• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Григорий Шарапа Грандмастер

Что такое паб-рок?

«Археологические раскопки» старой музыки

Паб-рок — движение, возникшее в Великобритании в начале 70-х. От стадионов и хит-парадов на радио поп-музыка шагнула навстречу людям. Появилось много интересных групп, а шоу-бизнесу пришлось немного подвинуться.

Фото: по лицензии PxHere.com

Паб-рок оказал влияние на следующие направления поп- и рок-музыки, в частности — панк-рок. Паб-рокеров «в чистом виде» можно встретить и сейчас во многих барах разных стран мира.

Мы совершим небольшую экскурсию в историю этого забытого (или неизвестного для многих) музыкального стиля. Задача статьи — заинтересовать вас самой темой.

Более подробно о паб-роке вы можете узнать, послушав часть цикла «Прогулки по дикой стороне» (Владимир Ильинский и Михаил Кузищев), «120 минут классики рока» (радиостанция «Эхо Москвы). Мое знакомство с этой музыкой началось именно с этих передач.

И однажды, когда я, посиживая в удобном кресле, слушал старый добрый рок, родилась идея написать статью о нем. Меня ни в коем случае нельзя считать профессиональным критиком и истиной в последней инстанции. Я заранее извиняюсь за возможные неточности и буду рад замечаниям и дополнениям от более сведущих товарищей.

А определенное дилетантство при написании статьи считаю не минусом, а скорее плюсом. Тем более что люди, о которых пойдет дальше речь, были далеко не снобами.

Паб «Hope and Anchor» в Иcлингтоне, один из важнейших паб-рок-клубов
Паб «Hope and Anchor» в Иcлингтоне, один из важнейших паб-рок-клубов
Фото: Tarquin Binary, по лицензии CC BY-SA 2.5

Назад — к корням рок-музыки

К 70-м годам многие британские музыканты были недовольны сложившимся положением в «цеху» рок-музыки. Суперзвезды (например, Оззи Осборн), добившиеся успеха, собирали стадионы. Росли цены на их концерты, пластинки издавались огромными тиражами. Свои миллионные заработки они тратили на дорогие покупки и всяческие «излишества» (неважно сейчас какие, но «разгульный» образ жизни многих звезд привел их к печальным последствиям).

Согласитесь, все это не очень-то сочеталось с протестными идеями рок-музыки.

Более «тихим» музыкальным группам непросто было пробиться на «олимп». Чтобы стать успешными, рок-коллективы должны были попасть на ТВ-передачи, оказаться в хит-парадах радио, получить внимание музыкальных журналов. И только после этого — контракт с известной звукозаписывающей студией.

В силу неформатности музыки и отсутствия нужных связей большинству рок-музыкантов очень сложно было «развернуться» в шоу-бизнесе.

Ситуация во многом напоминает то, что сейчас происходит в этой сфере в нашей стране. Не находите? И хотя поп-музыка — не моя специализация, я, как обычный человек, вижу все, что делается «на обочине» и на центральном телевидении. И могу сделать элементарные выводы.

Что такое паб-рок? «Археологические раскопки» старой музыки
Фото: 4634656, pixabay.com

И все же рокеры нашли способ, как исполнять музыку, которая им нравится, и доносить ее до слушателя. Концертными залами стали обычные пабы! А само музыкальное направление вполне справедливо получило название «паб-рок».

Герои паб-рока

Паб-рок не был жанром в обычном его значении, а скорее, движением «недовольных рок-музыкантов». Поэтому состав групп был довольно разношерстным. И по стилю исполнения, и по уровню профессионализма.

В основной своей массе паб-рокеры играть все-таки умели, да и публика с пониманием относилась к некоторым «шероховатостям» в их исполнении. А музыканты, демонстрирующие профессионализм, вообще имели бешеный успех.

Сама атмосфера пабов способствовала установлению необходимого контакта между исполнителями и слушателями. Плюс несложная экономическая модель: приходишь посидеть в пабе с друзьями, и в качестве «бонуса» — музыка. Владелец заведения накидывал немного к стоимости напитков и при хорошей посещаемости был в выигрыше, а музыканты обычно получали определенную сумму за вечер.

  • Одним из эпицентров возникновения паб-рока стала американская кантри-рок-группа Eggs Over Easy, застрявшая волею судьбы в Лондоне. Выступая вечерами в местном пабе, они породили целую «паб-рок волну».

Другим очагом возникновения паб-рока стала британская группа Brinsley Schwarz. С ней была связана одна скандальная история, о которой подробнее можно узнать из передач, названных раньше. Скажем только, что в результате того происшествия группа пересмотрела и стиль исполнения, и места своих выступлений. Ими, как вы уже догадались, стали пабы. А музыканты стали играть настолько спокойно, что их называли «самой тихой паб-группой».

Появились и другие коллективы, например, Bees Make Honey, Help Yourself (мелодичные композиции), Ducks Deluxe (более «сырое» звучание, как раз по причине меньшего изначального профессионализма), Chilli Willi & The Red Hot Peppers (кантри-стиль). В целом же исполнение многих паб-рокеров можно все-таки назвать «жизнерадостным рок-н-роллом». А потому эта музыка — все-таки во многом «американистая», но с «британским акцентом».

К сожалению, выступления в барах стали ограничителем для развития паб-рока. Слушатели не хотели покупать пластинки. А зачем, если можно слушать любимую группу бесплатно? К тому же, в записи клубная атмосфера передавалась плохо. Но без продажи музыкальных носителей у рок-исполнителей не было «финансовой подпитки». Получался замкнутый круг.

Конец паб-рока

Конечно, можно было попытаться изменить ситуацию, начав играть немного другую музыку (более коммерческую, запись которой на пластинках покупала бы широкая аудитория). Иногда выступать не только в пабе, но и в крупных залах (чтобы получать что-то от концертов). А для этого опять надо было подстраиваться под формат.

Не удивительно, что большинство паб-групп, в конце концов, развалились. А те, кто остались, изменили свой стиль. Это происходило не только по причине коммерциализации (превращению рок-музыки в поп), но и благодаря естественному развитию этого музыкального направления. Некоторые группы стали играть агрессивнее, приближаясь к панку, кто-то развивал собственный стиль и т. д.

Что касается же «настоящих» паб-рокеров, то их и сейчас можно встретить, зайдя в паб или другое подобное заведение (кстати, не только в Великобритании). Для многих молодых исполнителей — это один из опытов первых выступлений. Есть и такие музыканты, которые задерживаются в таких местах надолго, по тем или иным причинам. Чем не паб-рокеры?

Итак, музыка эта далеко не новая, но даст «фору» многим современным исполнителям. И мировым, и российским.

Собственно, паб-рок стал основой для развития других музыкальных направлений (например, того же панк-рока). И это еще одна причина для того, чтобы отнестись к этому стилю с уважением и послушать действительно интересные композиции.

Паб-рокеры, в первую очередь, работали ради музыки, и только потом — ради денег. Существующая же сейчас музыкальная индустрия (неважно, рок или поп) — в основном коммерческая. Сравнение качества старой и современной музыки — не в пользу последней.

Однако никто не мешает нам слушать то, что нравится, и открывать новое (в большинстве случаев — хорошо забытое старое).

Статья опубликована в выпуске 29.05.2020
Обновлено 17.10.2024

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо, Григорий. Просветили. Я раньше вообще о таком музыкальном направлении не слышала.
    И статью прочитала, и а песню Бринсли Шварца послушала. Действительно, очень жизнерадостная музыка.
    Понравилось!

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо, как всегда, интересно. Кстати, героя одной из моих статей, знаменитого французского певца Гару, "вытащили" именно из такого паба. А мы впервые услышали его в совершенно не-роковом "Нотр Дамме".

    Оценка статьи: 5

    • Григорий Шарапа Григорий Шарапа Грандмастер 1 июня 2020 в 20:32 отредактирован 1 июня 2020 в 20:37 Сообщить модератору

      Наталия, я рад что Вам понравилось. И всегда здорово, когда пишут вот такие дополнительные истории. Вообще это правильно, когда люди что-то обсуждают, добавляют и т.д.

      Надо будет и ваши почитать, мало пока удается сюда писать и читать
      (поэтому через качество как-то компенсируем).
      Но будем стараться присылать что-то новое и интересное.

      P.S.
      Наталия, вы все-таки грандмастер, может быть,
      скажете им лишний раз (при случае, конечно) - пусть добавят счетчик статей.
      Ну очень неудобно, что их нет. Ни показать кому-то, ни самому проверить - только через ЛК.

      • Григорий Шарапа, вы имеете в виду кол-во статей? Если да, то нажмите на любой профайл , и увидите, сколько статей написал автор. Но вы и так не "чайник" , и наверно имели в виду не это.
        А если другое- например, как как по окончании года выделяют трех самых популярных ( т.е. читаемых) авторов, то здесь картина непонятная даже "зубрам" типа И. Вадимова и И.Ткачева. В январе этого года они заняли 2 и 3 -е места, а вот победителем стала некая Женечка МД.
        Ткачев вопрос задал, как это так выходит, но ответ не получил.

        Оценка статьи: 5