Вечерами они садятся за компьютер и перелопачивают Интернет в поисках диагнозов, которые были бы схожи с их состоянием. Так эти люди внушают себе, что они серьезно больны, после чего впадают в депрессию.
В противоположность мнимым больным и людям, вечно жалующимся на тяжелую жизнь, мне хотелось бы рассказать об одном замечательном человеке, японском поэте, Масаоке Сики, который, невзирая на тяжкий недуг, не сломался, а жил полной жизнью, насколько это было возможно в его состоянии.
Изучив его жизненный путь, я вдруг поняла, что иногда мы просто надумываем свои проблемы или же оцениваем их в катастрофических масштабах.
О Масаоке в Интернете очень мало информации, поэтому я рискнула отправить письмо в музей Масаоки Сики в Японии, но, к сожалению, оно осталось без ответа. Поэтому в своей статье я ссылаюсь на фильм «Тучи над холмами» по роману Рётаро Сиба. В нем более полно, на мой взгляд, изображен жизненный путь поэта. Сразу оговорюсь, что это художественная лента, а не документальная.
Задумывая статью, я не ставила себе целью описать скупые биографические сведения из жизни поэта. Эту информацию можно найти в Википедии. Мне же хотелось остановиться на жизненной энергии поэта, на его оптимистическом восприятии действительности и умении бороться до конца, невзирая на чудовищные испытания, которые выпали на его долю.
Настоящее имя поэта — Цунэнори Масаока. Родился он 17 сентября 1867 года в городе Мацуяма. С юных лет он мечтал быть полезным своему Отечеству. Планы на жизнь были амбициозны. Масаока говорил друзьям, что станет министром. Окончив школу, юноша отправился в самостоятельный путь. Он поселился в Токио и поступил в Императорский университет на литературный факультет. Он не отличался познаниями, но невероятная настойчивость искупала пробелы в учебе.
Жизнь постепенно начала налаживаться, студент шел к заветной цели. Как вдруг… все круто изменилось.
Однажды Масаока почувствовал себя плохо, у него впервые пошла горлом кровь. Так страшный диагноз туберкулез разделил жизнь молодого поэта на до и после. Именно это, поистине страшное, событие подстегнуло Масаоку не терять время попусту, а посвятить всего себя служению поэзии. И он ушел в это дело с головой.
Вчерашний мальчик вдруг осознал, что жизнь его не будет продолжительной, что нужно торопиться, чтобы оставить после себя хоть что-то. А в итоге он не только оставил поэтическое наследие своим потомкам, но и произвел революцию в мире хайку и танка, открыл новую страницу в японской поэзии.
Но исследование творчества Масаоки — прерогатива литературных критиков. Мы же вернемся к описанию его жизненного пути.
Наступило трудное время для Японии — война с Китаем. Как часто бывает, испытание объединило японский народ и повысило градус патриотизма в обществе.
Несмотря на свою тяжелую болезнь, Масаока откликнулся рядом статей, благодаря которым снискал популярность в армии и на флоте. Он знал, что по состоянию здоровья вряд ли сможет отправиться на войну. Но его мечта все же сбылась: поэт был командирован в Порт-Артур в качестве военного корреспондента.
Тяжелые условия не прошли даром. Его и без того слабое здоровье было подорвано окончательно: по пути назад в Мацуяму у Масаоки случилось сильное кровотечение, после чего он вынужден был пройти лечение.
Немного оправившись, Сики отправился назад в Токио. По пути он посетил буддийские святыни, полюбовался красотами родной природы, будто стараясь запечатлеть в своем сознании пейзажи и лица, чтобы потом положить их в основу своих хайку. Возможно, Масаока предчувствовал, что ему больше не суждено будет побывать в этих местах.
Прибыв в Токио, Масаока с удвоенной энергией продолжил трудиться в местной газете. Он писал заметки, сочинял хайку. Интуитивно торопился жить, зная, что у него слишком мало времени. Хотя в то время ему не было и 30 лет! Но поэт трезво оценивал ситуацию, в которой он находился.
А впереди ждал очередной удар судьбы: у него обнаружился туберкулез позвоночника. Судьба будто издевалась над молодым человеком. Теперь Масаока постепенно потерял способность ходить. До конца своих дней он будет прикован к постели. Но Сики не сдался, теперь он писал лежа, продолжая дело всей своей жизни.
Масаока стал вести дневник, который назвал «Записки на смертном одре», где делился своими мыслями и чувствами, подробностями о ходе болезни, признавался, что творчество помогало ему хоть на некоторое время забыть о страданиях.
Со временем Масаока организовал в своем доме литературный кружок, где делился своим опытом с начинающими поэтами. Такие встречи пользовались успехом. Особенно близки духовно ему были двое юношей — Хэкигодо и Такахама Кёси. После смерти Масаоки они стали последователями его теории.
Во время болезни за Масаокой ухаживала мама. Но своеобразной нянькой для него стала младшая сестра — Рицу. Она самоотверженно заботилась о брате. К тому времени она вышла замуж, но, оставив мужа, девушка отдала всю себя уходу за братом. Она говорила окружающим, что забудет о личной жизни до тех пор, пока не поставит на ноги брата. Но мечтам не суждено было сбыться. С каждым днем поэту становилось все хуже.
Особенно мучительно проходили приступы чудовищной боли, усиливающейся при легком движении, когда Масаока кричал, призывая смерть. Тогда он пытался свести счеты с жизнью. Но проспав под действием морфия несколько часов, Масаока свежел и с удвоенной энергией приступал к работе. И так повторялось почти каждый день.
Болезнь Сики нашла свое отражение в стихах. Но все же, читая их, поражаешься, как четко прорисован каждый штрих. Так удивительно он умел абстрагироваться, видеть яркие образы хайку, рисуя их в своем воображении. В дневнике он сравнивал мир с огромной чашей. Очень точное сравнение! Хотя ему было тесно в своей опостылевшей комнате, зато свобода фантазии уносила его за горизонты. Читая хайку, невозможно поверить, что поэт был долгие годы прикован к постели.
Масаока любил глядеть на зимний сад. Для этого приходилось открывать двери, из-за чего Масаока простужался. Тогда неравнодушные люди поставили стеклянные двери, что очень порадовало Сики.
Так Масаока пролежал целых семь лет. Незадолго до смерти он еще и почти ослеп. Трудно представить, какой это был страшный удар для поэта. Но он не сдавался, стал диктовать тексты сестре.
Может, это прозвучит дико, но в своем дневнике Масаока описал и некий сценарий своих похорон. Он просил не сильно печалиться по нему, волновался, что на прощание придет много народа и будет трудно передвигать гроб. Какое нужно иметь мужество, чтобы писать такие жуткие строки, тем более что автору было всего 35 лет.
Наступил сентябрь 1902 года. Состояние Масаоки ухудшилось. Он, вопреки всему, продолжал сочинять стихи.
19 сентября, то есть через двое суток после своего 35-летия, Масаока продиктовал свои последние хайку. А ночью во сне он тихо отошел в вечность…
Так трагически закончилась жизнь великого японского поэта, революционера в хайку, Масаоки Сики.
Изучение его биографии навело меня на мысли о том, что многие наши проблемы часто оказываются надуманными. Мы тратим слишком много жизненных сил на их решение, часто жалуемся на всевозможные депрессии. Жизнь Масаоки — яркий пример оптимистического настроя вопреки тяжелой болезни. Он принял ее, научился жить в короткие промежутки покоя между страданиями. При этом он трезво оценивал свое состояние и не питал надежд на будущее, которое унеслось безвозвратно вместе с первым туберкулезным кровотечением. Но Масаока стойко выдержал все испытания, находя силы в творчестве.
А вывод, на мой взгляд, таков: безвыходных ситуаций не бывает, безысходна лишь смерть.
Ну да. Люди часто жалуются на жизнь.
Оценка статьи: 5
0 Ответить