• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Подкаст
Галя Константинова Грандмастер

Как написать роман? Полицейские и воры, штампы и банальности

Пишите книгу, которую вы бы хотели прочитать! — самая простая, и самая, с виду, невыполнимая, задача. Но как часто случается, что, отложив прочитанную книгу, вы думаете: «А ведь такую книгу мог написать и я!»

Как написать роман? Полицейские и воры, штампы и банальности. Фото: Depositphotos

Представлю несколько полезных советов по этой теме:

Если вы задались вопросом, как написать историю, детектив, роман-тайну, то вы должны исходить из образа главного героя, то есть злодея. Остальные служат ему механизмом для проведения в жизнь злодейских замыслов.

Кроме другого главного героя — того, кто раскрывает злодейство, будь то сыщик, взбалмошная бабенка, ребенок, кот (и такое бывает в детских детективах!). Во всем остальном начинающий автор должен оставаться в рамках традиции жанра. И в первую очередь подумать об именах. Вы знаете, это важно!

Психологию массового читателя (или потребителя) давно изучили, ведь книга — это продукт на продажу, не так ли? Не хочется повторять, что пишу я, собрав воедино все схемы и рекомендации, письменные и устные, по этой теме. И не говорю о высокой, настоящей, или как угодно назовите, литературе. Она сама за себя скажет.

Но есть массовая культура, и это — реальность, от которой никуда не деться. Вопрос в том, чтобы и она была по возможности качественной… Случайно ли, например, что бессмертная песня «Бесаме мучо», написанная аж в 1941 году еще не вполне половозрелой девочкой Консуэло Веласкес, до сих пор во всех отношениях хит? А ведь написать по-настоящему любимый в народе или человечеством шлягер очень непросто.

Итак, имена главных героев должны быть запоминающимися. Но не выходящими за рамки нормального восприятия. То есть это не Иван Петров (Джек Ричардс и так далее), но и не Афиноген Геликоптеров. Помните: имя вашего героя может стать нарицательным! В случае успешного развития событий, конечно. Вспомним Холмса, Пуаро, мисс Марпл, недоброй памяти майора Пронина, да Шарапова, наконец!

Главным героем может быть кто угодно, даже кот
Главным героем может быть кто угодно, даже кот
Фото: Depositphotos

Второе — конечно, возраст. При описании героев, если это не специфический детский детектив, давно уже сформирована славная тенденция не особо молодить их. Во-первых, все-таки ум, опыт. Во-вторых, есть возможность «прогуляться» по психологическим проблемам самого сыщика (сыщицы), добавив немало характерных черт. А если еще и кризис среднего возраста — совсем хорошо! Столько переживаний и столько возможностей покружить вокруг схемы! Если вы еще не переживали оный, то наверняка уж наблюдали за его проявлениями в других людях.

И следующий важный шаг: дать герою одну основополагающую черту характера — ленивый, крутой, нелепый, красоты неземной, пыхтящий толстяк, целеустремленный мачо, деликатный и сомневающийся, страдающий алкоголик, и так далее. Не забываем: в случае опять же успешного развития событий (для следующей книги) произойдет эффект «узнаваемости», что само по себе — тоже успех. Многие с юмором описывают себя самого.

Если вы не имеете никакого представления о работе правоохранительных органов (или имеете, но это вас не вдохновляет), то тогда ваш герой — частное лицо, случайно или не случайно оказавшееся в гуще криминальных событий. И, как частное лицо, имеет все права на сложную биографию, сильные эмоции и нестандартные поступки. Не забываем, что особенности жанра предполагают, что это касается и антигероя — злодея! Слышит ли он голоса; мучал ли банально и страшно кошек в детстве; или примерный семьянин без изъянов?

Особенно важны привычки героя, они запоминаемы (игра на скрипке, пресловутая трубка, манера одеваться, особенности нокаутирующего удара, сгорбленность от больной спины, бесконечная потеря сумочек, пристрастие к кофе и так далее). Так же хорошо, если есть предрассудки, суеверия, особенности взаимоотношений в семье (только не стандартный уход жены от занятого мужа: «О, ты так мало уделял мне внимания!». Но и это вполне проходной вариант).

Вряд ли Гомер пережил всё то, что описал
Вряд ли Гомер пережил всё то, что описал
Герберт Дрейпер, «Одиссей и Сирены». Фото: общественное достояние

Желательно не писать о детях, если у вас их нет (или вы их вообще толком никогда не видели). Желательно не писать о боевых искусствах, если вы ими никогда не занимались, а только почитывали литературку по теме с твердой мыслью начать заниматься с завтрашнего утра. Желательно не вносить героев другой национальности, расы, веры, если у вас недостаточно информации. Желательно не описывать любовь, которую вы не переживали (но попробовать можно, конечно).

Считается, что желательно описывать то, что вы знаете по своему опыту. Да, конечно, Достоевский был игроком. И Артур Голден жил в Японии, прежде, чем написал «Мемуары Гейши» (на книгу ушли, кстати, десять лет, зато продана она была сразу и за 250000 долларов). А вот Ричард Бах никогда не был чайкой. Да и Гомер вряд ли переживал все приключения царя Одиссея…

И в этом смысле совет писать о том, что для важно, что вас заботит и волнует, представляется верным. Даже если это очень небольшая история, которую вы хотите описать, но она для вас имеет значение, велики шансы, что будет иметь значение и для кого-то другого.

