Детское увлечение Артура Чарльза, фантастика, со временем превратилось в его профессию. В детстве он любил читать фантастику. А став взрослее, сам начал писать фантастические повести и романы. Его произведения имели огромный успех, он получил множество премий и был награжден высшими орденами Великобритании. А еще он один из основателей неофициального британского общества любителей фантастики.
Стиль произведений этого писателя-фантаста — свой, особенный. Он не писал фэнтези, про магию или эльфов, не создавал монументальные полотна о будущем человечества лет этак через 50.000. Кларк предпочитал описывать ближайшее будущее. Вот будут разработаны более мощные ракетные двигатели и люди смогут летать на Марс и на Луну — как это будет? А что случится, когда будут изобретены конструктивные материалы, прочность которых в тысячи раз выше, какие небоскребы и мосты соорудят тогда люди?
Или вот начнут люди осваивать Луну. А ведь там вроде бы пыль? Не просто запыленная поверхность. Всерьез считалось, что поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли, в которой просто можно утонуть… Если бы было так… Кларк придумал специальные пылеходы, которые смогут перемещаться поверх пыли. Перевозить людей и грузы. Раз будет возможность ездить на Луну, туда наверняка начнут ломиться туристы. А туристов надо возить на экскурсии — это же прорва денег, которые можно легко получить! Практичность — выше всего!
А если вдруг пылеход с туристами попадет в аварию и утонет? Как его искать? Какие проблемы появятся у туристов, засыпанных в пылеходе лунной пылью? Кларк шаг за шагом описывает и возникающие проблемы, и способы их решения. Даже жаль, что Луна, как потом оказалось, имеет твердую поверхность, что доказано прилунившимися лунными станциями. Нашими и китайскими.
Вот так одно простое предположение о разработке мощных ракетных двигателей, которые позволят освоить Луну — и четкий расчет рисков проблем и методов их решения. И почти никакой фантастики. Автор в повести «Лунная пыль» еще в 1961 году предусмотрел решение многих проблем, которые пока не актуальны, так как нужного ракетного двигателя до сих пор нет.
Или, скажем, роман «Фонтаны рая», написанный Артуром Кларком в 1979 году. Мир будущего человечества, новые материалы, по прочности и износоустойчивости на несколько порядков превосходящие то, что у нас есть сегодня, которые позволят воздвигнуть гигантский мост над Гибралтарским проливом. А сверх-сверх-прочное углеродное волокно позволит создать «космический лифт», сложную систему, которая позволит выводить на орбиту объекты без помощи ракет.
Автор много думал над этим и создал отличный проект — жаль, что наши конструктивные материалы такого пока не позволяют. А фонтаны рая, оказывается, находятся на Цейлоне. Их приказал построить знаменитый в древности царь, а находились они в давно забытой столице государства, существовавшего тысячелетия назад.
Или рассмотрим супер-знаменитую серию романов Кларка про экспедиции к спутнику Сатурна, Япету. Автор не стал выдумывать гипердвигатели, которые играючи перемещают космические корабли «от звезды до звезды» по всей Галактике. Нет. У земной экспедиции оказались только чуть усовершенствованные ракетные двигатели тех самых, придуманных Кларком, лунных перевозок. А потому топлива в них — только-только чтобы долететь до Япета, спутника Сатурна, и вернуться к Земле.
Вокруг этой экспедиции и крутится интрига и первого, и второго романа про экспедицию. Я нарочно не описываю «инопланетянские» заморочки про Монолиты и про влияние инопланетных цивилизаций на землян. Хотя весьма интересна идея автора, что будто бы это именно инопланетяне научили рабочим навыкам питекантропов, создав из них первых людей.
Большинство романов и повестей Кларка — простое описание ближайшего будущего Земли, результат триумфального развития земных технологий.
А вот повесть «Конец детства», написанная в 1953 году — немного другая, нежели остальные произведения автора. В ней решается вопрос: что, если мы все — всего лишь промежуточное звено, что люди смогут эволюционно развиться, обрести власть над временем и пространством? Что, если наши дети смогут усилием воли перемещаться в пространстве, смогут овладеть энергетикой Солнца? Но… Это смогут сделать наши дети… или внуки… А как же тогда будем жить мы? Что с нами станется?
Оказывается, невеселая получается картина. Для всего сегодня существующего мира. Выходит, что конец детства земной цивилизации — это конец человечества, в том виде, в котором мы сегодня существуем.
У Стругацких несколько позже появится загадочная раса Странников, разумных, которые переросли свое окружение, переросли свой род и все человечество. И им вдруг стало неинтересно с нами, у них появились другие запросы и потребности. И они просто ушли.
А в «Конце детства» Кларка они не ушли, уйти с Земли пришлось всему остальному человечеству — их милосердно забрали помощники будущей межзвездной цивилизации, загадочного будущего нынешнего человечества.
Что же с нами, возможно, произойдет лет через 150−200? Читайте романы Артура Кларка — и узнаете.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...