• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Грандмастер

Какое будущее ждет украинское гутное стекло?

В «Полном собрании сочинений законов Российской империи» за 1720 год написано: «Великий Государь указал «зеркальные стеклянные заводы завесть в Киеве в пристойном месте; и на тех заводах делать зеркальные стекла и хрустальную посуду…».

Указ — указом, но ведь конкретные бутылки, стаканы и вазы делались не по эскизам царя, их делали наши, украинские стеклодувы, воспитанные на наших, украинских традициях. И в их произведениях отразился наш, украинский мир.

Их бутылки даже трудно назвать бутылками — настолько причудливую форму придавали им мастера. Это и смешные человечки, для устойчивости снабженные «хвостом», и диковинные звери, чаще всего медведи, львы, грифоны.

Многие сосуды изображали домашний скот — баранов, быков, коз. Истоки этой, говоря научным языком, антропозооморфности, следует искать в мифологическом мышлении наших языческих предков.

Бутылки более простой формы украшали лепным обрамлением, расписывали маслом и эмалью в три-четыре краски, наносили яркие изображения тех же животных, птиц, рыб, цветов. Не пренебрегали украинские мастера гранением и гравировкой. Поскольку они выполнялись исключительно вручную, каждое изделие стеклоделов уникально.

Украинские мастера не ограничивались бутылками, они изготавливали массу других видов посуды — графинов, чарок, пивных кружек. Не были забыты вазы, сахарницы и даже чернильницы. Словом, делали все, что так необходимо в быту.

Помимо обычного, зеленоватого, выпускалось стекло, обесцвеченное марганцем. Если того брали с избытком, стекло приобретало красивый красно-фиолетовый оттенок. Выпускали и синее стекло, подкрашенное кобальтом.

Возник уникальный стиль украинского гутного стекла.

И если еще в XII—XIII вв.еках творения мастеров Киевской Руси по качеству превосходили лучшие заграничные образцы, то к XVIII веку украинские изделия вошли в моду настолько, что стали заметно конкурировать с зарубежными и вытеснять их с рынка. Для того чтобы избежать конкуренции, их даже пытались имитировать московские и петербуржские заводы.

А затем — революция, войны и, как следствие, спад стекольного производства. Не легче пришлось стеклоделам и в годы «перестройки». Не все стеклозаводы пережили инфляцию.

В середине девяностых годов после долгой и мучительной агонии был объявлен банкротом крупнейший Киевский завод художественного стекла. Трудно сказать, какая судьба ждет богатейшую коллекцию изделий его мастеров.

Ведь с музеями дело обстоит еще хуже, чем с заводами. Готовя эту статью, я зашел в Государственный музей украинского народного декоративного искусства, что на территории Киево-Печерской Лавры. Впечатление потрясающее. Точнее, потрясающе удручающее.

Не могу сказать, что смотреть не на что. Экспонаты есть, и даже весьма интересные. Но вот что смущает. Бывал я в музее и в прошлые годы. И заметил, что сейчас количество экспонатов почему-то сократилось. Исчезли и экскурсанты. За два часа моего пребывания в зале, где собраны драгоценные образцы изделий из стекла, не было ни одного (!) посетителя.

А ведь такой музей можно сделать прибыльным предприятием. И не за счет спекулятивной распродажи экспонатов, а используя богатейшие знания, накопленные научными сотрудниками музея, воссоздавая утерянные технологии и уникальные образцы. Но не ученым же этим заниматься. Их дело — изучать.

Неужели у нас в стране не найдется предпринимателя, который смог бы выгодно вложить деньги в ценнейшее историческое достояние — украинское гутное стекло?

Статья опубликована в выпуске 27.02.2008
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: