Как ни странно, женские дуэли и в России, и в Европе не были редкостью. Экзотикой для России считалась дуэль между женщиной и мужчиной, хотя в просвещенной Европе такие поединки были в порядке вещей.
На Руси женские поединки существовали издревле. Еще в конце XIV века Псковская судебная грамота определяла, что в случае судебного поединка между женщиной и мужчиной, возможно от лица поединщицы выставление родственника или наймита. Но между собой женщины должны биться самостоятельно.
В XVIII веке Петр I ввел запрет на поединки, который затем подтверждался почти всеми императорами. Но дуэлей от этого меньше не становилось.
Любопытно, что в поединке успела поучаствовать даже будущая императрица Екатерина II, которая в бытность принцессой в июне 1744 года дралась на шпагах с троюродной сестрой принцессой Анной Людвигой Анхальт. Дуэлянткам было всего по 15 лет, и поединок, к счастью, завершился бескровно.
Возможно, в память об этом событии императрица смотрела на женские дуэли сквозь пальцы, лишь бы они не заканчивались серьезным ранением или смертью. Считается, что в период правления императрицы только три женские дуэли завершились смертельным исходом. Многие русские дамы хорошо владели оружием и были не прочь при его помощи выяснить отношения. В публикациях неоднократно встречал упоминания, что только в 1765 году среди придворных дам произошло 20 дуэлей, в 8 из которых в качестве секундантки участвовала императрица. В последнее (участие Екатерины), честно говоря, верится с трудом.
Самой известной дуэлью того времени с участием россиянок стал поединок, произошедший в 1770 году между княгиней Екатериной Дашковой и герцогиней Фоксон. Произошел он, правда, не в России, а в Лондоне. В доме графини Пушкиной две образованнейшие женщины Европы мирно беседовали. Постепенно беседа переросла в дискуссию, а затем в жаркий спор, закончившийся взаимными пощечинами и вызовом на дуэль. Примирить дам не удалось, и поединок на шпагах, произошедший тут же в саду, закончился ранением Дашковой в плечо.
Если мужчины традиционно дрались на природе, предпочитая пистолеты, то россиянки сводили счеты на шпагах не выходя из дома. Существовали даже светские салоны, которые славились именно дамскими поединками. Так, в салоне госпожи Востроуховой, если верить сплетням, только в 1823 году произошло 17 женских дуэлей.
Любопытные записки о поединках россиянок оставила французская маркиза де Мортене: «Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы». Возможно, со стороны виднее, тем более, что в её родной Франции в этот период женщины дрались обнаженными до пояса, что выглядело, наверное, действительно изящнее. А про «слепую ярость» оставим на её совести, ведь смертельные исходы в российских женских дуэлях были крайне редки.
Любопытно, что русская литература и живопись обходят женские дуэли молчанием, тогда как в Европе им посвящали романы и картины. Наибольшую известность получило полотно «Женская дуэль», созданное испанцем Хосе де Риверой в 1636 году. Бывающие в Испании могут увидеть его в мадридской галерее «Прадо».
Сама дуэль произошла задолго до создания картины. В 1552 году неаполитанки Изабела де Карацци и Диамбра де Петтинелла, претендовавшие на любовь молодого повесы Фабио де Зересола, решили выяснить отношения путем поединка на мечах. Неаполитанские мечи были ненамного тяжелее шпаг, и многие дамы искусно ими владели. В то время дамский поединок был экзотикой, поэтому молва о нем сохранилась надолго, подсказав художнику сюжет картины.
К моменту написания картины европейки уже вовсю выясняли отношения с оружием в руках. Живи художник во Франции, он бы, наверное, избрал другой сюжет — дуэль маркизы де Несль и графини де Полиньяк, произошедшую осенью 1624 года. Особенностью этой дуэли было то, что дрались женщины из-за кардинала Ришелье, только что получившего пост первого министра короля. Наверное, святостью кардинал себя особо не утруждал, так как дуэль стала результатом явно не теологических споров. Хотя женщины и выбрали для выяснения отношений пистолеты, дуэль завершилась малой кровью — графиня несильно ранила соперницу в плечо. Но, видимо, этот поединок потешил тщеславие кардинала, что он даже упомянул его в своих записках. А подробности этой пикантной истории еще долго смаковались в аристократических кругах Парижа.
Дамы столь привыкали к оружию, что даже позировали художникам со шпагами в руках. На картинах Жана Беро элегантные француженки держат шпаги так непринужденно, как будто оружие является обычным аксессуаром дамского наряда, как, например, веер или зонтик.
Некоторые дамы до такой степени осваивали искусство фехтования, что начинали вызывать на поединки мужчин. Наибольшую известность получила мадемуазель де Мопен, проведшая несколько успешных дуэлей с мужчинами. Её реальные похождения положил в основу своего романа «Мадемуазель де Мопен» писатель Теофиль Готье. Роман написан увлекательно и стоит того, чтобы его прочитать.
В наши дни описания женских поединков в СМИ не редкость, но в подавляющем большинстве это обычные бытовые драки и поножовщины, не имеющие ничего общего с дуэлями.
думаю что чем больше всяких правил, тем сильнее они зажимают человека. так что вполне понятно что хочется выпустить пар. вот если бы без всяких условностей, а просто со шпагой на перевес и мочить всех кого ни попадя, тогда клиника,а так..адреналин-с в крови гуляет, телевизора нет, а острых ощущений хочется
0 Ответить
Вот в аниме "Юная революционерка Тэндзё Утэна" главная героиня только и делает, что участвует в дуэлях.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ну и дура. Идея? Цели? Проснулась, выпила чашечку кофе и - на улицу с мыслями - с кем бы подраться?
0 Ответить
=)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо коллеги.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
5-ка.
Очень захватывающе. Даже и не подозревала, что такое имело место быть!!
Хотя, с трудом верится в то, что эта чопорная знать, с детства вбитой аристократической гордостью и этикетом, способна на такие поступки.
Да еще и не в единичном случае.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересную тему Вы затронули, Владимир. Жаль, что мало, не успел насытиться. Хотя, возможно, это только мое бурчание: хорошего всегда мало. В качестве небольшого дополнения к статье:
Оперная певица Мопэн брала уроки фехтования у своего любовника, лучшего парижского учителя фехтования Серана. Эта дамочка своим резким и необузданным характером буквально наводила страх на окружающих, в том числе и на мужчин. Как-то на балу Мопэн оскорбила одну знатную даму, в связи с чем ей было предложено покинуть танцевальный зал. Певица согласилась сделать это лишь при условии, что вместе с нею выйдут все мужчины, которые ею недовольны. Такие смельчаки нашлись. Мопэн по очереди заколола их всех, затем вернулась в зал и продолжила веселиться.
Этот случай произошел во время правления Людовика XIV, крайне негативно настроенного к дуэлям. Певице грозила казнь или, в лучшем случае, тюрьма, но король, узнав подробности той дуэли, восхтился ее смелостью и помиловал ее.
5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, страшная вещь - оружие у вздорной бабенки. Сташнее, чем граната у обезьяны.
0 Ответить
"Да, страшная вещь - оружие у вздорной бабенки. Сташнее, чем граната у обезьяны."
Мне кажется дама, хорошо обученная владению оружием (любым) просто не будет связываться с противником (противницей) не равной по умению. Какой смысл?
А то что женщина может дать фору любому мужику я написал в статье "Самое женское холодное оружие в настоящее время. Какое оно?"
Кстати, это совсем не шпага.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Это же запад, не восток. На востоке - это философия, работа над внутренним состоянием, имитации, ассоциации, поиск того состояния гармонии, какие-то кодексы чести в конце концов. У нас же дамы становятся врагами, если вдруг обнаружится, что на них - одинаковые кофточки.
И вообще - против женщины в дуэлях мужчина всегда поигрывает - если внутренние тормоза не дадут ему драться в полную силу - окажется в обнимку с ангелочками, если без комплексов и, таки, одержит победу - в глазах общества опустится.
0 Ответить
Интересно, особено, если учесть, что женщины более эмоциональны, то почему бы такому явлению в те времена не существовать? И что на шпагах - это подтверждает: нужен эмоциональный выход, сжечь адреналин. Ну а у мужчин - наверно более холодный расчет - по-этому - пистолеты.
0 Ответить
Владимир,как это все интересно.... Конечно, только отлично за статью!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
5. Спасибо. На одном дыхании и захотелось дальше изучать вопрос. Мало информации ( вдоволь в рамках статьи дано), но когда задерет, интересно дальше покопаться. В чем и мое спасибо. Задан стимул почитать, поискать. За что я люблю заводные статьи. Есть у меня одна в архиве гадина - вызвать бы на дуэль хоть сейчас. И дралась бы, ей-бо. Ой-Ёй!
0 Ответить
Действительно, очень интересно. Женский поединок, похожий на дуэль, видела только в фильме "Мумия возвращается", но представить на месте сражающихся великосветских дам!...
Владимир, в седьмом абзаце поправьте: "примИрить дам"
0 Ответить
Спасибо, поправила.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Коллеги, спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оуэ... до сей поры не читала, не знала, не предполагала и даже представить себе не могла... Правда, в последнее время слышала много рассказов о "стрелках" у тин-девочек, и мурашки по телу бегали... ан во как, оказывается... вековые традиции. Когда-то в юности, прочитав в книжке что-то типа "после этих слов она дала ему звонкую пощечину" пыталась представить себя на месте героини - и не могла. Не могла представить, как поднимается рука, а если настаивала на мысленной картинке, получалось смешно.
Владимир, аплодисмены Вашей эрудиции! +5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Как интересно! Даже предположить не могла, что женщины в те времена были способны на такое! 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Браво-браво! 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить