Чувствами: нюхали (будущий академик Н. Зелинский отравился ипритом).
Пробовали на вкус — ученые обязаны были указывать вкус вещества в описании. К. Шееле проводил эксперименты с открытой им синильной кислотой. Наутро его нашли мертвым. Химик оставил запись о том, что синильная кислота пахнет горьким миндалем.
Слушали: бухнуло — значит взрывоопасно. Г. Дэви начал свою карьеру в качестве помощника аптекаря и вскоре был уволен за то, что устраивал слишком много взрывов.
Видели, конечно, но мало — цветные реакции. Г. Галилей первым среди всех астрономов применил телескоп для изучения звезд и планет. Он совершенно погубил свое зрение. Галилей восхищался Солнцем и проводил долгие часы, беспрерывно смотря на него, что стало причиной разрушения сетчатки глаза. Последние 4 года жизни ученый был практически слеп.
Даже плакали от лука, например, или слезоточивых газов!
Но Водемон на вопрос Иоланты «Неужели глаза даны за тем, чтоб только плакать?» ответил: «Солнце, небо, звезд сиянье, море в блеске голубом, всю природу и созданья мы лишь в свете познаем! Кто не знает блага света, первый миру дар Творца».
И постепенно химики стали изобретать и применять различные микроскопии и спектроскопии, которые помогли заглянуть вглубь молекулы и Вселенной?
Полтора века назад, в 1859 году, немецкие химик Роберт Вильгельм Бунзен и физик Густав Роберт Кирхгоф создали метод атомно-эмиссионной спектроскопии для исследования элементного состава веществ.
Таким образом, появилась спектроскопия (видеть спектр) — приборная придумка физико-химиков, чтобы задействовать не только видимый свет, но и весь диапазон электромагнитных волн от гамма-лучей до радио.
Она позволила, не разрушая химическим методом образцы, разобраться, из чего они состоят, и даже не иметь их в лаборатории, а изучать прямо в космосе. Например, гелий был открыт сначала на Солнце именно благодаря спектроскопии.
…Мирская наука, соединившись в великую силу, разобрала, в последний век особенно, все, что завещано в книгах святых нам небесного, и после жестокого анализа у ученых мира сего не осталось изо всей прежней святыни решительно ничего. Но разбирали они по частям, а целое просмотрели, и даже удивления достойно, до какой слепоты. Тогда как целое стоит пред их же глазами незыблемо, как и прежде, и врата адовы не одолеют его. (Ф. М. Достоевский. «Братья Карамазовы». Слова отца Паисия к Алеше у кельи старца Зосимы).
С одной стороны, автору часто приходилось слышать, что метод плохой, потому что: мессбауэровская спектроскопия — ничего не видит, кроме железа и олова; рентгенофазовый анализ — не чувствует фазы с малым содержанием; микрозонд — не различает железо (II) и железо (III). И так далее, и тому подобное… Метод исследования вещества не может быть плох. У него есть области применения и ограничения — «пользуйтесь шляпой по назначению».
С другой стороны, нередко «постановка задачи» рядовыми исследователями сводится к полувосклицательному-полувопросительному стону: «Сними! Что получится?»
И третье. Профессионал-методник ищет исследовательские задачи под имеющийся метод. И это понятно, так как создание, содержание и развитие современных лабораторий мессбауэровский, ЯМР-, ЭПР-спектроскопий, ретгеноструктурного и микрозондового анализа
Это путь вынужденный и порождает монометодный снобизм. Рано или поздно такой исследователь все равно обратится к дополняющим и уточняющим методам исследования. Перед обычным исследователем вещества, которое к тому же часто является «черным ящиком», стоит задача выбора необходимого (получение объективной взаимоперекрывающейся информации) и достаточного (ограниченность времени и средств) набора современных методов для получения информативной системы признаков, объективно характеризующих предмет исследований. За 40 лет работы я лично побывал в обеих шкурах.
Ножницы между разработчиками физических методов исследования вещества и пользователями катастрофически расходятся. Уже в 1985 г. насчитывалось до 100 различных методов с модификациями, в которых было сложно ориентироваться. За четыре прошедших десятилетия их количество увеличилось до 370. Большинство пользователей не могут ориентироваться даже в их названиях, которые в статьях часто даются в аббревиатурах. Только в документах IUPAC их упоминается около 116!
Для преодоления этого положения изданы десятки монографий с названиями «Инструментальные метода анализа…», «Физические методы исследования…»
Хотелось бы приблизить рядовых пользователей к профессионалам-мéтодникам, помня слово Э. Ферми:
«Профессионал — это человек, знающий стандартные ошибки в своей области и умеющий их избегать».
Нобелевская премия по химии 2014 года присуждена скорее за технику, чем за исследовательскую химию. И это не исключение. Разработка 20 методов спектроскопии удостоена Нобелевки. Так что в XXI веке физико-химия в основном приборная.
Что еще почитать по теме?
Химия — это плохо?
Топохимия — это поверхностная химия?
Можно ли посчитать химию? Квантовая химия
Буду химиком!
0 Ответить
Марк Блау, к сожалению, поздновато. Один язык - химический надо изучать лет пять. А потом специальный по спектроскопиям,-графиям, -метриям еще года три. Жизни уже не хватит!
0 Ответить
Николай Аблесимов, сколько той жизни? А сейчас на освоение любой "большой" науки и двух жизней не хватит. Уже в 20-м веке нельзя было знать всю физику, всю математику, всю химию. Может быть, всю географию или астрономию. Хотя тоже сомнительно. В этом смысле меня больше всего поражает биология. Вот уж воистину бесконечный материал для изучения! Хотя и органическая химия недалеко от нее ушла по разнообразию материала.
0 Ответить
Марк Блау, Вы правы - уже идет суперспециализация. Здесь нельзя прикрепить файл. Сообщите в личку свой мэйл - вышлю Вам только названия существующих в химии методов исследования вещества, коих насчитывается более 300!
0 Ответить