Как известно, с середины 1930-х годов советское изобразительное искусство радикально сменило стиль. Многочисленные объединения художников были сведены в официальные творческие союзы.
И многим художникам пришлось на ходу менять свой стиль, чтобы соответствовать требованиям времени. И носить гордое звание соцреалистов. При том, что соцреализм Пименова весьма своеобразен.
Например, у него мы не очень-то увидим картины в «суровом стиле». Не увидим острополитической тематики. Зато увидим импрессионизм и экспрессионизм, да и авангард — правда, скорее в ранних работах.
И еще не увидим портретов вождей. Вроде бы Юрий Иванович «отмазывался» от подобных заказов, апеллируя к неумению хорошо писать мужские портреты. Что не помешало ему получить две Сталинских премии.
Кстати, к подобной аргументации прибегал, например, авангардист Илья Машков, не любивший писать на социалистическую тематику и при этом остававшийся успешным и востребованным художником и преподавателем.
Может быть, Пименов и в самом деле неважно изображал мужчин. Зато женщин рисовал много и с удовольствием. Или изображать мужчин он просто не любил? Нет, и это особенно видно в ранних работах. Да и можно ли не уметь писать портреты, проучившись 5 лет на художественном и полиграфическом факультетах ВХУТЕМАСа?
Еще во время учебы он стал одним из соучредителей Общества Художников-Станковистов (ОСТ). Тогда, в начале 1920-х, советские художники ищут пути, которыми пойдет новое советское искусство. В отличие от ряда авангардистов, выступавших против «чистого» искусства, ОСТовцы развивают и станковую, и монументальную живопись, не пренебрегая и авангардистскими методами.
И ранние работы Пименова очень отличаются от более поздних. Как, например, этот очень экспрессионистический триптих, перекликающийся с немецкой живописью того времени.
Но при всей выразительности ранних работ, при всем безусловном влиянии на них немецкого экспрессионизма эмоциональное наполнение у Пименова другое: радость строительства новой жизни, энтузиазм, характерный для первого десятилетия советской власти. Юрий Иванович не писал портретов вождей, но он всегда говорит об актуальном. О том, чем живет страна. И это принимается.
В конце двадцатых-начале тридцатых Пименов трижды входит в команду художников, представляющих СССР на Венецинском биеннале. А затем стиль его работ резко меняется. В жизни художника наступает творческий кризис, он уничтожает ряд своих ранних работ.
И громадная благодарность организаторам нынешней выставки картин, по публикациям того времени восстановившим некоторые из утраченных вещей, воспроизведя их на металлических пластинах.
Кстати, обратим внимание на резкий контраст «индустриальной» авангардной живописи 20-х с работами следующего десятилетия. Стиль художника действительно радикально изменился.
В посвящённых Пименову публикациях можно прочесть, что:
- художник боялся преследований и потому радикально изменил стиль;
- и что этот поворот фактически стоил художнику самобытности.
Конечно, смена приоритетов в искусстве не могла не сказаться. И Пименова действительно упрекали в формализме, в «неправильности», несоответствии его живописи. Что ему реально грозило? Максимум — крушение карьеры. И действительно, очень успешный художник, Пименов на время остаётся без заказов.
Но было и кое-что посерьёзнее. Во-первых, люди меняются с возрастом, а Пименову исполняется тридцать. И во-вторых, в это время он болеет и всерьёз опасается умереть.
Но все хорошо, что хорошо кончается. Из этого кризиса художник выходит, и его работы отражают уже новую советскую реальность. Кстати, с этого времени на его полотнах будет множество зарисовок из московской жизни. Он становится своего рода летописцем жизни новой, социалистической столицы.
В 1936 году, для выставки «Индустрия социализма», Пименов пишет знаменитую «Новую Москву», ставшую его визитной карточкой: мы видим недавно реконструированный Охотный Ряд из-за спины женщины, ведущей кабриолет. Разумеется, эта вещь представлена на выставке. Чуть дальше увидим вторую из работ этой серии: «Фронтовые дороги». Та же героиня ведёт машину уже по зимней прифронтовой Москве.
Вообще, этим работам (а в этой серии есть еще и третья!) нужно посвящать отдельный рассказ. Отмечу только одно: здесь сошлись две любимых темы Пименова, которые он рисует всю жизнь — женщины и дороги.
