• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Субъективное мнение
Дмитрий Арсеньев Дебютант

Как надо обращаться к людям — на «ты» или на «Вы»?

Не взирая на предрассудки, а борясь с ними

В сентябре 2019 года мой знакомый школьник, Александр Бобров, похвастался на сайте «Пикабу» тем, что добился права обращаться на «ты» к своей молодой учительнице Елизавете. Хотя, по-моему, этого «права» и добиваться не нужно — просто «тыкать», и всё, и никто тебе ничего не сделает при достаточной смелости с твоей стороны. Главное — не робеть.

Фото: Depositphotos

Большинство обывателей практически сразу осудило смелого школьника, апеллируя к необходимости соблюдать «принятые в русской культуре» традиции, согласно которым к старшему по возрасту и должности надо обращаться на «Вы». Более всего меня возмутило, когда против мнения Боброва написали целую статью, представив её на нескольких интернет-ресурсах.

Я — не школьник Бобров. Я — преподаватель в ВУЗе, кандидат социологических наук, Дмитрий Леонардович Арсеньев, и Бобров стал называть всех на «ты» исключительно по моим советам. Это моя позиция, и спорить надо со мной, а не с ним.

Я признаю, что рассуждения Александра несколько наивны и не до конца сформированы. Но он поддерживает меня, и я готов вступиться и сражаться за Правду до победного конца.

Разберём аргументы противников «тыканья» по порядку…

Статья против Боброва называется «Ученики хотят быть на „ты“ с учителями».

В заголовке — правда. Но не полная. Правильнее было бы сформулировать так: «Разумные люди хотят быть на „ты“ со всеми».

Большинство настаивает на том, что речевые традиции, сформировавшиеся в языке, настолько незыблемы, что их нарушение — полный ужас и крах всего сущего.

Ложь. Речь — это инструмент, при помощи которого человек коммуницирует с окружающими так, как ему удобно. «Вы» — множественное число. «Ты» — единственное. Точка. Ты хотя бы элементарные правила математики и грамматики заучи.

Отказ от обращения на «Вы» — это разрушение морали и нравственности.

Нет. Разрушение морали и нравственности — это курить и пьянствовать с десяти лет; это рожать в четырнадцать от неизвестного парня; это обманывать ближнего с целью заработка; это грабить в переходе старушку (и многое, многое другое). Общаться со всеми на равных (на «ты») — это значит уважать себя и не позволять утверждаться над тобой надуманному авторитету, в каком бы статусе тот ни находился.

Обращение на «ты» — это хамство и невежество.

Нет. Хамство — это когда ты спрашиваешь у человека дорогу, а он тебе в ответ: «Экскурсовода наймите!» Это когда ты, устав после смены, едешь домой, садишься в автобус, а туда входит мамаша с 10-летним хамом после дамского магазина и вопит: «Слышь, а ну встаньте! Уступите моему ребёночку, он со школы умаялся!»

Поль Гюстав Доре, «Ной проклинает Хама», 1877 г.
Поль Гюстав Доре, «Ной проклинает Хама», 1877 г.
Фото: artchive.ru

А когда ты обращаешься к человеку на «ты», ты уважаешь собеседника как равного тебе человека; как полноценную личность, созданную и одушевлённую Творцом.

Разрушение традиций — это плохо, и это губит общество.

В основном, традиции — это надуманные, не имеющие ни капли здравого смысла, «правила», возникшие в период феодального и имперского строев с единственной целью — унижать простолюдинов, противопоставляя их «знатным особам». При этом «знатность» особы определялась лишь по факту рождения и приближенностью к монарху (за незначительными исключениями).

Приведу пример некоторых традиций, за исполнение которых впору применять самые суровые наказания:

  • В некоторых восточных регионах принято делать обрезание девочкам, лишая их целого ряда биологических и психологических функций, напрочь калеча их существование до самой смерти.
  • В некоторых племенах аборигенов принято кушать пленённых воинов из враждующей общины.
  • В Средневековой Европе, с подачи властей которой и появилось «выканье» «вышестоящим», было принято подвергать девушек и женщин пыткам по малейшему подозрению в «колдовстве», а когда жертва признавалась, не в силах вынести мучений — сжигать на костре живьём. Про это написана «чудесная» книга «Молот ведьм», где обосновывается необходимость такого рода преследований и «воспитательных воздействий». Её авторы — уважаемые в те времена люди, учёные мужи, благообразно следующие всем принятым традициям.

А теперь скажи мне, читатель, что эти традиции не надо разрушать, и ты тем самым моментально распишешься в своём моральном уродстве. Так вот, «выканье» придумано теми же самыми людьми!

Каждый уважающий себя народ имеет традиции и чтит их.

Может быть. Но каждый ЗДРАВОМЫСЛЯЩИЙ человек не зависит от правил, придуманных людьми в далёком прошлом, особенно если эти правила вредят в настоящем. Разумное общество перерабатывает правила в более прогрессивные, более соответствующие современным реалиям и удобствам.

Определение традиционного общества, картина Пластова «Жатва
Определение традиционного общества, картина Пластова «Жатва»
Фото: infourok.ru

Что будет, если офицеры станут просить разрешения от солдат на командование ими?

Всё правильно будет. Человек обязан защищать свою Родину, но только из искренней любви к ней, а не по сухому приказу, порой преступному, и не по любви к начальникам.

Вася Ложкин, «Не бди...»
Вася Ложкин, «Не бди…»
Фото: vasya-lozhkin.ru

Если учитель слышит в свой адрес «тыканье», он опускается до уровня ученика.

Если учитель ляпает такую ерунду, ему вообще не место в педагогике. Во-первых, слово «опускается» сразу подразумевает, что учитель считает ученика существом ниже себя. А ниже — значит, хуже. Человеком второго сорта, друзья мои.

Школьники — это наше будущее, и если их воспитывать в духе подчинения, на выходе мы получим жестокое бесчеловечное бюрократическое стадо. Такое стадо можно будет шпынять, как вздумается власть имущим; а если ученик, приученный унижаться перед «старшими по должности», добьётся власти, то будет аналогично притеснять своих подчинённых. Мы никогда не отойдём от феодальной иерархии = мы никогда не построим достойное гражданское общество, выгодное простому народу.

Ведь это учитель отвечает за ученика, а не ученик за учителя. И это учитель проверяет знания ученика.

Жан Батист Симеон Шарден, «Молодая учительница», 1740-е гг.
Жан Батист Симеон Шарден, «Молодая учительница», 1740-е гг.
Фото: artchive.ru

Да. Вот пусть и отвечает, и проверяет пусть. Какое отношение к ответственности имеет обращение во множественном числе?! Не загромождайте образовательный процесс догмами.

Обращение на «Вы» дисциплинирует общение, выводит его на «деловой уровень», обеспечивает субординацию.

Ложь. Деловое общение отличается от дружеского предметами обсуждения, а не формами обращений. Следуя утверждению выше, у кавалера-дворянина с дамой в XIX веке было сугубо деловое общение, а у купцов новгородской артели (тогда были все на «ты») — личное, задушевное.

Сотни предприятий, как в бюджетном секторе, так и в бизнесе, давным-давно перешли на всеобщее «ты», и деловые обороты компаний от этого не поубавились. Скорее, наоборот…

Ученики и так не уважают учителей, а вы ещё предлагаете им на «ты» переходить — вообще край!

Не уважают, потому что учитель орёт, унижает, придирается не по делу, не ценит в ученике личность, не уважает его социально-политические взгляды. Если ты знаешь хоть один случай, когда уважение было, а потом рассеивалось с переходом на «ты» — предъяви мне его.

Н. П. Богданов-Бельский, «Именины учительницы», 1920-е гг.
Н. П. Богданов-Бельский, «Именины учительницы», 1920-е гг.
Фото: artchive.ru

Большинство учеников не уважает большинство учителей, потому что уважать не за что. Это прискорбный, но факт. Изменяйтесь сами, и отношение к вам изменится тоже.

Обращение на «ты» к учителю/старшему будет выглядеть странно. Меня коробит.

Привыкнешь. Так же, как привыкли твои предки, которым Пётр Первым навязал «выканье» старшим по «Табелю о рангах». Человек — существо динамичное, он должен переосмысливать свои заблуждения, бороться с ними, а не следовать за пастухом. Преодолевать фобии, в конце концов!

В английском языке все общаются на «Вы», и у них даже есть формы особого почтительного обращения.

Да, есть. В этом Бобров, конечно, ошибается. Но кто сказал, что английский должен служить примером нам, русским людям? Вот именно, что никто! Английская культура по своей сути построена на дискриминации и ранговости. Хуже в этом плане только у японцев и некоторых других восточных народов. Но не с них нам брать пример!

В качестве хороших примеров отсутствия речевой дискриминации я могу привести такие языки, как испанский, шведский и норвежский. Несмотря на то, что во всех них присутствует «уважительное» «выканье», де-факто оно уже давно не используется в речи, и это замечательно. Это показывает, что общество развивается и отходит от традиций, необъяснимых с точки зрения здравого смысла.

Нет такого правила, чтобы к учителю на «ты» обращаться!

Во-первых, правила, что к учителю надо обращаться на «Вы», тоже нет. Если есть — покажи мне его.

Ян Стен, «Строгий учитель», 1668 г.
Ян Стен, «Строгий учитель», 1668 г.
Фото: artchive.ru

Во-вторых, правила формируются людьми, и далеко-далеко не всегда по справедливости.

На самом деле ученики сами не хотят обращаться к учителям на «ты», равно как и чтобы их называли на «Вы».

Ученики чаще всего «хотят» того, чего их приучили «хотеть». Просто нужно прививать правильные ценности демократического, но делового общения, и тогда всё будет в порядке.

Такие, как Бобров — исключение. Исключение положительное, когда школьник не следует заученному, а размышляет собственной головой.

С возрастом человек становится умнее, мудрее, поэтому начинает заслуживать обращение на «Вы».

Да, человек становится умнее и мудрее (хотя далеко не всегда), но вторая голова, как у Змея Горыныча, у него от этого не вырастает. И не вырастет никогда, даже если он доктором наук станет. А обращение на «Вы», как понятно каждому дураку, это множественное число! Если тебя приучили думать, что «выканье=вежливость и уважение», то это только твои проблемы. Этикет — не божья скрижаль. Думай.

В. М. Васнецов, «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1918 г.
В. М. Васнецов, «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1918 г.
Фото: artchive.ru

Несмотря на настоящую пещерную дремучесть, с которой столкнулся Александр, рассказав о своей победе над Елизаветой, находятся и адекватные люди, понимающие, что лучше вежливо, но на «ты», чем по-хамски (с издёвкой, например), но на «Вы». Это зрелые личности, и я желаю стать такими всем. Всем тем, кто ещё не осознал элементарных вещей.

Портрет Генри Форда, цитата Генри Форда
Портрет Генри Форда, цитата Генри Форда
Фото: u-kpt.ru

А обращение на «ты» необходимо всячески популяризировать «сверху». Как я вижу, большинство людей не хочет воспринимать аргументы, продиктованные чистым разумом. Но всё равно настанет момент, когда всеобщее «тыканье» станет непреложной нормой. В своё время Пётр Первый палкой и хлыстом внедрил нам «выканье», пришедшее из королевско-имперской Европы, но мы избавимся от этой ереси! Избавимся навсегда.

Статья опубликована в выпуске 23.08.2020

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А почему никому не интересно мнение учительницы? Может, ей проще, когда ученики обращаются к ней на "ты". Обалдевший от этой нестандартной дамы школьник может чувствовать себя хоть победителем, хоть королем, наши личные самоощущения вообще-то далеки от мнения окружающих о нас самих и о них самих.
    Относительно возраста учительницы вообще рассуждать не хочется. Такое ощущение, что в зависимости от года рождения что-то может в этой истории измениться. Пенсионерка, которой нравится, когда к ней обращаются на "ты" это ненормально? Почему? Я с радостью буду обращаться к ней на "ты" и уважать ее за ее личные качества и поступки, если таковые имеются.

    • Карл-Август Аванти, значит, вы готовы считаться с пожеланиями собеседника относительно обращения к нему. Автор же настаивает, что учитывать чужие пожелания совершенно ненужно. Нравится - не нравится — пусть терпят. Хамством выглядит не само по себе обращение на ты, а бесцеремонное нарушение чужих личных границ, приемлемой для человека социальной дистанции. Это всё равно что притискиваться к посторонним в автобусе, когда места вообще-то хватает не притискиваться.

      • Наталья Осокина, я буду обращаться к собеседнику так, как ему удобнее потому, что уважаю его мнение. Желание слышать в свой адрес обращение "ты", или "Вы" зависит не только от традиций в глобальном смысле слова, но и от привычки собеседника, его собственного восприятия этих обращений к себе. Да, я буду считаться именно с пожеланиями собеседника, если они не вписываются в стереотипы, это не ввергнет меня в шок.
        Ясельный крестовый поход против традиций, водрузив на знамя густой замес из лингвистических форм и политики отдельных государей прошлого, пора прекращать. Прекращать вместе с клеймлением тех, чьи привычки не совпадают с общепринятыми, но ничуть не вредят обществу и учебному процессу. Подобная реакция на желание одной учительницы изменить стиль общения с ней признак того, что уважения к ее личности нет.
        Школьнику, в силу его возраста, простительно то, что он "учительницу победил, солнце проглотил, крокодил закоротил". Вырастет, надеюсь, будет хвастаться реальными достижениями, а не паниковать от того факта, что взрослый человек позволил ему обращаться к нему на "ты".
        Воспитывать надо не стремление строго следовать стандартам (обращение на "ты" ко всем подряд - тот же закостенелый стереотип) , а уважение к пожеланиям собеседника.

