• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Ино и Атамант. За что их преследовала Юнона?

Боги-олимпийцы, властители Вселенной… Казалось бы, они должны творить справедливость, милосердие. Овидий в «Метаморфозах» рассказывает читателю о таких поступках богов Олимпа, что иногда затруднительно их оценить.

Джон Флаксман, «Ярость Атаманта» Фото: ru.artsdot.com

Юнона, супруга Юпитера, вне себя от злости, она очень хочет наказать Ино и Атаманта — супругов, которые жили в любви и согласии и воспитали Вакха — племянника Ино (Вакх родился от связи Юпитера и Семелы — сестры Ино) (книга четвертая).

Юнона перебирает в голове все случаи, когда поклонение Вакху доводило людей до безумия. И задается вопросом:

Нельзя ли ее подстрекнуть мне,
Чтоб, по примеру родных предалась неистовству Ино?

То есть довести Ино до крайней степени безумия.

Тициан Вечеллио, «Сизиф», 1549 г.
Тициан Вечеллио, «Сизиф», 1549 г.
Фото: artchive.ru

Юнона спускается в царство мертвых к текущей там реке забвения Стиксу, проходит мимо трехголового пса Цербера, который стережет вход, минует Сизифа, толкающего камень в гору (а камень потом скатывается вниз, и Сизиф все повторяет снова и снова). Она возмущена тем, что брат Сизифа Атамант, который не отдавал ей должных почестей, не наказан:

Почему лишь один он из братьев
Терпит бессрочную казнь, Атамант же надменный, — сказала, —
Знатным дворцом осенен? — а не он ли с женой презирали
Вечно меня?

В подземном царстве есть богини-мстительницы, одна из которых — Тисифона — отправляется выполнять пожелание Юноны:

Тисифона, тотчас — жестокая — смоченный кровью
Факел рукою зажав, и еще не просохший, кровавый
Плащ надела и вот, змеей извитой подвязавшись,
Из дому вышла. При ней Рыдание спутником было,
Смертный Ужас, и Страх, и Безумье с испуганным ликом.

При виде этих злодеек побледнели клены, завибрировали косяки в дверях, закатилось солнце. Супруги Ино и Атамант собрались было убежать, но Тисифона загородила им выход. Она вырвала из своих волос двух змей и бросила их в супругов.

У Ино
И Атаманта они по груди заползали обе,
Мрачные помыслы в них возбуждая.

Тисифона принесла с собой яд, который она приготовила перед выходом: смешала пену изо рта Цербера, отраву из пасти Ехидны — и все это должно было привести к потере памяти, к тяге к убийству. Эту отраву Тисифона влила в грудь обоих супругов.

Архангел Микеле Мигларини, «Фурии преследуют Атаманта», 1801 г.
Архангел Микеле Мигларини, «Фурии преследуют Атаманта», 1801 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Яд подействовал немедленно. Атамант видит свою жену с двумя детьми, в безумии он принимает ее за львицу с двумя львятами и кричит толпе, чтобы растянули сеть и поймали их. Он преследует жену, отнимает у нее ребенка и убивает его. Он бы убил и второго, но жена убегает и бросается в море вместе с ребенком.

Ее подруги хотели последовать за ней, броситься в море, но Юнона их обратила в камень.

За что супругов постигла кара? За непочтение, за пренебрежение, за умаление достоинства богини…

Художник изобразил самый жестокий момент в жизни супругов: обезумевший Атамант убивает своего сына, а Ино со вторым ребенком пытается его остановить. Над ними вьются фурии — богини мщения, которые выполняют волю Юноны.

Архангел Микеле Мигларини, «Фурии преследуют Атаманта», фрагмент «Фурии», 1801 г.
Архангел Микеле Мигларини, «Фурии преследуют Атаманта», фрагмент «Фурии», 1801 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Несколько слов о художнике. Архангел Микеле Мигларини (Arcangelo Michele Migliarini, 1779−1865 гг.) — итальянский художник, антиквар, музейщик, полиглот. В молодости был учеником Антонио Кановы, затем Пьетро Бенвенути и Торвальдсена. В 1808 году он познакомился с археологом Луиджи Ланци, знатоком языка этрусков.

В 1810 году начал путешествовать по Европе, несколько лет жил в России, откуда съездил в Персию. В Петербурге он был консультантом по древностям при царях Александре I и Николае I.

Статья опубликована в выпуске 17.07.2020
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: