Да что там дорогие автомобили! Стандартные обитатели нашей кухни — ножи и ложки, стаканы чашки и сковородки — имеют немного другой вид, чем та же посуда, проживавшая на кухнях наших мам и бабушек. Другие материалы, другие технологии, другие формы, другая функциональность, в конце концов.

Так вот, в 2004 году японская дизайнерская фирма «Design Barcode» обратила внимание на штрих-код — функциональную, но невзрачную деталь любого товара. И сделала невзрачную деталь «взрачной». С их легкой японской руки штрих-код, не потеряв своей функциональности, стал оригинальной деталью оформления. И в некотором смысле рекламой продукта или фирмы, этот продукт производящей. Здесь срабатывает эффект, действующий при покупке автомобиля. При прочих равных (а иногда и неравных) условиях люди склонны к покупке того, что привлекло их внимание.

Примеры художественных и вполне функциональных штрих-кодов
Примеры художественных и вполне функциональных штрих-кодов
Фото: Марк Блау, личный архив

Дизайн штрих-кодов превратился в самостоятельную отрасль дизайна и даже в отрасль искусства, которое так и назвали: «Barcode Art». Основатель этого направления в графике Скотт Блейк (Scott Blake) стал использовать штрих-коды для создания масштабных картин знаменитых людей.

Собственно говоря, Блейк использовал стандартный прием поп-арта: превратить обычный, повседневный, предмет в предмет искусства.

В зависимости от взаимного положения черных и белых штрихов метка штрих-кода издалека выглядит как кусочек мозаики серого цвета различной степени интенсивности. И это не 50 оттенков серого, а гораздо больше! Вот из этой своеобразной смальты Скотт Блейк стал выкладывать свои картины. Это были большого размера (приблизительно 2 на 2 метра) портреты знаменитостей: Мэрилин Монро, Брюса Ли, Арнольда Шварценеггера, Мао Цзэдуна.

Столь необычное применение обычного предмета принесло художнику свой кусочек славы.

Скотт Блейк на фоне одного из своих произведений
Скотт Блейк на фоне одного из своих произведений
Фото: Источник

Честно говоря, у человека советской эпохи портреты, созданные Скоттом Блейком, вызывают ностальгические чувства. В 1970-х годах на многих предприятиях можно было увидеть подобное творчество местного вычислительного центра: распечатки различных картинок, начиная от леонардовской Джоконды и вплоть до моделей «Плейбоя». Естественно, в серых тонах. Мечтать о цветном принтере в период построения коммунизма не приходилось.

Несмотря на кажущуюся стандартность приема, изготовление портретов знаменитостей из штрих-кодов внесло новую струю в эту область графики. Ведь штрих-код — источник информации. Если рассматривать портрет, скажем, Мэрилин Монро не издалека, а на расстоянии вытянутой руки, а эту руку вооружить сканером для считывания штрих-кодов, то каждый считанный таким образом код может быть ключом к элементам огромной базы данных медиа-информации. В результате на экране телевизора, стоящего рядом с картиной, можно увидеть знаменитые фрагменты из знаменитых кинофильмов (не только черно-белых) и услышать ностальгические песни тех славных времен.

Все о Мэрилин Монро в одном ее портрете
Все о Мэрилин Монро в одном ее портрете
Фото: Источник
Похоже, Великий Кормчий затерялся среди буржуазных штрих-кодов
Похоже, Великий Кормчий затерялся среди буржуазных штрих-кодов
Фото: Источник

Что еще почитать по теме?

О чем расскажет штрих-код?
Что такое штрих-код и зачем он нужен?
Что такое QR-код?

Статья размещена на сайте 7.12.2017

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: