Игорь Вадимов Грандмастер

Воздушные сражения XX века. Как они проходили?

Разглядывая странного вида коробчатые сооружения, с тарахтением карабкавшиеся высоко в небеса аж на сотню метров и стремительно, раз в пять быстрее лошади, делавшие круги над ипподромами разных городов, зрители этого диковинного цирка даже в страшном сне не могли предвидеть, что в обоих мировых войнах XX века потомки этих безобидных тарахтелок превратятся в страшных убийц.

Авиационный мотор М-25А, который устанавливался на И-15 Фото: ru.wikipedia.org

Люди и не подозревали тогда, что в небесах развернутся сражения, в которых многие сотни летающих машин будут уничтожать друг друга. Как велись воздушные сражения в прошлом веке?

Во время Первой мировой бои самолетов-истребителей напоминали рыцарские поединки. Обычно они шли один на один. Самолеты расходились, сходились и обстреливали друг друга из пулеметов. Кто первый хорошо попал (в пилота или в двигатель) — тот и победитель, а побежденный стремглав падал на землю вместе со своим самолетом. Парашютов тогда еще не было.

Шло время, самолеты совершенствовались, увеличивались их скорости и вооружение. Начиная со второй половины 30-х в воздухе разгорелись настоящие сражения. Уже не один на один, а группа на группу.

Патруль И-15 в небе Мадрида, 1936 г.
Патруль И-15 в небе Мадрида, 1936 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Вначале была Испания. С нашей стороны из истребителей бились И-15, И-15бис, И-16, а со стороны франкистов воевали итальянские Фиат-32 и немецкие Не-46 и Не-51, а затем и Ме-109-В «Бруно». Наши И-16 в то время превосходили бипланы немцев и итальянцев. В ходе военного конфликта происходила проверка новых тактических приемов, подготовка к будущей большой войне.

Фурор произвело боевое применение скоростных бомбардировщиков СБ. Когда истребители франкистов зашли им в хвост, чтобы напасть, бомбардировщики увеличили скорость и оторвались от истребителей противника.

Но в конце Испанской войны немцы начали летать на Ме-109-С (Цезарь) и улететь от них СБ уже не удавалось. Бомбардировщики начали ходить на задание строем, когда заднюю полусферу построения защищал не один пулемет заднего стрелка, а пулеметы всех стрелков.

Me (Bf) 109 G-6
Me (Bf) 109 G-6
Фото: ru.wikipedia.org

К тому же теперь они часто шли под прикрытием истребителей. Истребители противника отрабатывали приемы нейтрализации истребительного прикрытия врага и пытались помешать бомбардировке своих войск.

Большие бои развернулись в небе над Мадридом. В ноябре 1936 г. в одном бою участвовали 200 самолетов, сражались советские И-15, И-16 против немецких He-51, и итальянских Fiat CR.32. В бою были сбиты 4 самолета республиканской авиации и 15 самолетов мятежников. Тяжело воевать на биплане против моноплана.

В 1938 году Сергей Грицевец в одном бою на И-16 в ходе получасового боя сумел сбить 7 вражеских самолетов. Для того времени это был рекорд, который был побит только летом 1943 года в небе над Курской дугой А. Горовцом (9 самолетов врага).

Сергей Грицевец
Сергей Грицевец
Фото: ru.wikipedia.org

Бои в Испании показали, что время боевых бипланов закончилось. Пришло время скоростных монопланов с убирающимися шасси, сильным вооружением и радиосвязью.

В 1940 году произошла «Битва за Англию». В стратегию воздушного боя она внесла ряд изменений. Оказалось, что дневные бомбардировки глубоко на территории врага, даже если ведутся большими группами с хорошим истребительным прикрытием, стоят больших потерь. Зенитные орудия зоны ПВО вокруг объекта становятся проблемой для точного бомбометания. В качестве решения этой проблемы решено было производить ночные бомбежки — по приборам и при помощи технических средств наведения.

Наблюдатель за боями на крыше в Лондоне, 1940 г.
Наблюдатель за битвой на крыше в Лондоне, 1940 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Воздушное сражение начала Великой Отечественной можно назвать одним словом — разгром. Страшный разгром. Тут сложилось несколько факторов.

И страх авиационного начальства перед авариями — как бы под донос не загреметь и к стенке не попасть. Из-за этого страха основная масса пилотов к началу войны оказались недоучками, не подготовленными к боям, к маневрам, необходимым в бою, не умеющими метко стрелять даже по конусу. А уж тем более — сбивать самолеты противника. Тогда как немецких летчиков как раз учили слетанности, решительности и меткости в стрельбе. К этому добавились странные приказы руководства Западного Военного Округа, сильно повысившие уязвимость нашей авиации на земле для атак с воздуха.

Эмблема ВВС Германии 1933—1945 гг.
Эмблема ВВС Германии 1933—1945 гг.
Фото: ru.wikipedia.org

В ходе боевой операции Люфтваффе в самом начале войны ВВС фронтовых округов были практически уничтожены. В основном на земле, в результате бомбежек и штурмовок наших аэродромов. Уничтожение авиации врага в самом начале войны на земле — этот прием отлично усвоили летчики Люфтваффе в ходе череды блицкригов в Европе.

После разгрома ВВС РККА вплоть до Сталинградской битвы Люфтваффе царило на поле боя, а наша военная авиация пыталась как-то защитить свои войска от бомбежек.

Советский аэродром после немецкого авианалёта во время операции „Барбаросса“. Несколько сгоревших учебных И-16 УТИ-4 и немецкий Henschel Hs 126
Советский аэродром после немецкого авианалёта во время операции «Барбаросса». Несколько сгоревших учебных И-16 УТИ-4 и немецкий Henschel Hs 126
Фото: ru.wikipedia.org

В боях над Волгой и Сталинградом ВВС РККА упрямо учились воевать. И в конце Сталинградской битвы смогли достойно обороняться, защищать свои войска от штурмовок и бомбежек. Прорвавшийся к крупнейшему аэродрому немцев в станице Тацинской наш танковый корпус открыл еще один способ ПВО — танки на взлетной полосе. Захватив аэродром, они проехали танками по хвостам сотен захваченных немецких самолетов, превратив их в хлам.

После этого «открытия» методов ведения войны в воздухе стратегия воздушных боев практически не менялась два десятилетия, хотя самолеты стали реактивными, а обнаруживать их на огромном расстоянии стали радары. Радары стали наводить зенитные орудия, делая это намного метче, чем позволял человеческий глаз.

Воздушные бои на Курской дуге показали высокую эффективность Ла-5ФН в борьбе с лучшими модификациями немецких истребителей
Воздушные бои на Курской дуге показали высокую эффективность Ла-5ФН в борьбе с лучшими модификациями немецких истребителей
Фото: ru.wikipedia.org

Самолеты шли большими группами, дабы прикрыть все направления пулеметами бортстрелков, а истребители врага пытались спикировать на врага, чтобы скорость не позволила стрелкам попасть, а сами стреляли с большого расстояния — пушки, стоявшие у них на вооружении, позволяли стрелять с большего расстояния.

Или был другой вариант. Скоростной бомбардировщик-одиночка шел на малой высоте к цели. Дошел, сбросил бомбу, вернулся на базу. Зениткам поразить скоростную цель очень сложно, истребители врага догнать его не могли, он летел с той же скоростью. Бомбардировщики «Москито» обрели свою славу именно такими ударами.

Mosquito B.Mk XVI ML963 - этот самолёт был потерян во время налёта на Берлин в апреле 1945 г.
Mosquito B. Mk XVI ML963 — этот самолёт был потерян во время налёта на Берлин в апреле 1945 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Прошло время, США захотели принести демократию народу Вьетнама. А поскольку те не поняли своего счастья, американцы начали их бомбить, поливать напалмом и отравляющими веществами. На огромной высоте летели Б-52 и сыпали ковром осколочные и напалмовые бомбы. До момента появления советских зенитных ракет они были неуязвимы.

А вот когда у Вьетнама появились такие ракеты, то иногда за один боевой вылет сбивали до половины «носителей демократии». Летчики начали отказываться летать. Они прилетели сюда зарабатывать, а не гибнуть.

Тактику бомбардировок начали менять. Радары стали стараться расстрелять с низколетящего и малозаметного самолета обеспечения безопасности бомбардировок. Однако система из многих радаров и постов ВНОС позволяла проследить такие низколетящие штурмовики и поставить на их пути малокалиберные многоствольные зенитки. Длинная очередь — и низколетящий самолет оказывался сбит. Автоматы и зенитные пулеметы начали выдавать местной самообороне.

Здесь отделенье самообороны
Из пулемета сбило самолет.
Вот здесь бомбил он. Вот следы воронок.
Вот здесь упал он. Здесь зарыт пилот.
К. Симонов

Вместо дуэлей Первой мировой действия авиации стали напоминать пьяного мужика с дубинкой, крушащего все, до чего достанет. Ковровые бомбежки, бомбежки фугасками, напалмом, всем прочим — были просто геноцидом. Уничтожением мирного населения, не согласного с американскими доктринами.

Запуск ракеты «Шрайк» с самолёта Дуглас A-4C «Скайхок»
Запуск ракеты «Шрайк» с самолёта Дуглас A-4C «Скайхок»
Фото: ru.wikipedia.org

После первых крупных потерь американцы придумали самонаводящиеся по радарному лучу ракеты типа «Шрайк». Запустил ракету — и радар взорван, бомбардировщикам можно лететь безопасно.

Наши придумали особую манеру работы радаров, сбивавшую «Шрайк» с направления к цели. В ответ американцы… В общем, и наши, и американские инженеры много чего придумали, Вьетнамская война послужила отличным полигоном для совершенствования военной техники.

Когда потери американских самолетов при бомбардировках стали критическими, американцы ушли из Вьетнама. Так средства ПВО фактически выиграли войну.

В настоящее время в моде радарные невидимки и их особенная методика ведения боя. Нападение сделало ход — осталось дождаться, какой ход предпримут средства защиты.

Обновлено 9.05.2019
Статья размещена на сайте 19.04.2019

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: