Жители средневековой Европы не считали нужным мыться, чтобы держать свое тело в чистоте. Более того, на улицах европейских городов можно было видеть кучи отходов и даже фекальные массы, источавшие зловоние. Причиной тому было отсутствие канализации.
Личной гигиеной пренебрегали не только простолюдины. Даже коронованные особы, живущие во дворцах и роскоши, не мылись. Историческая литература содержит немало упоминаний об этом.
Так, например, испанская королева Изабелла, правившая в XV веке, за всю свою жизнь мылась всего лишь дважды — когда появилась на свет и накануне бракосочетания.
Мыться не любили не только монархи, но и высшее духовенство. Яркий тому пример — Папа Римский, которого звали Климентом V. Его святейшеству было суждено умереть от дизентерии. Его последователь, воцарившийся на папском престоле, Климент VII, тоже пострадал из-за отсутствия привычки совершать водные гигиенические процедуры. Он долгое время мучился чесоткой, от чего впоследствии и скончался.
Русских послов, прибывших ко двору французского короля Людовика XIV, поразило то, что от его величества исходил отвратительный и сильный запах немытого тела. Они доложили в послании на родину, что государь «смердит аки дикий зверь». И в этом не было ничего удивительного, ведь Людовик, так же как и испанская королева Изабелла, не любил мыться. Известно, что правитель Франции совершил полное омовение тела тоже всего лишь несколько раз в жизни.
Если сами государи пренебрегали гигиеной и не мылись, считая эту процедуру вредной и даже опасной для здоровья, то об их подданных и говорить нечего.
До наших дней дошла история о том, как король Франции, которого звали Филиппом II Августом, упал в обморок от зловония Парижа, выйдя однажды за пределы своего дворца. Улицы французской столицы, по которым текли реки отходов и человеческих испражнений, никто не убирал. Неудивительно, что отвратительный запах парижских улиц стал причиной обморока у человека, не привыкшего к столь антисанитарным условиям.
Мыться не только вредно для здоровья, это большой грех — верили жители средневековой Европы. Не страдая от нехватки воды, они, тем не менее, не мылись, не принимали ванну и не знали, что такое баня, в отличие от русских людей, содержавших свое тело в чистоте. Объяснялось это церковными суевериями.
Европейское руководство по учтивости (Manuel de civilite, 1782 г.) не рекомендовало прибегать к гигиеническим водным процедурам, поскольку от воды лицо делается восприимчивым к летней жаре и к зимнему холоду.
Баня же считалась и вовсе опасным для здоровья местом. Медицинские трактаты XV века содержали информацию о вреде банных процедур. Считалось, что от пребывания в бане у человека расширяются поры и через них в организм проникают разные опасные инфекции, вызывающие смертельные недуги. Неудивительно, что европейцам, придерживающимся этих взглядов, не хотелось и близко подходить к воде, они предпочитали совсем не мыться.
Чтобы заглушить отвратительный запах немытого тела, парижане пользовались продукцией парфюмеров. Они натирали свое тело смоченной в духах тканью, носили при себе холщовые мешочки, содержащие ароматические травы. Следует отметить, что эти меры мало помогали в решении проблемы.
Антисанитария и отсутствие личной гигиены неоднократно вызывали в средневековой Европе вспышки эпидемий чумы, от которых погибло множество людей.
Одним из аргументов западных попов против мытья было то, что при мытье смывалась святая вода которой опрыскивали верующих во время богослужения.
0 Ответить
Собственно, гипотеза о негативном влиянии мытья на здоровье возникла после массового заражения чумой в банях Парижа в XIV в. Люди складывали свою одежду в одну кучу, и паразиты, переносящие недуг, распространялись по всем вещам. Был сделан неверный вывод, бани закрыли.
Религиозные деятели всего мира периодически единично впадали в безумие и отказывались не только от мытья, стрижки и пристойного платья, но и избивали сами себя, не сходили годами с одного места, в том числе и по нужде. Это особая категория, которой в Средневековье как в Европе так и на Руси любовались издали. Народ был раньше любопытным и терпимым к подобным выходкам.
Что касается Людовика XIV, то у него были очень серьезные проблемы с полостью рта и носоглоткой. Запах немытого тела плохо чувствуется от человека, которые одет в "100 одежек", а вот вонь от банально нечищеных зубов сражает на расстоянии в 1,5 метров.
0 Ответить
В католической церкви окропление толпы святой водой менее популярно, чем у православных. Очевидно, отказаться от мытья, чтобы сохранить святую воду, советовали не западные попы, а восточные, которые периодически черта в бане встречали.
Западные попы точно внесли свою лепту в распространение чумы, когда кому-то из их великих мыслителей взбрело в голову, что кусачие твари на человеческом теле могли до этого сидеть на святом и напиться его крови. Убивать и стирать с тела такое благословение нельзя. Естественно, пытаться разобраться, что примостилось в шевелюре никто не думал: комар, или блоха, переносящая чуму.
