• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юлия Смоленчук Профессионал

Как Пегги Гуггенхайм создала роскошную коллекцию современной живописи за бесценок?

Пегги Гуггенхайм была натурой увлекающейся, и того, чем она увлекалась, у нее были сотни. Сотни тысяч долларов, сотни великолепных картин и сотни любовников. Пегги вошла в историю как владелица одной из самых роскошных коллекций произведений искусства, которые хранятся ныне в нескольких музеях мира.

Коллекция Пегги Гуггенхайм в Венеции Фото: ru.wikipedia.org

Отец Пегги был крупным промышленником и погиб на «Титанике». Юная Гуггенхайм осталась с его миллионами, которые она могла тратить, как ей заблагорассудится, и она решила спустить их на свои увлечения. Пегги захотела, ни много ни мало, создать в Лондоне такой музей, который мог бы конкурировать с нью-йоркским МоМА.

Момент, когда Пегги начала составлять свою коллекцию современной живописи, был нелегким для Европы — та была охвачена войной с фашистами. Это, с одной стороны, спутало карты Пегги, а с другой стороны, стало для нее благословением: арт-рынок был в панике, большинство художников продавали свои картины за очень скромные суммы.

Пегги Гуггенхайм, Марсель, 1937 г.
Пегги Гуггенхайм, Марсель, 1937 г.
Фото: ru.wikipedia.org

В 1941 году Пегги Гуггенхайм уже была обладательницей роскошного собрания картин, в котором встречались работы Брака, Мондриана и Дали. И при этом вся коллекция картин обошлась ей меньше, чем в 40 тысяч долларов! И только Пикассо отказался работать с богатой американкой, резко отчитав ее и выставив за дверь.

Галерея, которую открыла Пегги, была названа «Искусство этого века». Интерьеры проектировал модный австрийский архитектор, который сделал коридоры здания больше похожими на сюрреалистический тематический парк. Пегги была в восторге, и ее восторг тут же разделила вся богема. С выставками американке помогали такие маститые художники, как Марсель Дюшан и первый директор МоМа Альфред Барр.

Пегги всегда прислушивалась к Питу Мондриану, считая его гением. Однажды перед открытием выставки она нашла Пита сидящим на полу и пристально разглядывающим одну из картин работы неизвестного художника. Пегги сочла картину позорищем и бросилась извиняться перед Мондрианом за то, что такая бездарная работа оказалась в коллекции.

Питер Корнелис (Пит) Мондриан
Питер Корнелис (Пит) Мондриан
Фото: ru.wikipedia.org

Пит спокойно выслушал, как она критикует картину, и поднял на нее взгляд. «Это самая интересная работа из всего, что я видел у американцев», — сказал маститый художник. Пегги оторопела. Но она умела прислушиваться к чужому мнению, и позже на выставке она специально обращала внимание своих влиятельных друзей на эту работу. Работой была картина начинающего художника Джексона Поллока «Стенографическая фигура».

Джексон Поллок, «Стенографическая фигура», 1942 г.
Джексон Поллок, «Стенографическая фигура», 1942 г.
Фото: artchive.ru

Затем Пегги подписала контракт с Поллоком и стала платить ему ежемесячную стипендию, которая позволила ему уволиться с работы и полностью погрузиться в творчество. Так что во многом благодаря Пегги Гуггенхайм взошла его звезда, и таких звезд Пегги зажгла немало.

Кем считать ее — расчетливым дельцом, за бесценок купившим сотни картин, или искренним почитателем искусства? Известно одно: Пегги Гуггенхайм стала одной из самых влиятельных фигур в арт-мире, и благодаря ее страстям, мы теперь можем любоваться великолепными работами сотен современных художников.

Статья опубликована в выпуске 16.03.2020
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: