Есть в Ветхом Завете две сцены сватовства, которые легко перепутать, видя их на иллюстрациях. Потому что они похожи так, что вне контекста легко спутать одну с другой.
Вот две иллюстрации к двум эпизодам Ветхого Завета. Действие там и здесь происходит у источника, там и тут — вода и домашние животные. В центре обеих сюжетов — мужчина и женщина.
Хотя разница, конечно, есть.
Самое главное: в одном случае мужчина и женщина обнимаются, в другом — беседуют, соблюдая дистанцию и все прочие приличия.
Может быть, это развитие ситуации? Вначале беседа, потом объятия. Но почему тогда мужчина на второй картинке явно моложе, чем на первой? Будь наоборот, еще можно было бы понять: пока переходил от слов к делу, состарился… Но нет, просто это два разных сюжета. Хотя то и другое — сцены сватовства.
Однажды праотец Авраам пожелал женить своего сына Исаака. Но не просто женить, а взять невестку из своего народа, от которого он давно ушел.
Нет, в принципе, можно было найти тому жену и поближе — семейство Авраама жило не в вакууме, а среди народа хананеян. Но Авраам, видимо, счел, что родня ему роднее. А когда его единственный сын Исаак вырос, отправил своего слугу Елиезера за невестой к своему, некогда покинутому, брату.
Браки между родственниками были делом обычным: Сарра, жена Авраама, и вовсе была его сестрой по отцу.
Елиезер впервые упоминается в Книге «Бытие» задолго до описываемых событий. Авраам сетует, что у него нет наследника и оставить все нажитое можно разве что Елиезеру. Затем мы встречаемся со слугой-управляющим, когда Авраам отправляет его сватать невесту для сына. И по имени его здесь уже не называют, а со времени первого упоминания Елиезера прошло изрядно лет: у Авраама с тех пор сын и родился, и вырос, и вот теперь Елиезер поехал сватать ему невесту.
В общем, не факт, что это один и тот же человек. Но принято считать… Впрочем, там и сроки жизни персонажей измеряются сотнями лет. Так что все возможно.
В общем, сват Елиезер…
…остановил верблюдов вне города, у колодезя воды, под вечер, в то время, когда выходят женщины черпать [воду],
и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом;
вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду;
и девица, которой я скажу: наклони кувшин твой, я напьюсь, и которая скажет [мне]: пей, я и верблюдам твоим дам пить, [пока не напьются,] - вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку.
Еще не перестал он говорить [в уме своем], и вот, вышла Ревекка… Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх.
И побежал раб навстречу ей и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего.
Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его.
И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются [все].
И тотчас вылила воду из кувшина своего в поило и побежала опять к колодезю почерпнуть [воды], и начерпала для всех верблюдов его…
Какие тут объятия? Тут посольство, деловая встреча, переговоры.
Так что, если видим колодец, разговаривающих мужчину средних или более лет и молодую женщину, да еще в кадре присутствуют верблюды… То это, вероятно, встреча Елиезера и Ревекки. И никаких, естественно, обнимашек!
Сватовство, кстати, прошло успешно. Так, что дальше сватается уже сын Исаака.
Будущая невеста, кстати — его двоюродная сестра Рахиль, дочь брата Ревекки, матери Иакова.
И вот эмоциональное наполнение совсем другое!
И если на картине обнимающиеся у колодца юноша и девушка в окружении стада овец и безо всяких верблюдов, то… Скорее всего, перед нами встреча Иакова (сын Исаака и Ревекки) и Рахили. И это пронзительная любовная история.
И встал Иаков и пошел в землю сынов востока [к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава].И увидел: вот, на поле колодезь, и там три стада мелкого скота, лежавшие около него, потому что из того колодезя поили стада. Над устьем колодезя был большой камень.
Когда собирались туда все стада, отваливали камень от устья колодезя и поили овец; потом опять клали камень на свое место, на устье колодезя.
Иаков сказал им [пастухам]: братья мои! откуда вы? Они сказали: мы из Харрана.
Он сказал им: знаете ли вы Лавана, сына Нахорова? Они сказали: знаем.
Он еще сказал им: здравствует ли он? Они сказали: здравствует; и вот, Рахиль, дочь его, идет с овцами.
И сказал [Иаков]: вот, дня еще много; не время собирать скот; напойте овец и пойдите, пасите.
Они сказали: не можем, пока не соберутся все стада, и не отвалят камня от устья колодезя; тогда будем мы поить овец.
Еще он говорил с ними, как пришла Рахиль [дочь Лавана] с мелким скотом отца своего, потому что она пасла [мелкий скот отца своего].
Когда Иаков увидел Рахиль, дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана, брата матери своей, то подошел Иаков, отвалил камень от устья колодезя и напоил овец Лавана, брата матери своей.
И поцеловал Иаков Рахиль и возвысил голос свой и заплакал.
Вот она, сила любви: не дождавшись, пока все соберутся, пришелец осмелился нарушить обычай и открыл колодец, чтобы напоить стадо своей нареченной! И ведь никто не возразил…
А после Иаков четырнадцать лет работал на будущего тестя, чтобы тот отдал Рахиль ему в жены. Причем вначале Лаван хитро подсунул Иакову Лию, старшую сестру Рахили…
Вот здесь нет ни других пастухов, ни объятий, ни ярких эмоций, все чинно и спокойно. Зато присутствуют сразу обе сестры. Хотя Лия в Ветхом Завете в этой сцене не упомянута.
А это Иаков предъявляет Лавану за обман.
А тот ему:
— Не могу же я младшую дочь выдать вперед старшей! Но ничего, поработаешь еще семь лет и получишь свою Рахиль…
Но это совсем другая история.
Володя... У вас спорткафедра хоть с пониманием к этому вопросу отнеслась: не умеешь на лыжах - не надо. Будешь бег сдавать. Без лыж. А у меня...