Со временем все те же западные попы объявили паразитов и крыс слугами дьявола...
0 Ответить
А вот это очень интересно, Карл-Август Аванти, Я не историк гигиены, просто по разным материалам о Зап.Европе полагал, что ненависть к чистоте пришла вместе с христианством.
Даже не слышал про распространение чумы через бани в Париже - и чтобы там были бани.
Про моду на широкополые шляпы - читал. Мол, их придумали, дабы, если попал под струю из ночного горшка, вылитого с верхнего этажа, когда проходил по улице - хотя бы голова и часть одежды оставалась вне досягаемости нечистот.
А про то, что в таких городах могли бы быть бани - даже не предполагал.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Игорь Вадимов, связывать идеи отказа от гигиены с христианством додумались уже в наше время, когда прочли некоторые религиозные трактаты, где не самые адекватные товарищи пытались объяснить, как сделать телесные муки интереснее и ярче. Однако, к подобным гражданам повсюду отношение было скептическое. На Руси тоже были те, кто в бане черта видел. Меньше пить надо.
А вот массовое заражение чумой позволило разработать медицинскую концепцию о вреде мытья, привело к закрытию бань. Это совсем не мешало существованию противоположного мнения, однако, у его сторонников как-то аргументов против этой истории с банным заражением было маловато. Смотрели на них, как на чудаков, которые сами своему здоровью вредят, веря, что его защищают.
Средневековье в плане вопроса личной гигиены было очень демократично. Диана Пуатье мылась - ей никто не мешал, королева Изабелла не мылась - тоже относились спокойно. Вообще известен только 1 случай, когда знатного неряху силой помыли, но это уже насилие над личностью.
Что касается широкополых шляп, то изначально они, действительно, защищали, но не от нечистот, а от дождей пастухов. Самые помпезные шляпы валенштейновки носили аристократы, желавшие продемонстрировать свое богатство, причем так, чтобы не потерять драгоценности, которыми украшен наряд. Защищаться от нечистот вышитой шелком и жемчугами шляпой непрактично и опасно - потом не отстирать, а, если не стирать, то весь эффект пропадает. Широкополые шляпы из кожи, которые носили простые люди, могли защитить от всего, но это обычная спецовка, которая к гигиене привязана во все века.
0 Ответить
Не буду спорить, Карл-Август Аванти, "там" и "тогда" не бывал.
Просто читал - и по большей части худ.литературу.
О том, как во времена Петра Первого иностранцы были уверены, что если бани в городах России работают почти всю неделю, то это - место разврата, ибо -- "кто же моется так часто?".
У Алексея Толстого - про отношение к баням иностранных офицеров (ну, это - сами помните).
И в школьных учебника истории и книгах, назначенных к прочтению в школе, там об этом писали вскользь - про закон, по которому ночные горшки на улицу безмолвно не выплескивали бы - но предупреждающе кричали, чтобы прохожие были поосторожнее и разошлись.
Кстати - очень рекомендую, если не читали, "Брюхо Петербурга", кажется Бахтиярова - там и про канализацию в Питере с самого начала города и про золотарей XIX века, когда туалеты в квартирах уже были, а канализации еще не было.
Кстати, во избежание сомнений. В азиатской части Стамбула канализация до сих пор открыто-канавного типа, множество речек-вонючек текут и выливаются в Мраморное море. А местные там еще и купаются.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Вадимов, в художественной литературе авторы всегда ищут выпуклый момент стычки двух ярких характеров. А в обществе, как известно, крайностей маловато.
Русская баня очень специфична. Еще во время 2-й мировой английские авиаторы вспоминали, что русские не могут просто помыться, они шутя бьют друг друга метлами, изображая нападение ведьмы на человека. Тут дело традиции.
Да, в средневековой Европе закон про предупреждение перед "сбросом" нечистот был - дома многоэтажный, улицы узкие. В России с этим было проще - многоэтажной застройки было мало, а крепости, дворцы и прочие капитальные строения всегда очень грамотно оборудовались на предмет слива всего, что может при осаде вызвать эпидемию. Ну, и никто не думал, что вокруг речки-вонючки тоже будут жить люди... В Стамбуле просто древности сохранились.
Предлагал Леонардо да Винчи сделать мощную канализацию в Париже и увести все нечистоты с улиц прочь, но король этот проект только взял на заметку, но не реализовал. Реализовал бы, все равно при расширении города трубы перерубили бы. Подобное периодически имело место, потому варианты, которые были лучше стамбульского, сегодня археологи в виде отдельных фрагментов труб выкапывают.
"Брюхо Санкт-Петербурга" не читал. Спасибо за подсказку - интересно будет прочесть.
0 Ответить