Надеюсь, все помнят сказку про Жихарку? Не обязательно всю, нам понадобится всего один эпизод: тот, где Баба Яга засовывает Жихарку на лопате в печь. Чему Жихарка активно препятствует, так что в итоге в печи оказывается сама Баба Яга.
Зачем ей понадобилось отправить Жихарку в печь, всем понятно: чтобы запечь и после употребить на ужин. Так следует из сюжета нынешнего, развлекательного варианта сказки. Развлекательного, но сохранившего, как минимум, один отголосок древней, дохристианской реальности.
Детей в русской печи, действительно, пекли! Есть, конечно, не ели — все же не Африка какая и не Новая Зеландия. Да и есть живых детей — перебор.
Ну, конечно, это только в сказке детей запекали насмерть. В жизни было менее брутально, зато непонятнее. Зачем детей помещали в печь?
Самое простое объяснение: это была термопроцедура, проще говоря, их так прогревали. Впрочем, для этого достаточно было положить ребенка на печь. И клали. А внутрь…
Печь была центром дома. И физическим — по сути, вокруг нее строилась изба, само название которой — «истьба», «истопка» — как бы намекает, что изба — это именно отапливаемая часть дома. То есть жилище прямо ассоциируется с наличием в нем печи. Отсюда и выводится вся ее сакральность.
Возьмем «красный угол». Условно говоря, он связан с божественным, с небесным миром. Прошу людей верующих не обижаться, давайте условно примем то, что все религии придуманы людьми. Это продукт наших размышлений, наши проекции человеческого мира на выстраиваемый нашим разумом небесный мир.
С печью иначе. Она — прямая наследница первых костров палеолита, она связана с иным, скорее хтоническим типом сакральности, нежели «красный угол». «Красный угол» связывает нас с миром горним. Печь ближе к природе, к предкам, к родовой памяти о самых древних временах, к архаичной магии.
Мы уже знаем, что печь неспроста располагается у входа: это дополнительная защита жилища. Как и порог, печь связана с предками. Под порогом хоронили уважаемого члена рода, чтобы он защищал вход от проникновения злых сил. Есть вероятность, что хоронили и под печью.
Больше того, есть у традиционной печи т.н. «печурки»: ячейки-углубления не вполне понятного назначения, словно предназначенные для того, чтобы в них поместить посуду. И помещают. Но это сейчас.
Есть версия, что в древности туда помещали горшки с прахом умерших. Кого именно? Неизвестно. Зато известно, что под печью хоронили младенцев (вспомним, что детская смертность была высочайшей!). Возможно, их тела и сжигали тут же, в печи.
Почему? К сожалению, предки не оставили нам пояснений. Русское язычество лишь ненадолго стало официальной государственной религией. Кодифицировать его не успели — и вскоре оно сменилось государственным же христианством.
Зато оставили массу фольклора. Давайте для примера возьмем первую попавшуюся загадку: «Стоит баба в углу, а рот в боку».
Вот неспроста печь тут сравнивают с женщиной. Начнем с того, что поддержание огня и приготовление пищи — занятия традиционно женские. И неудивительно, что пространство у очага, а затем у печи, воспринималось как женская территория.
Когда же очаг стал печью, ей приписали человекоподобие, или антропоморфность. А именно — подобие женщине, женскому телу.
С мифологической точки, для архаического сознания зрения, внутренность печи воспринимается как женское лоно.
- И вот теперь понятно, почему ребенка помещали в (а не на) печь: обратно в согревающее и защищающее лоно — донашиваться.
Но это поверхностная трактовка. Ниже лежат архаичные представления об умирающей и возрождающейся жизни. Помните, в печи сжигали умерших младенцев (а возможно, и взрослых)?
- Вот это же происходит в обряде перепекания младенцев: имитация сожжения «плохого» слабого болезненного тела, чтобы ребенок мог возродиться обновленным и крепким.
И конечно, печь, а изначально очаг, как вместилище огня — носитель культуры, знак присутствия человека. Огонь защищает, согревает, делает пищу пригодной для употребления. Огонь, как много позже железо — важнейший элемент культуры, символ выделенности человека из природы и его власти над стихией.
Именно поэтому печь и стоит при входе, защищая дом: значение очага, вместилища огня и символа овладения огнем трудно переоценить. Архаичное сознание помнит, что во многом благодаря овладению огнем человек и стал собственно человеком.
И еще пару слов о перепекании младенцев — как ритуальном сожжении и возрождении.
Не спешите ужасаться жестокости наших предков. Во-первых, о настоящей суеверной жестокости мы еще и не говорили. А во-вторых, знакомый всем нам обряд церковного крещения — не что иное, как та самая имитация смерти и последующего возрождения. Связанная, правда, не с огнем, а с водой, но сути и общности этих древних обрядов это не меняет.
Наталия Нечухаева, да ну где же хоррор-то? Всего лишь народные обычаи, самые, кстати, безобидные. Никаких тебе утоплений и иных человеческих жертвоприношений. Самый обычный фольклор. Безобиднейший.
Это я еще народные сказки не разбирал
0 Ответить
Ой, какой хоррор Вы рассказали, просто мурашки по коже. О достоверности фактов судить по статье сложно, поэтому от оценки воздержусь.
0 Ответить
С самого начала в статье воды как в море. Ничего конкретного, только общие рассуждения. И вот когда дочитал до фразы, что "русское язычество лишь ненадолго стало официальной государственной религией" - вот тут мне стало абсолютно ясно, что автор абсолютно не в теме, а лишь понадёргал информации из Интернета. Жаль, очень жаль, потому что тема интересная.
0 Ответить
Мартин Абалкин, а что не так с официальностью?
Владимир Креститель проводит в 980 году т.н. языческую реформу культа. И вот тут мы получаем именно государственную, официальную языческую религию, реформируя под свои нужды народные культы. И уже примерно в 988 плюс-минус пара лет, Владимир офиально принимает христианство.
Вот и получается, что вся официальность - около 10 лет.
Я, кажется, уже об этом что-то писал, можно поискать статью.
0 Ответить