79 год. Вулкан Везувий хоронит под пеплом три города, селения, виллы. Спустя полторы тысячи лет — в 1592 году — откопана первая находка: часть городской стены (случайно, при прокладке канала). Еще через сто лет — в 1689 году — откопаны какие-то руины со словом «Помпеи». Еще через 60 лет начались систематические раскопки, они продолжались около 300 лет — до 1961 года. На развалинах сегодня проводятся реставрационные работы (раскопки отложены на неопределенное время).
Археологи недавно обнаружили термополий (своего рода древнее заведение быстрого питания) в пятом округе, части Помпеи, где проживало большинство населения. Эта часть Помпеи еще не полностью доступна для публики, но термополий можно посетить.
Раскаленный пепел Везувия обуглил еду и посуду, осталась застывшая во времени картина повседневной жизни. Человеческие кости, обнаруженные в термополии, позволяют предположить, что владелец столовой погиб на рабочем месте.
Среди осколков глиняной посуды были найдены утиные, свиные, козьи и рыбьи кости, раковины улиток: очевидно, в меню могло быть какое-то рагу из мяса и морепродуктов. Обычные блюда, которые готовили и подавали в термополии: соленая рыба, сыр, чечевица, пряное вино (одна банка, когда археологи ее обнаружили, еще хранила сильный запах вина).
Эксперты полагают, что готовую еду выставляли в больших кувшинах-долинах, установленных в отверстиях каменного прилавка (подобно тому, как это сделано в современных торгующих на вынос заведениях).
Термополий был неотъемлемой частью Помпеи: недавно обнаруженное место — лишь одна из 80 таких столовых в городе. Видимо, в бедных помпейских домах кухни не было.
Визитеры не смогут оценить помпейские деликатесы (это были запеченные в меду грызуны): вряд ли кто-то из наших современников знает рецепт их приготовления. Но не исключено, что посетителей смогут удивить цветные фрески. На них, надо полагать, изображено то, из чего готовили блюда в термополии: петух, битая птица, собака.
Помпеи тянули к себе любителей древности, таинственности. Самые добычливые старались унести с собой что-нибудь на память, просто любопытные старались осмотреть как можно больше, докучливые пытались хоть как-то представить себе жизнь мертвого города до того, как он умер. И были такие, которые пытались воссоздать прошлую жизнь: они использовали для этого сохранившиеся документы, свидетельства и свои таланты — таланты художников.
Возможно, самым удачливым реставратором последнего вида был англичанин сэр Лоуренс Альма-Тадема. Его картина «The vintage Festival» изображает праздничное шествие — праздник винограда. Художник как бы оживил одного из видных жителей Помпей: нанес на пол надпись «HOLCONIUS M (arcus)». Во время раскопок обнаружили дом этого человека и его статую, а на одной из скамеек амфитеатра оказалось выбито его имя. Если верить сохранившимся документам и свидетельствам, этот человек был одним из «отцов города».
Вот таким необычным способом художник почтил память человека, который жил около 1700 лет тому назад. Кто знает, если бы Альма-Тадема видел откопанную столовую, то может, мы бы сегодня с его помощью смогли поприсутствовать на трапезе жителей Помпеи…
Картина Лоуренса Альма-Тадема мне знакома, а вот истории, связывающей ее с одним из знатных граждан Помпеев, я не знал. Вот теперь заметил, что убранство зала, в котором происходит церемония, оформлено в тонах, повторяющих обгорелые стены роскошных вилл - красный и черный. Художник точно знал, что это не оригинальное цветовое решение, так как не стены изобразил расписанными разными красками, а дополнил интерьер картинами.
0 Ответить
Карл-Август Аванти, вот ссылка на статью об этой картине: https://noseenprob.blogspot.com/2018/12/228-vintage-festival.html
0 Ответить
Борис Рохленко, спасибо большое.
1 Ответить
Карл-Август Аванти,
0 Ответить