Карл-Август Аванти Мастер

Были ли средневековые короли и королевы сутулыми?

Термин «готическая/средневековая сутулость» появился не так давно. Народ обратил внимание на необычные позы персонажей средневековой скульптуры и живописи и немедленно поставил им диагноз. Ценители прекрасного перестарались, многих героев согнула никакая не болезнь.

Фото: Depositphotos

Обличать эпоху Просвещения в клевете на Средневековье можно и нужно. Если этого не делать, можно получить в наследство предвзятое отношение к прошлому. Руководствуясь по большей части политическими мотивами, историки и литераторы изображали минувшие века периодом беспросветного уныния. Если нашим сентиментальным бабушкам хватало кровавых историй о беспричинных войнах и казнях, современный искатель жаждет более научно обоснованного повествования об ужасах Средневековья.

Внимательно присмотритесь к готической живописи, книжной миниатюре и скульптуре. В глаза бросятся очень странные позы у всех персонажей: живот выпячен, плечи отведены назад, а шея согнута. Кто попытается им подражать хотя бы несколько минут, почувствует, что для позвоночника это утомительно, да и с устойчивостью беда.

Необычные позы людей на старинных картинах нередко объясняли тем, что хороших художников в ту эпоху было мало, а церковь запрещала изображать человеческое тело. Сосуд греха на рисунках должен был иметь искаженные формы, которые свидетельствовали бы о его бренности и уродливости в сравнении с духовным миром. Такое объяснение не годится, если речь заходит об образах святых. Их-то живописцы должны были превозносить.

Восстановление Иерусалимского храма. Бургундская миниатюра, около 1460 г.
Восстановление Иерусалимского храма. Бургундская миниатюра, около 1460 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Раскрыть секрет причудливо изогнутых фигур взялись граждане, интересующиеся помимо всего прочего и медициной. Термин «средневековая» или «готическая сутулость» придуман ценителями прекрасного, а не врачами. Собственно, ставить диагнозы произведениям искусства, не обладая специальным образованием, допустимо, это никак не вредит пациентам.

Мнимые больные

Можно встретить утверждение о том, что в Средневековье большинство людей страдали искривлением позвоночника. Естественно, эта особенность отражалась в изобразительном искусстве. У аристократов, которых изображали древние художники, наблюдался гиперлордоз поясничного и шейного отделов позвоночника.

Причинами заболевания были:

  • Перенесенный в детстве рахит.
  • Частые беременности у женщин.
  • Неудобная одежда.
  • Отсутствие физкультуры в распорядке дня.
Дама с единорогом (конец XV века)
Дама с единорогом (конец XV века)
Фото: ru.wikipedia.org

Из всего вышеперечисленного археологи подтверждают только первые две причины. Действительно, изучение останков знати прежних веков показывает, что недостаток витамина D испытывали многие малыши. Заботясь о здоровье детей, их практически не выносили на свежий воздух в младенческом возрасте. Многодетность была распространена и поощрялась обществом. На здоровье матерей это сказывалось не лучшим образом.

Допустим, похвастать отменной выправкой могли немногие, но считали ли кривобоких рыцарей и дам их современники симпатичными? Доморощенные историки от медицины приходят к выводу, что заболевания позвоночника считались модными, здоровые люди имитировали этот дефект.

Реальные больные

Чтобы понять, как в Средневековье относились к людям с нездоровой осанкой, стоит вспомнить английского короля Эдуарда III. Его останки удалось обнаружить и изучить. Монарх, действительно, страдал от искривления позвоночника. В народе этот изъян называли уликой, обличающей коварство короля.

Горбунов в средневековой Европе не любили, их болезнь считали отметиной дьявола. Высокие требования предъявлялись к выправке аристократов. Склонять голову знатный человек был обязан в храме и перед королем, а вот в присутствии простолюдинов подобное сочли бы за непристойное поведение.

Эдуардо Замакоис Забала, «Шуты, играющие в петанк»
Эдуардо Замакоис Забала, «Шуты, играющие в петанк»
Фото: Источник

Все, что нам известно об образе жизни членов благородных фамилий былых времен, подсказывает, что идеал красоты должен был обладать правильной осанкой. Тот, кто страдает болями в спине, не смог бы стать хорошим воином — вес доспехов быстро обездвижит несчастного. Спортом в Средневековье не занимались, но мальчики осваивали военную науку, а девочки учились танцам. Непростой парадный костюм с огромной шляпой сложно носить тому, кто сутулится.

Останки некоторых правителей и вельмож Средневековья были изучены археологами и медиками. Заболевания костей присущи правящему классу, правда, самыми распространенными были возрастные изменения суставов ног из-за неправильной диеты, больших нагрузок и иногда высокой массы тела. Массовой сутулости не выявлено.

Изобразительное искусство

Искать причины кривизны фигур нужно не в сфере медицины, а в густом замесе реалий быта, социальных норм, религиозных идеалов и моральных установок жителей Средневековья.

Если рассматривать изображенные тела отдельно от голов, то можно заметить, что художники хотели передать напыщенность своих моделей. Многих из них, в угоду моде, живописцы сделали значительно стройнее, оставив присущий дородному телу контур. Теперь отвлечемся от туловищ и обратим взор на головы. Они склонены в смирении, на лицах кроткое выражение, взор часто скромно опущен вниз.

Мастер из Хайлигенкройца, «Кончина Св. Клары»
Мастер из Хайлигенкройца, «Кончина Св. Клары»
Фото: Источник

Желая передать истинное положение дел, средневековые художники изображали земное величие героев и их покорность высшим силам. Тонкий философский подтекст был неправильно понят их потомками.

Статья опубликована в выпуске 4.05.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: