И вот я иду по его стопам. История в университете — это волшебная сказка! Оторваться невозможно. Может, с филологии на истфак уйти?
Основа — та, что в школе была: формации, движения, события, даты, личности… Но ощущаешь историю уже как науку о человечестве и человеке. Или преподаватели такие попались, что на лекции ни спать, ни КПК-шкой развлечься не тянет?..
Вступление я затянула. Моя цель была — рассказать об открытии, которое я для себя сделала, этот самый курс истории изучая.
От истории как науки преподаватель мое внимание обратил на историков, а среди них — на Фернана Броделя. И два месяца подряд читала я два толстенных тома — то, что удалось найти. «Время мира» и «Игры обмена». Впечатление исключительное!
Вот в «Играх обмена» (М., «Прогресс», 1988) среди многого другого нашла я сведения, которые очень потешили национальную гордость моей подруги, армянки Лианы.
О том, как путешествовали по миру русские купцы, мы знаем — примером тут Афанасий Никитин. Англичане — одна их Ост-Индская компания чего стоит. Итальянцы вообще, венецианцы, генуэзцы… Португальцы, евреи — само собой… О, голландцы, да, — вообще нация купеческая! Но чтоб армянские купцы покоряли мир — вы слышали?
Оказывается, они — в первых рядах! В середине XVI века они, как «бедные армянские христиане», появляются на Мальте. Бедные, но прибыли туда «ради неких своих торговых нужд».
В самом начале XVII в. армянские купцы присутствуют в одной из столиц европейской торговли — золотой Венеции. В 1623 г. консулы Марселя обращаются к королю: «Нет в мире нации более алчной, нежели сия; люди, имея возможность продать эти шелка в великом городе Алеппо, в Смирне и иных местах и там получить честную прибыль, тем не менее, дабы заработать несколько более оной, приезжают на край света… и ведут столь свинский образ жизни, что большую часть времени едят лишь траву (т.е. овощи)».
В середине века на английском корабле, захваченном около Мальты французами, обнаруживается «примерно 400 кип шелка, коего большая часть принадлежала 64 армянам, каковые были на корабле» (корабль шел из Смирны в Ливорно и Тулон).
Эти две цитаты дают представление и об объемах торговых операций, и о видах товаров, и о самоотверженности, с какой армянские купцы отдавались своему ремеслу.
Через всю Московскую Русь, создавая компании, с тем же иранским шелком-сырцом добрались эти купцы до Архангельска (1676 г.). Через русские земли путешествовали в Польшу, Швецию, Германию, торговали на лейпцигских ярмарках.
В середине XVIII века армянские торговцы присутствуют в португальском Гоа, испанских Филиппинах, в Лхасе, чуть ли не у китайских границ. Индия освоена ими от Инда до Ганга. Они не только путешествовали по традиционным для европейской торговли путям, но основывали новые маршруты, открывали новые рынки.
Львов называет своих армян «персами». Здесь, в пункте, который обеспечивает связь Востока и Запада, армянские купцы организуют транспортные потоки. Караван-баши, начальники караванов, отправлявшихся в Оттоманскую империю — это все те же армяне. Купцы из Джульфы правят миром!
Вот о Джульфе скажу поподробнее. Их две — старая и новая. Старая Джульфа (Джуга), древний центр шелковой торговли, была сожжена шахом Аббасом Великим, а населявшие город армяне были переселены в предместье Исфахана — так оказалась основана Новая Джульфа. Шах сделал это, чтобы переместить и торговлю шелка, и армянские капиталы в Иран. Что ж, цели своей он достиг — Новая Джульфа стала центром деятельности армянского купечества во всем мире.
Именно «господин Петрос из Джульфы» поощряет в 1699 г. к изданию особой книги для купцов. Эта книга вышла в Амстердаме, естественно, на армянском языке. Ее автор Лука Ванандеци эту книгу так и адресует: ради «вас прочих, братия торговцы, кои принадлежите к нашему народу»!
Эта книга содержит сведения «о весах, мерах, монетах» городов Западной Европы. А еще — Стамбула и Москвы, Астрахани и Новгорода, Манилы и Багдада… Исследованы рынки и товары Индии, Явы, Манилы. Сделан обзор стоимости жизни в европейских городах, а также приведено краткое описание Африки — от Египта до Анголы!
Потрясает даже один список географических пунктов, до которых армяне добрались в своем неуемном желании торговать — покупать и продавать.
