6. Стэнли Кубрик «Заводной апельсин» и Винсент Ван Гог «Прогулка заключенных»
Режиссеру Стэнли Кубрику принадлежит еще одна завораживающая киноцитата. Фильм «Заводной апельсин», снятый в 1971 году, основан на одноименном романе Энтони Берджесса и рассказывает о молодом преступнике, получающем удовольствие от актов сверхжестокого насилия.
После очередного нападения на человека главный герой Алекс попадает в тюрьму, где сам подвергается бесчеловечному эксперименту, направленному на лечение его агрессивных импульсов. В одной сцене заключенных выводят на прогулку и постоянно водят по кругу.
Атмосфера клаустрофобии, создаваемая узкими высокими стенами, явно навеяна картиной Винсента Ван Гога «Прогулка заключенных» (1890). Интересен факт, что Ван Гог, в свою очередь, «позаимствовал» сюжет у Гюстава Доре, точнее его гравюры «Острог» (1872). На гравюре и на картине изображен шестиугольный двор Нью-Гейтской тюрьмы, в котором происходит так называемый «парад арестованных». Суть этого «парада» заключалась в том, что преступников много раз проводили перед сыщиками, чтобы те могли хорошо запомнить их лица.
В своей картине «Прогулка заключенных» Ван Гог не случайно решил представить себя в роли одного из узников, ведь ему пришлось жить в поселении для душевнобольных и быть изолированным от общества.
7. Жан-Люк Годар «Страсть» и Доминик Энгр «Маленькая купальщица»
Жан-Люк Годар в своем фильме «Страсть» (1982) делает отсылку к картине Доминика Энгра «Маленькая купальщица», написанной для интерьера гарема (1828). Годар известен своим уникальным изображением обнаженного женского тела (фильмы «Презрение», «Жить своей жизнью», «Спасайcя, кто может», «Имя Кармен») и любовью к отсылкам и цитатам.
В кадре из «Страсти» на переднем плане зритель видит сидящую спиной к нему обнажённую женщину в тюрбане, держащую красную простыню. Атмосфера и экспозиция кинокадра соответствуют картине, на которую он ссылается. В хаммаме перед нами отдыхают несколько обнаженных женщин, их позы очень похожи на изображенных на картине Энгра купальщиц. Причем для усиления сходства с оригиналом, кроме главной «героини», Годар вписал на заднем плане купающуюся в бассейне девушку и молодую женщину в синем тюрбане.
8. София Коппола «Мария-Антуанетта» и Жак-Луи Давид «Наполеон на перевале Сен-Бернар»
Фильм Софии Копполы «Мария-Антуанетта» (2006) получил столько отрицательных отзывов за искажение исторических фактов в пользу роскошных костюмов героев, что за одно это его стоит посмотреть и оценить самому.
В сцене сна Марии-Антуанетты королева воображает графа де Ферсена на поле битвы — это прямая отсылка к работе Жака-Луи Давида «Наполеон на перевале Сен-Бернар» (1800). Кстати, эту помпезную картину часто путают с более реалистичным полотном Поля Делароша «Переход Наполеона через Альпы» (1848).
Кадр со вздыбленным конем с героем-всадником, возлюбленным королевы, красный плащ на герое и его пристальный взгляд в объектив — явная аналогия с полотном французского художника.
9. Ларс фон Триер «Меланхолия» и Джон Эверетт Милле «Офелия»
Фильм Ларса фон Триера «Меланхолия» (2011) был показан во время основной конкурсной программы Каннского кинофестиваля и сразу привлек внимание критиков и зрителей.
Несмотря на трагичную атмосферу, а иногда и томительную для зрителя медлительность, «Меланхолия» — прекрасный фильм со сказочным сюжетом. Он изобилует визуальными метафорами, самая известная из которых изображена на постере фильма. На нем мы видим погруженную в глубокую печаль главную героиню Джастин в подвенечном платье в окружении лилий. Этот кадр определяет фильм и характерен для эпохи романтизма, периода, когда художники любили использовать тему депрессии и уныния.
Идея фильма пришла к Триеру во время сеанса у психотерапевта, когда сам режиссёр находился в глубокой депрессии. Сценой с Джастин режиссер отсылает нас к работе художника-прерафаэлита Джона Эверетта Милле, изобразившего несчастную шекспировскую Офелию (1851−1852). На картине Милле окруженная лилиями Офелия погружена в воду и мирно проплывает меж кустов и водорослей. Само это мертвое спокойствие порождает мрачную и гнетущую атмосферу.
Интересен тот факт, что изображая на полотне свою «Офелию» в течение года, художник заставлял натурщицу Элизабет Сиддал по несколько часов позировать ему в наполненной водой ванне. Холодную воду (дело происходило зимой) художник подогревал при помощи ламп, но Элизабет после сеансов тяжело заболела. Милле пришлось по требованию её отца оплатить дорогостоящее лечение.
10. Пол Андерсон «Врождённый порок» и Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
Кто только не брал в основу шедевр Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»! В частности, американский сценарист и режиссёр Пол Андерсон, который снял комедийно-детективный фильм «Врождённый порок» (2014) по одноименному роману Томаса Пинчона. Фильм, как и многие другие фильмы молодого режиссера, явно относится к категории психоделический нуар. Но даже те, кто равнодушны к этому направлению, не могут не отметить интересные кадры и отсылки к знаменитым произведениям искусства в этом фильме.
Так, на вечеринке рок-стоунеров, едящих пиццу, можно узнать музыкантов калифорнийской группы The Growlers, а композиция кадра является полной аналогией репродукции Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Конечно, поклонники да Винчи и классического стиля готовы растерзать кинорежиссера, покушающегося на святыню, но Пол Андерсон далеко не единственный в своих отсылках к работам великого мастера.
Монументальная роспись работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последней трапезы Христа со своими учениками, многократно цитируется в кино. Вот только некоторые киноотсылки на известную картину: «Виридиана» (1961) Луиса Бунюэля, «Военно-полевой госпиталь М.Э.Ш.» (1969) Роберта Олтмена, экранизированный мюзикл «Иисус Христос — суперзвезда» (1973) канадского режиссёра Нормана Джуисона, популярнейший телесериал «Доктор Хаус» (2004−2012), и даже анимационный незаконченный сериал «Симпсоны» (первая серия вышла на экран в 1989 г.).
Согласитесь, поверить в случайные совпадения довольно трудно. Некоторые киноцитаты, приведенные здесь, взяты из подборок малоизвестного режиссера Вугара Эфенди Film Meets Art (в 2016 году Вугар выпустил три ролика о связи живописи и кинематографа). В частности, один из них посвящен совпадениям в работах Тарковского и Кубрика. Так что любителям разгадывать загадки, зашифрованные в кинокадрах, предоставляется широкое поле для личного исследования.
Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь,враг труда, нечаянно пригретый славой Над нами царствовал тогда Его мы очень смирным...