Все остальное — вполне в ваших силах!

Статья опубликована в выпуске 12.08.2008
Обновлено 30.08.2023

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • = что для важно= В концовке почему до сих пор не исправлено?
    АПЧехов на репетициях наставлял актёров:" Поменьше театральности !" Так и авторам дет(ф)ективных рОманов подмывает посоветовать, дескать, поменьше литературности.
    Я недавно почитал "Иностранку" С. Довлатова и не заметил там этой самой литературности - всё чистА-кАнкретнА реферативно, без литературных излишеств и причиндал(ов).
    Вот у И. Бродского в избытке школьной литературности,но его упорно не цитируют и песен на его тексты не поют? Чем это объяснить? Он по определению не мог написать задушевно, как Ножкин:" Старики, я Шекспир по призванию.// Мне ГамлЕтов писать бы, друзья.// Но от критиков нету признания,// от милиции нету житья."

    Оценка статьи: 5

  • Знаете, даже я бы не решилась...........про частную закрытую школу для девочек

  • а у Вас все строго героини....Случайность?

  • А вот я написал рОман и дал персонажам необычные имена, особенно в сочетании с фамилиями - Инга Мозер, Инесса Капустина, Магрит Соломина, Магда Антонова, Кимберли Миронова, Ксантия Маркс, Миранда Стоцкая, Рита Фингер.

  • Для меня загадка: почему в заголовке "роман"?

    • Алена, все просто. Изначально я собиралась сделать подборку из всех "пособий" по написанию текстов разных жанров и форматов (романы, рассказы, юмористические скетчи, фантастику, пьесы, сценарии и так далее), поскольку когда-то с недоумением, но и с некоторым удовольствием пролистала их немыслимое количество. И попытаться здесь вместе с вами выяснить, есть ли в оных смысл, и насколько обедняется язык при таком подходе. К сожалению, редакторы не посоветовали мне ставить номера - и получилась некоторая несуразица, все разбросано
      вот, кстати, некоторые ссылки
      https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/17523/
      https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/17523/
      https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/17523/
      https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/17523/


      Здесь речь идет преимущественно о том, как видят детективный роман авторы подобных рекомендаций. Конечно, есть очень серьезные работы по этой теме, думаю, многие переведены, и я могу Вам их посоветовать.

      • Про саму статью я ничего не говорила, советы хорошие. Просто меня удивило слово "роман" в самом заголовке. Меня это сбило с толку, когда в статье пошла речь о детективном романе.
        спасибоза ссылки. Обязательно прочитаю. Очень интересна эта тема .

        • Если всерьез, есть очень дельные работы на эту тему. Прежде всего - двухтомник Фрея "How to Write a Damn Good Novel, Volume I - A Step-by-Step No Nonsense Guide to Dramatic Storytelling" и "How to Write a Damn Good Novel, Volume II - Advanced Techniques For Dramatic Storytelling" - и, кажется, я видела ее в русском переводе. Можно посмотреть на amazon.com, ozon etc. Можно скачать и по-пиратски, но здесь я не смею советовать такое страшное правонарушение.
          Интересно пишет известный фантаст
          Ben Bova - The Craft of Writing Sci-Fi

          Можно посмотреть
          Egri - The Art Of Dramatic Writing
          Bob Mayer - Fiction Writers Toolkit

          русской литературы на эту тему тоже достаточно, разного качества. Я-то как-раз старалась брать англоязычную с наиболее яркими или потешными советами.

          А настоящей литературы сейчас настолько немного, что часто даже очень серьезные идеи писатели стараются облекать в "читабельную" форму наподобие триллера. Детектив, кстати, на мой взгляд, штука сложная и трудоемкая.

          Если будут вопросы - в личку, хорошо?

  • Галя, Вы упустили из виду такую необходимую вещь, как консультация специалиста. Когда я написал свою первую детективную повесть и принес ее своему знакомомому патологоанатому, он ее раскритиковал страшно. И посоветовал писать о том, что является непреложным фактом, а не плодом фантазии. Я, например, написал, что на третьи сутки после гибели человека, милиция решила пустить собаку по следу. А фактически собака "снимает" след, если ему не более 6-8 часов...

    • Юрий, извините за очень уж поздний ответ - была предельно загружена, из ряда вон...... .Ну я же не всерьез пишу, хотела собрать все самое забавное, что доводилось читать и слышать, такую подборочку из дельного и нелепого, все вместе. Сейчас со временем стало получше, можно и дальше попробовать. Детективов писать не пробовала, но вот когда сдавала первую книгу (на фамилию не смотрим ), пришлось напрягать вопросами всех знакомых психологов и психиатров.........Так что без специалистов - никуда, Вы, безусловно, правы. Чудно читать иногда, как люди разлагольствуют о том, в чем не очень хорошо разбираются, случается такое частенько... В этом отношении хорошо, наверное, писать фэнтэзи, Вы знаете, одна моя знакомая, прожив несколько лет с Очень Маститым Автором, начала сама очень успешно строчить книги, вовсю издаваемые, в том же жанре. Я тогда еще с удивлением подумала: заразное, что ли? Да нет, присмотрелась да подсмотрела, примерялась девушка, да и не без способностей была. Вот мне до сих пор и интересно: надобно ли читать инструкции?
      Все-таки хороший детектив - это здорово! Дайте почитать, пожалуйста.......