А есть ли смысл так уж сосредотачиваться на национальности этих торговцев-путешественников? «Армянский купец» — существительное-то здесь именно «купец». Принадлежность именно к купеческому сословию вела этих людей через пустыни и горы, моря и океаны. Она заставила их, оплакав сожженную Старую Джульфу, создать новый город… Так поступали и иные народы. Вот она нация — купцы — они осваивали мир!
— Нет, ты не понимаешь, — сказала мне армянка Лиана, когда я ей предложила эту свою глобалистскую версию. — Мы — народ, и мы помним. Наши люди оплакали старый город и построили новый. Они осваивали мир, да. Но они хранили верность памяти о своей земле. Они вернулись на эту землю.
И мы нашли в Интернете сайт о Джуге (Джульфе). И я поняла, что лучше не пытаться додумать свои мысли о всемирной общности купцов. Потому что увидела хачкары — надгробные камни Джульфы, безмолвные свидетели многим неведомого исторического явления. Это явление — существование в веках, уничтожение и возрождение древнего города, бывшего центром цивилизации, сокровищницей культуры.
Я тогда подумала вот о чем: Лиана ощущает себя частью этой нации, она «нашими людьми» называет тех, кто жил и умер века назад, она их боль чувствует как свою.
Трудно сказать, нравится мне такая история или нет. Да, такой подход к истории захватывает. Ты становишься частью исторического процесса, ощущаешь себя внутри его. Нравится — не нравится… Теперь я увидела в истории людей. И я полюбила историю.
Армянские купцы города Каменец-Подольский,
0 Ответить
Армен Араратян, я была бы вам признательна, если бы вы свои записи оставляли в личном блоге, а не в блоге моей статьи, а то мне придется обратиться к модераторам, чтобы блог моей статьи был избавлен от флуда.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
«...У.. армян, господствует какой-то торговый дух особого рода, а именно: они занимаются обменом, путешествуя пешком от границ Китая, до мыса Корсо на Гвинейском берегу; это указывает на особое происхождение этого разумного и трудолюбивого народа, который по направлению от северо-востока к юго-западу проходит почти весь Старый Свет и умеет найти радушный прием у всех народов, у которых они бывают; это доказывает превосходство их характера (первоначальное формирование которого мы уже не в состоянии исследовать) перед легкомысленным и пресмыкающимся характером теперешних греков».
ИММАНУИЛ КАНТ (1724–1804)
0 Ответить
Наташа Ростова Вы знаете как в средние века (документально) назывался Крымский полуостров ? Отвечаю - в средневековых летописях Крымский полуостров назывался — Armenіa Magna (Большая Армения) или Armenіa Marіtіma (Морская Армения).
0 Ответить
Наташа, только армяне вовсе не хотели создавать новую Джульфу около столицы Ирана, их переселил шах Аббас, чтобы перенести шелковый путь.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Эти страницы печальны как для армян, так и для персов. Не любят они (персы) об этом вспоминать, а армяне об этом стараются не напоминать.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Как интересно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Джульфа-центр мировой цивилизации?!Ну тогда Джакарта- центр мировой моды!
0 Ответить
Странное впечатление. Две темы идут. Может, лучше разделить?
Армянская тема - больная-больная. И эта история с разрушением камней Джуги - больная тема, очень, и не выйти на нее нельзя.
Интересно, что вузовские преподаватели дошли до Броделя. А актуальными уже другие истории становятся...
Я до сих пор страстно ненавижу свою учительницу по истории... Не знаю, жива она или нет. Но отношение к ней однозначное. При том, что с другими учителями складывались иные отношения, очень человечные.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я хотела показать не только сами эти темы, но и как я к ним пришла, как они встретились, вот эти самые темы. По литературе мы такие приемы изучали, вот и попробовала...
У нас такая была историчка - про нее даже на стене школы, куда ребята курить бегают, написали, написали прро нее, что она ... Хотя сейчас я понимаю, она вбивала в нас то, что нужно на экзамене должно быть. Вбила,в общем. А любить - наверное, и не обязательно. "Вы должны знать события, даты, персонажей" - вот так! Знаю, так, для общей эрудиции. Но за всем этим стоит она, эта тетка с зелеными тенями, лоб занавешен челкой, указкой постукивает по столу...
В универе эту европейскую историю, древнюю, нам читал такой лапочка, он прямо загорался, когда лекцию давал!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наташа, статья очень искренняя. Спасибо.5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Может, с филологии не истфак уйти? - опечатка на
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Спасибо, Ольга!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
В вузе вообще история вкуснее! Если преподаватель хороший особенно. Не как в школе: даты-даты, а глобально вот так
Оценка статьи: 5
0 Ответить