В живописи в середине XIX века царил классицизм, от художников требовали академичности. На полотнах изображался, как сказали бы сейчас, фотографически точный пейзаж, а в портретах изображались, как правило, библейские сюжеты, в которых были прекрасные женщины и мускулистые мужчины.
Молодые художники пытались бунтовать против существовавших тогда правил, но им просто не позволяли выставлять свои картины. А ведь если нет выставки, то и картину не продать. И на что тогда жить?
Две даты в истории импрессионизма, 15 мая 1863 года и 15 мая 1874 года, дали молодым и талантливым художникам, писавшим свои картины по-новому, не в классическом стиле, возможность выставляться в картинных галереях и на выставках и обрести славу.
Первая дата, 15 мая 1863 года. В этот день по разрешению Наполеона III Бонапарта в Париже, в «Салоне отверженных», открылась первая выставка работ будущих «отцов импрессионизма». Успеха выставка не имела, над авторами откровенно издевались критики и «приличная публика». Жуткий скандал вызвала картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве».
Это же надо — показать голую женщину в окружении одетых мужчин, не древнегреческий сюжет, там — можно, а обнаженность в быту — какое неприличие!
Однако «неудача» нового направления в искусстве не остановила молодых художников. Они продолжали творить, и постепенно публика начала понимать, что в этих полотнах, написанных по-новому, все же что-то есть.
Вторая дата, 15 мая 1874 года — в этот день закончилась выставка работ художников нового течения в живописи, состоявшаяся в квартире знаменитого французского изобретателя и фотографа Надара. Благодаря этой второй выставке появился сам термин «импрессионизм».
Среди прочих ругательных отзывов в прессе выделялся (и впоследствии прославился) фельетон «Выставка впечатленцев» (L'Exposition des impressionnistes), написанный критиком журнала «Шаривари» Луи Леруа. Термин «импрессионизм» он взял из названия картины Клода Моне, выставлявшейся на выставке.
Впрочем, этот фельетон был не столь уничижающим, как статья «Выставка мятежников», написанная Эмилем Кардоном, в которой однозначно осуждались все работы, представленные на выставке: и натюрморты Моне и Ренуара, и пейзажи Камиля Писсарро и Альфреда Сислея, и бытовые сцены Эдгара Дега. Короче, там осуждалось абсолютно все на выставке — оптом.
Большое влияние на молодых художников середины XIX века оказал Эжен Делакруа, его называют предшественником импрессионизма. Его картины приобрели трехмерность за счет грубого мазка — и цвет деталей его картин начал мерцать, в зависимости от небольшого сдвига головы или перемещения источника света.
Именно такое «мерцание» и являлось вначале отличием картин, написанных художниками-импрессионистами, от картин, написанных в стиле классицизма. К «классическим» картинам можно было подходить сколь угодно близко — и детали оставались четкими. А картины импрессионистов лучше смотреть с некоторого расстояния, при взгляде в упор они часто кажутся нагромождением цветовых пятен и мазков.
Попытки показать не точную копию пейзажа, натюрморта, человека, а выразить свои впечатления от них так, чтобы эмоции художника передались зрителю — вот что отличает картины импрессионистов.
Как единое течение, импрессионизм существовал недолго, примерно с 1874 года до середины 1880-х, затем появляются различные течения. Нынешнее искусство живописи намного более далеко от импрессионизма, чем импрессионизм — от классицизма.
Но все же день рождения импрессионизма — 15 мая, ибо в этот день фельетонист журнала карикатур «Шаривари» придумал это название. Ну думал он, что его насмешка проживет века.
Надо же - скоро 160 лет первой выставке импрессионистов!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Общее восприятие чего-то нового,непохожего: 1) Этого не может быть. 2) ...В этом что-то есть.3) Так только так и должно быть !. Так произошло и этим направлением.Мне нравятся нынешние адепты этого направления. Дугаржапов и др. Коровин тоже был близок к таким мастерам. Оценка: 5+ !
0 Ответить