Как-то на вопрос типа: «Вот вы рисуете девушек в запачканных спецовках… А что вы рисуете для души?» — художник ответил, что ему случается работать на заказ, за деньги. Например, оформлять спектакли. А вот для себя он рисует как раз тех самых девушек за работой и дороги…
Кстати, о спектаклях. Последний раздел в нынешней выставке посвящен кино- и театральным работам Пименова. От портретов актрис и актёров до декораций и эскизов костюмов. В театр он (и не единственный из художников-новаторов!) пришёл в начале 30-х, из-за критики и болезни временно лишившись заказов.
И позволю себе чисто личное мнение: кажется, именно женский, да и вообще портрет, не был сильной стороной Пименова. Зато за работу в качестве театрального художника он дважды получал Сталинские премии.
Между прочим, в 1961 г. Пименова приглашают в Англию участвовать в постановке «Снегурочки» Чайковского, что говорит о международном признании его как сценографа.
Выставка охватывает все периоды творчества мастера. И вот его девушки 30-х на триптихе «Работницы Уралмаша»: за работой, за чаепитием, в ложе театра. Та же индустриальная тема, что в 20-е, но стиль совершенно другой.
А вот еще одна «Новая Москва», она же «Физкультурный парад» — шестиметровое панно, служившее фоном для макета Дворца Советов на Нью-Йоркской градостроительной выставке 1939 года.
На нынешней выставке самого огромного панно нет, его изображение спроецировано на экран. Оригинал же находится в Русском музее, и, видимо, из-за размеров транспортировать его сложно.
Эту работу бригада художников под руководством Юрия Ивановича переписывала несколько раз: сам парад, люди комиссию вполне устроили. А вот изображенную архитектуру будущей Москвы пришлось переписывать дважды. Нынешний вариант предложили сами ведущие архитекторы страны, входившие в правительственную комиссию, принимавшую панно.
Вот классический сюжет — «Девушка с книгой». По-моему, совершенно современная. А ведь этой работе почти сто лет!
Здесь же представлены зарисовки из западной жизни: Пименов (и не только он) не раз выезжает за рубеж. В капиталистические (а других в это время нет) страны.
Следующий этап творчества связан с войной. На картинах Пименова все та же Москва и Ленинград, те же дороги — но уже военные. И… здесь нет сцен боев, есть жизнь людей во время войны.
А затем начинается строительство мирной жизни. К 60-м годам относится замечательная и знаменитая серия работ «Новые кварталы». Вот здесь мы и видим тех самых девушек в испачканных спецовках, недостроенные еще дороги и дома. И счастливых людей, строящих светлое и уже близкое будущее.
Тогда же Пименов пишет на заказ копию «Новой Москвы» — картину «Москва 1960 года», похорошевшую и построившуюся, с видом на Крымский мост.
А чуть позже, в конце 60−70-х, Юрий Иванович пишет серии «Рассказы о простой Европе» и «Вещи каждого дня» — серию натюрмортов, до того не очень свойственных его творчеству.
Но и это он делает необычно. Вот только один пример, картина «Ожидание»…
И как обычно — признание. В 1967 году он получает Ленинскую премию.
И конечно, нельзя не упомянуть Пименова — мастера киноплаката и художника-постановщика. Кстати, с 1945 по 1972 год преподававшего во ВГИКе. Работал он, например, над любимым многими фильмом «Кубанские казаки».
Но все это стоит увидеть своими глазами. Честно говоря, репродукции и близко не передают впечатлений, испытываемых при виде «живых» картин. Нынешняя выставка в «Новой Третьяковке» будет работать до начала января, так что вы успеете…
...А ещё были художники без всяких измов и не слабеее Пименова. Пластов, Нисский, Климашин Фаворский,Дейнека и др. Для многих Пименов художник одного полотна "Новая Москва". Оценка: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, кстати, ""художников без -измов не бывает. искусствоведение - это ж наука, а какая наука без классификаций?
А мне, кстати, у Пименова особенно нравятся "Новые кварталы"...
0 Ответить
Сергей Дмитриев, конечно были. Просто сейчас проходит выставка именно Пименова.
Подождите, надеюсь, и о других поговорим.
0 Ответить