      • Наталья Осокина, обращаться к человеку так, как хочешь ТЫ, а не он — часть свободы слова.
        По моей идеологии, свобода слова заключается в том числе и в свободе обращения К другим людям, не учитывая их желания.

        • Дмитрий Арсеньев, в этом случае можно не дождаться ответа от того, к кому обращаешься, или услышать от него обращение, от которого коробит. Что тогда - призвать на помощь терпение? Или вообще прекратить общение? Не лучше ли реализовывать свою свободу, формируя правильное обращение к самому себе, и обращаясь к собеседнику так, как он того желает.
          Свобода не должна мешать диалогу, которого не состоится, если собеседники не уважают право друг друга слышать в свой адрес обращение, которое им самим приятно.

        • Дмитрий Арсеньев, безусловно, автор имеют право обращаться к другим так, как им хочется. Только странно потом сетовать, что в ответ эти другие тоже поступают как им хочется, совершенно почему-то не учитывая желания товарища автора. С работы, например, выживают — строго в соответствии со своей идеологией.
          Это называется "обратная связь", автор.
          А то товарищ автор наивно полагают, что идеология и свобода могут быть только у них и их единомышленников. Не так это устроено, товарищи. Привыкайте.

  • А вот интересно — людям, от которых автор как-либо зависит, он тоже тыкает? Врачу, который будет его оперировать или хотя бы лечить зуб. Своему научному руководителю. Ректору своего вуза. Чиновнику, который может быстро решить важный для него вопрос, а может не быстро или не решить, причём на законных основаниях. И всем тем людям, которые ему ничего не обязаны, но при желании могли бы крупно помочь — или не помочь. Всем им автор тоже снисходительно бросает "привыкнешь"?

    И осталось непонятно: если школьник такой идейный и принципиальный, почему он только одному учителю решил тыкать, а с остальными остался на вы? Где здесь логика, принципы и последовательность?

    • Наталья Осокина, И осталось непонятно: если школьник такой идейный и принципиальный, почему он только одному учителю решил тыкать, а с остальными остался на вы? Где здесь логика, принципы и последовательность?

      *) Ей нет 30-ти, а остальным есть.

    • Наталья Осокина, здравствуй!
      Исповедание идеологии "Анти-Вы" привело меня к тому, что из ВУЗа с должности преподавателя меня выгнали по статье "поступки, не соответствующие образу преподавателя". А именно, по жалобам студентов, которых я заставлял "тыкать" не только себе, а и прочим учителям. Особенно молодым.
      Среди студенческого сообщества под руководством моей вражины, преподавателя истории русской литературы Ольки, была создана инициативная группа по моему выдворению с главным лозунгом: "Ты какого ... занижаешь оценки ребятам за несогласие с твоей шизой?!" И "Бред свой нам совать не надо!"
      Теперь я вынужден работать программистом на удалёнке, где я как можно реже общаюсь с людьми. Спасибо Богу, что в армию не попал, а то уж не знаю, что бы было...
      ***
      По сути коммента:
      — пока писал диссертацию и общался с научным руководителем, таких идей в моей голове ещё не было;
      — к зубному врачу и прочим обращаюсь обезличенно: например, вместо "не могли бы Вы проверить пломбу?" — "можно посмотреть пломбу?"; вместо "дайте билет до Москвы" — "я бы хотел один билет до Москвы". В общении в реале перестраиваю фразы, чтобы не было ни ты, ни Вы.

      • Людмила Колесник Людмила Колесник Читатель 23 августа 2020 в 12:47 отредактирован 23 августа 2020 в 12:47

        Дмитрий Арсеньев, "Среди студенческого сообщества под руководством моей вражины, преподавателя истории русской литературы Ольки, была создана инициативная группа по моему выдворению с главным лозунгом: "Ты какого ... занижаешь оценки ребятам за несогласие с твоей шизой?!" И "Бред свой нам совать не надо!" Теперь я вынужден работать программистом на удалёнке, где я как можно реже общаюсь с людьми. Спасибо Богу, что в армию не попал, а то уж не знаю, что бы было..."

        Какое счастье, что еще есть адекватные люди, которые избавляют молодое поколение, от таких вот "учителей" .Позорище! Омерзительное ощущение от вашей статьи.

        • Людмила Колесник, ну смотри. Она - обычная магистрантка 26 лет. Младше меня, с более слабым образованием и более низким статусом. И при этом она сочла, что ей место в ВУЗе есть, а мне - нет.
          С её стороны это явная несправедливость и гордыня.

      • Ясно, то есть товарищ Дмитрий Арсеньев пытаются и на ёлку влезть, и … не ободрать). А свою непримиримую гражданскую позицию, смелость и прогрессивность они втихаря решили припрятать до лучших времён. Что ж, тоже вариант).