Содержание христианской Троицы соответствует описанию новозаветной книги «Деяния апостолов». Книга повествует о сошествии на апостолов в 50-й день после воскресения Христова Святого Духа. После этого апостолы начали говорить на разных языках, хотя никогда их не изучали. Христианством данное предание воспринимается в качестве указания Христа нести весть о его учении «всем народам и языкам».
В Троицын день еще со времени раннего христианства храмы и жилища людей было принято украшать свежей зеленью и ветвями деревьев в знак того, что Святой Дух дал жизнь всему, что сотворил Бог. Использование веток деревьев, цветов и разнотравья христианской церковью было позаимствовано из иудейской
религии.
Отмечая Пятидесятницу, древние евреи, придерживались закона Моисея. В храм несли начатки жатвы, которая в Палестине заканчивалась именно в этот период. В то же время в память законов, полученных Моисеем на горе Синай, у иудеев было принято украшать свой дом, церкви и площади соцветиями и ветвями. Они в весенний период являлись самым естественным убранством.
Переняв многочисленные черты иудейской Пятидесятницы, христианская Троица вобрала в себя и национальные черты тех праздников, с традициями которых она частично слилась. Таким образом, у россиян Троица сроднилась с Семиком, у украинской нации — с Зелеными святами, у белорусов — с Семухой.
На территории России Троицын день стал считаться наиболее важным народным летним праздником. Так, в начале ХХ века в честь этого дня устраивались гулянья для людей с ярмарками, балаганами и каруселями.
Белорусы же и украинцы Зеленые свята отмечали менее торжественно. Основная их обрядность в летний период была связана с Ивановым днем (Иваном Купалой).
В основе славянской Троицкой обрядности лежит культ растительности, распускающейся в этот сезон. Практически у всех народностей в древности ветки и цветы являлись украшением храмов в праздничные дни и во время жертвоприношений. Все торжественные шествия сопровождались ношением зеленых древесных веток. Они служили нашим пращурам символами:
- масличная ветвь символизировала мир;
- лавровая — победу и славу;
- дубовая — мужество.
В храм также несли ветви березы. Горькие древеса вроде рябины и осины в этот праздник не были в почете.
В церковь было принято относить и цветные пучки. Они представляли собой букеты, с которыми по традиции в праздник шли к обедне и вечерне. В течение церковной службы следовало оплакивать свои грехи, чтобы на каждый листочек травы, на каждый лепесток цветов капнуло хотя бы по одной слезинке. Количество стеблей в пучке должно было соответствовать числу прегрешений.
У россиян основная зелень Троицы — березовые ветки, иногда ветви клена.
В Семик и Троицу девки организовывали общую трапезу. На столе должна была обязательно присутствовать яичница. Яйцо, начиная с Пасхи, проходило через всю весеннюю обрядность. Оно символизировало зарождение новой жизни. А в конце весны его поедали в виде яичницы.
- У Троицкой яичницы была своя особенность: готовить ее и есть следовало только девушкам.
Согласно народному поверью, в четверг перед Троицей из рек и водоемов выходят русалки. В этот период запрещается купаться, чтобы они не утянули за собой на дно.
Наши предки верили, что если на Троицу парень зашлет сватов к девке, то их семейная жизнь будет счастливой и долгой.
Букеты, омытые слезами во время церковной службы, хранили в качестве оберега для дома. Считалось, что они исцеляют от болезней.
Также в Троицын день девицы гадали на суженого. Они тайно шли в лес и бросали веночек русалкам, в надежде, что те пошлют им богатого жениха.
С праздником Троицы завершается весенняя календарная обрядность. Окончательный ее уход закрывает обряд под названием «Похороны Костромы». Затем наступает время купальских огней, хороводов, игр, время летней страды.
Интересная информация. Больше принято писать про Рождество и Пасху, про Троицу как-то меньше пишут. Но это не повод, чтобы об этом празднике не знать.
Спасибо Вам!
Оценка статьи: 5
0 Ответить