• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Курий Грандмастер

Стихосложение-4. Зачем нужна рифма?

Рифма звучная подруга
Вдохновенного досуга,
Вдохновенного труда,
Ты умолкла, онемела;
Ах, ужель ты улетела,
Изменила навсегда!
А. Пушкин

После ритма важнейшее качество стихотворения — его фонетика — звучание, мелодика. К эвфонии (благозвучию) стремились все древнегреческие поэты. Благозвучие усиливает выразительность стиха, придает ему определенную интонацию, а иногда даже напрямую связывается со смыслом и настроением.

Феликс Бюо, «Поэт и море», XIX век Фото: artchive.ru

Перейти к предыдущей части статьи

Наиболее распространены в поэзии звуковые повторы. Слова как бы перекликаются друг с другом, связываются между собой не только смыслом, но и фонетическим сходством. Резко выделяясь на фоне других слов, перекликающиеся слова становятся более выразительными и значимыми.

Самым эффектным звуковым повтором, безусловно, является рифма — цемент на ритмическом каркасе стихотворения. Рифма прочно связывает строки, увлекая за собой как поэта, так и читателя. Поэт как бы ищет, куда — к какому слову, образу — выведет его ожидаемое созвучие, а читатель уже настроен получить это созвучие от поэта, как финальный эстетический приз.

К. Е. Маковский, «Поэзия. Панно-картина для концертного зала ообняка С.П. фон Дервиза в Петербурге»,  1886 г.
К. Е. Маковский, «Поэзия. Панно-картина для концертного зала ообняка С.П. фон Дервиза в Петербурге», 1886 г.
Фото: artchive.ru

Трудно поверить, но рифма — столь привычная для нас черта стихотворения — появилась в мировой поэзии довольно поздно. Древнегреческие «Илиада» и «Одиссея», англосаксонский эпос «Беовульф», финская «Калевала», старофранцузская «Песнь о Роланде» и многое другое написаны безо всякой рифмы. Одними из первых рифму стали использовать арабские поэты (где-то в VII в.). Затем эстафету перехватили провансальские трубадуры, и в их руках рифма зацвела буйным цветом, хотя и не вытеснила нерифмованных стихов.

Классическая русская поэзия вообще началась с рифмовки и расставаться с ней не собирается. В то же время многие западные поэты уже давно воротят нос от рифмы, как от чего-то пошлого и банального. Надо сказать, подобные мысли о стихосложении посещали у нас еще Пушкина.

Думаю, что со временем, мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. «Пламень» неминуемо тащит за собой «камень». Из-за чувства выглядывает искусство. Кому не надоели «любовь и кровь», «трудный и чудный», «верный и лицемерный», и проч.
А.Пушкин «Путешествие из Москвы в Петербург»

В. А. Серов, «А. С. Пушкин на садовой скамье»,  1899 г.
В. А. Серов, «А. С. Пушкин на садовой скамье», 1899 г.
Фото: artchive.ru

Прошло почти сто лет и великий новатор Маяковский, хоть и бросил все силы на борьбу с банальной рифмой, но избавляться от самой рифмовки категорически отказывался.

Вам,
конечно, известно
явление «рифмы».
Скажем,
строчка
окончилась словом
«отца»,
и тогда
через строчку,
слога повторив, мы
ставим
какое-нибудь:
ламцадрица-ца.
Говоря по-вашему,
рифма —
вексель.
Учесть через строчку! —
вот распоряжение.
И ищешь
мелочишку суффиксов и флексий
в пустующей кассе
склонений
и спряжений.

…Говоря по-нашему,
рифма —
бочка.
Бочка с динамитом.
Строчка —
фитиль.
Строка додымит,
взрывается строчка, —
и город
на воздух
строфой летит.
Где найдешь,
на какой тариф,
рифмы,
чтоб враз убивали, нацелясь?
Может,
пяток
небывалых рифм
только и остался
что в Венецуэле…
В. Маяковский

…без рифмы стих рассыплется. Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держать вместе.
В. Маяковский «Как делать стихи»

А. М. Нюренберг, «Маяковский»,  1929 г.
А. М. Нюренберг, «Маяковский», 1929 г.
Фото: artchive.ru

Но что же такое эта всем знакомая рифма?

  • В широком смысле под рифмой понимают определенный комплекс звуков, повторяющихся в строках в одной и той же позиции. В узком и более привычном смысле — это повторение сходных созвучий в окончаниях строк (недаром в старину рифму называли «краесогласием»).

Очень важно, что повторяться и совпадать должны именно созвучия (фонемы), а не буквы. Иначе вы, подобно Незнайке, начнете рифмовать «палка-селедка». Для хорошей рифмы буквенное совпадение неважно: «вериться — деревце», «коршуном — брошенным». В русском языке прежде всего должны совпадать ударные гласные, а уж потом все остальные звуки по мере удаления от ударной гласной. Чем больше этих совпадений, тем точнее рифма.

Стихосложение-4. Зачем нужна рифма?
Фото: Сергей Курий, коллаж

Например, «высотой — головой». Ударные гласные здесь совпадают, но согласные сочетаются плохо, поэтому рифма выходит неудачной. Гораздо лучше звучат рифмы «высотой — золотой» или «высотой — бородой». Еще лучше звучит «высотой — красотой», где совпадает еще больше звуков.

Важно отметить, что после ударного слога совпадение звуков уже не столь важно: «Неустанно — под мостами», «не нужен вам — жемчужиной». Последние звуки здесь не совпадают, но на слух никакого дискомфорта не ощущается.

Особенно хорошо, если совпадает много звуков до ударного слога — «голову — голому», «присяга — присяду». Прекрасно сочетаются в рифмах шипящие созвучия — «порошею — отброшенный — кожаный». В этом примере нетрудно заметить, что средняя рифма переходная. Она прекрасно рифмуется с обеими другими, в то время как «порошею — кожаный» сочетаются хуже.

Теперь рассмотрим разнообразие рифм и их классификацию.

  • Итак, если рифма заканчивается гласным звуком («слеза — гроза — небеса»), ее называют открытой. Если же согласным («закат — раскат — агат») — закрытой.

Различают рифмы и по тому, на каком месте от конца строки стоит ударный слог.

  • Если ударение стоит на последнем слоге, рифму называют мужской («мужИк — таджИк — ямщИк»). Если же на предпоследнем — женской («дАма — мАма — дрАма»).

Сочетание в одном стихотворении резкой мужской рифмы с ударением в конце стиха и постепенно «затухающей» рифмой женской придают стихотворению ритмическую выразительность:

Люблю отчизну я, но странною любОвью!
Не победит её рассудок мОй,
Ни слава купленная крОвью,
Ни полный гордого доверия покОй…
М. Лермонтов

М. Ю. Лермонтов, «Сцена из кавказской жизни»,  1838 г.
М. Ю. Лермонтов, «Сцена из кавказской жизни», 1838 г.
Фото: artchive.ru

Если же рифма стоит на третьем от конца слоге, ее называют дактилической («дАктили — птеродАктили», «мАрево — зАрево»).

Сейте разумное, доброе, вЕчное,
Сейте, спасибо вам скажет сердЕчное
Русский народ…
Н. Некрасов

А. А. Наумов, «Белинский перед смертью (Некрасов и Панаев у больного Белинского)», 1883 г.
А. А. Наумов, «Белинский перед смертью (Некрасов и Панаев у больного Белинского)», 1883 г.
Фото: artchive.ru

А может ли ударение стоять на четвертом или пятом от конца слоге? — спросите вы. Может, но эта рифма встречается редко и требует при чтении хорошей дикции. Она называется гипердактилической («рАдующий — пАдающий», «поколАчивает — поворАчивает»). Вот пример стихотворения В. Брюсова, где ударный слог — аж пятый от конца.

Холод, тело тайно скОвывающий,
Холод, душу очарОвывающий.
От луны лучи протЯгиваются,
К сердцу иглами притрАгиваются.

Многие из нас привыкли к тому, что рифмы располагаются на концах строк (они так и называются — конечные). Именно благодаря им конец строки подчеркивается не только паузой, но и фонетически. А рифмующиеся слова в конце строк приобретают большую значительность.

Однако могут рифмоваться и начала строк — тогда это рифма начальная. Она нередко попадается в народной поэзии, хотя концы строк при этом не рифмуются.

Наедались они да было досыти,
Напивались они да было допьяна,
Стали тут богатыри отдых держать,
Спали тут богатыри трое сутки.
Улетали все птички за облаки,
Убегали все звери за темные леса.

Еще более изысканы внутренние рифмы, когда слова рифмуются между собой в середине стиха или с концевой рифмой.

… Жизнь пустынна, бездомна, бездонна
А. Блок

Александр Блок
Александр Блок
Фото: ru.wikipedia.org

В поте — пишущий, в поте — пашущий!
Нам знакомо иное рвение:
Легкий огнь, над кудрями пляшущий, —
Дуновение вдохновения!
М. Цветаева

А вот отрывок из поэмы А. Блока «12», где в двух строчках зеркально рифмуются все слова:

Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной…

Запиши поэт эти строчки так:

Нежной
Поступью
Надвьюжной,
Снежной
Россыпью
Жемчужной…

— и внутренние рифмы стали бы концевыми. Как в стихотворении М. Цветаевой:

Рябину
рубили
Зорькою.
Рябина —
Судьбина
Горькая…

или в детском стишке С. Маршака:

Шесть
Котят
Есть
Хотят.

Николай Николаевич Асеев
Николай Николаевич Асеев
Фото: ru.wikipedia.org

Блестящий пример рифмовки мы можем наблюдать в поэме Н. Асеева «Чёрный Принц», где поэт удачно рифмует близстоящие слова, и при этом сами рифмы не кажутся надуманными. Вот отрывок:

Белые бивни
бьют
ют.
В шумную пену
бушприт
врыт.
Вы говорите,
шторм —
вздор? -
Некогда длить
спор!

Видите — в пальцы
врос
трос, —
так что и этот
вопрос
прост: —
мало ли видел
матрос
гроз, —
не покидал
пост…

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 6.02.2020
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 9 февраля 2020 в 03:10 отредактирован 9 февраля 2020 в 03:11 Сообщить модератору

    "Стихам молотобойцев учит профессор Шангелия" (ВМ, не точно)
    "И выходят после лекции // два мужика слоновьей колмплекции. // И один другому заметил: // " Послушай-ка, Мишка, // а эта последняя ничего была рифмишка." (ВМ)
    У Бродского рифмы " с нажимом" на последнем слоге, как у задубелых дилетантов. Почему его так редко и натужно,нехотя цитируют?. Я запомнил его строчки: "У попа была собака, // оба умерли от рака."