К. Ю. Старохамская Грандмастер

Кто такие караимы? История о еврейском коварстве

Один из самых странных эпизодов Холокоста — обращение нацистов к трем еврейским ученым (Зелигу Калмановичу, Меиру Балабану и Ицхаку Шиперу) с вопросом, считаются ли караимы этническими евреями. Чтобы спасти жизнь караимов, все трое ученых дали заключение об их нееврейском происхождении.

Так кто ж они такие, эти караимы?
Вопрос запутанный.

Насколько можно судить по довольно скудным источникам, караимы на протяжении почти всей своей истории считали себя частью еврейского мира, и после создания Государства Израиль в 1948 г. значительная часть караимов переселилась туда из разных стран.

Караимы откололись от еврейской общины Багдада в VIII в., образовав отдельную секту. Их движение отвергало Устный Закон и настаивало на буквальном понимании Торы. В результате изоляции караимы быстро начали придерживаться ритуала, разительно отличающегося от ритуала остальных евреев.
Проблема происхождения караимов заключается в соотношении этничности и религии.

«Еврейская» версия: караимы представляют собой тюркизированные в условиях Крымского ханства диаспорные группы евреев. Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Приверженцы данной теории: Д. Шапиро и др.

«Хазарская» версия: караимы — это тюркские (тюркоязычные) группы, которые приняли иудаизм, трансформировавшийся в новую религию. Приверженцы данной теории: М. С. Сарач, С. М. Шапшал, М. Я. Чореф и др.

После включения Крыма в состав России караимы объявили себя ее лояльными подданными, и вскоре царское правительство, признав, что караимы не евреи, предоставило им привилегии, в частности, разрешило присваивать им офицерские чины в армии. Теперь они могли жить на всей территории империи. В России XIX в. караимы были официально признаны особой конфессией, на них не распространялось дискриминационное антисемитское законодательство.

Это буквально спасло тысячи караимов веком спустя, когда Германия вторглась в Советский Союз. С началом войны над караимами нависла угроза полного уничтожения. Для фашистов не составило бы труда ликвидировать немногочисленный народ. Приход Гитлера к власти в Германии и введение антиеврейского законодательства побудили караимскую общину обратиться в министерство внутренних дел Третьего рейха с просьбой о непризнании их евреями.

Фашистское министерство с истинно немецкой пунктуальностью запросило трех ведущих специалистов того времени. Все эти ученые оказались еврейскими религиозными деятелями и к тому моменту уже находились в гетто. З. Калманович (1881−1944), М. Балабан (1877−1942) и И. Шипер (1884−1943) — независимо друг от друга дали немецким оккупационным властям заключение о том, что караимы не являются евреями ни в расовом, ни в религиозном отношении, с целью спасти караимов от массового уничтожения.

Глава караимских религиозных общин — караимский филолог, ориенталист, доктор филологических наук, профессор, старший священнослужитель крымских караимов С. М. Шапшал (1873−1961) бросился в Берлин, в министерство культов, и получил там документ о том, что караимы — не евреи и не подлежат заключению в гетто. Затем отпечатал 1000 копий этого документа и разослал во все места, где жили караимы. Только в Краснодар и Новороссийск письмо не успело дойти, и там караимы были расстреляны вместе с евреями.

После освобождения Крыма советскими войсками около 200 тысяч крымских татар по обвинению крымско-татарского народа в сотрудничестве с нацистской Германией были в течение трех дней выселены в Сибирь и Среднюю Азию. Вместе с ними депортировали часть караимской общины

А З. Калманович, М. Балабан и И. Шипер погибли в гетто.

Вот такая история отыскалась на просторах мировой паутины. Рассказ по мотивам этого события написал Владимир Матлин («Научная истина»).

Но ведь, если вдуматься в эту историю, то можно прийти к неожиданному выводу.
Не исключено, что спасительное для караимов решение ученых о том, что они не являются евреями, может для определенного сорта людей послужить доказательством, что они евреями как раз являются. Ведь заключение-то нацистам дал кто? Три еврейских авторитета. Причем все трое как раз до этого, в своей предыдущей жизни, когда они были еще не пылью в гетто, а учеными — были как раз сторонниками еврейской версии.

А поскольку Интернет — не только огромная сокровищница мирового знания, но еще и всемирная помойка, то находятся и такие экземпляры человеческого материала, которые считают, что в Торе и прочих иудейских источниках только и говорится о том, как бы евреям половчее обмануть остальные народы. Сами эти двуногие, конечно, никакую Тору не читали, это не простое чтение и требует большого фундамента. Они просто слышали где-то от подобных себе что-то такое. И радостно это повторяют.

А по этой специфической логике — если бы караимы евреями не были, то коварные иудейские мудрецы как раз должны были бы нарочно дать нацистам заключение, что они евреи. Поскольку цель запроса была понятна, как день: истреблять или нет?
А вот если они считали, что караимы — евреи, то, конечно, и должны были дать нацистам заключение, что нет, не евреи они. Логично?

Как все сложно — воскликнут те, кто попытается вникнуть в эту запутанную ситуацию. Как в анекдоте, когда коммерсант спрашивает коммерсанта, куда тот едет. «В Черновцы» — отвечает тот. — «Вы говорите, что едете в Черновцы, чтобы я подумал, что вы едете не в Черновцы. Но я же знаю, что вы действительно едете в Черновцы. Так зачем вы меня обманываете?»

Так что мы тут с вами, конечно, не решим с налету вопрос, о котором много лет спорят ученые, специалисты и богословы. Да и важно ли это? Для нас теперь — совершенно не важно. У меня даже ни одного знакомого караима нет. Важнее другое: трое еврейских ученых, не сговариваясь, дали нацистам одинаковое заключение о караимах, противоречащее их научным выводам.

Караимы уцелели. А ученые — нет.

статья в еврейской энциклопедии

Обновлено 10.04.2009
Статья размещена на сайте 26.06.2008

Комментарии (27):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий скрыт
  • Комментарий скрыт
  • http://www.ogoniok.com/archive/2002/4729/03-42-45/

    "Все знают про Институт Вишневского, тем паче про мазь Вишневского. Но почти никто не ведает, что вся династия великих российских хирургов -- караимы. Отдавая последнюю дань усопшему ближнему, мы и не догадываемся, что кремацию в России укоренил караим Федор Бурче. Все помнят, что всемирно известный глазной институт в Одессе создал Филатов, но мало кто знает, что его ближайшим сподвижником был караим Семен Кальфа.
    При всем богатстве выбора на рынке наручных часов многие из нас по-прежнему любят старый добрый «Полет». Первый Московский часовой завод сто с лишним лет назад основали братья Иосиф и Абрам Катыки. Караимы. Основали они его как Первый гильзовый. Был он крупнейшим производителем гильзовых мундштуков в Европе. Во время Великой Отечественной войны делал папиросы «Красная звезда» и лишь после войны занялся часами.
    Зачитываясь томиком Булгакова, мы и вообразить не можем, что всем известный дом на Большой Садовой -- и не Булгакова дом вовсе! Это дом караима Ильи Давыдовича Пигита -- основателя и владельца табачной фабрики «Дукат». Кстати, «Яву» тоже создали караимы -- Абрам Зурна, Самуил Габай и Абрам Капон. Последний советский министр обороны, при котором в армии не было дедовщины, тоже был караимом. Это был Родион Малиновский, маршал Советского Союза. Нина Воронина, автор архитектурных проектов велотрека в Крылатском и онкоцентра на Каширке, в девичестве была Арабаджи. И она из караимов."

    Оценка статьи: 4

  • Кая Юльевна, спасибо за статью. Ну и традиционный мой комментарий по поводу отдельных комментариев: на каждый чих не наздравствуешься. Есть еще пословицы для подобной ситуации, однако это уже не формат ШЖ

    Оценка статьи: 5

  • Бывало и интереснее

  • Уважаемая Жаба!

    Статья для меня была интересной и полезной - в моей жизни был хорошо мне знакомый Борис Гаврилович Шапшал. После прочтения вашей статьи у меня есть все основания полагать, что он был из караимов.

    Что касается критиков - они никогда не переведутся. И никогда они не будут писать толково, у них на все своя правда. Их не трогает ни реальность, ни история. Они при своем мнении - и все тут.

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо. Я не против критики, если она по делу. Вполне могу понять критику эмоциональную - не понравилось. Ну, бывает. Но перечислять все мыслимые в мире темы по предмету и требовать, чтобы я в крохотной заметке раскрыла то, что десятки мировых ученых еще до конца не определили - просто нелепо. Впрочем, я об этом писала в статье "как оценивают статьи на ШЖ" . Но и это бы полбеды, но поганые намеки я уже терпеть не намерена.

  • При всём уважении...

    ...к авторессе не могу не указать на существенные недостатки в ее повествовании.
    1. Как караимы из Багдада попали в Крым?
    2. Как иудаизм стал религией властной элиты Хазарского каганата и что с этим государством потом случилось?
    3. О чём сказано в русской народной сказке о Казарине и Жидарине?
    4. Почему крымчаки при всей близкости к караимам считаются отдельной нацией?
    5. Как большая община караимов оказалась в Литве?
    6. Что сказано в израильском законе "О репатриации" о караимах?
    7. Сколько караимов осталось по всему миру и остались ли вообще носители языка?
    Ни на один из вопросов ни малейшего намёка на ответ.
    Так что при всём уважении к авторессе: ХАЛТУРА!!!

    • Ни на один из вопросов ни малейшего намёка на ответ.

      Так это ВАШИ вопросы. Вот вы об этом и напишите...

      Боюсь, вы не совсем поняли тему статьи. Это не монография по истории караимов, да я и не специалист. Это рассказ об ОДНОМ СЛУЧАЕ из жизни. Не более.

      То, что вы тут непонятно на каком основании требуете - это толстый том исследования настоящего историка. А в статью размером 5000 знаков все это вместить
      а) невозможно,
      б) не нужно,
      в)не входило в мои намерения.


      А по ссылке на Еврейскую Энциклопедию можно почитать большую серьезную статью о караимах.

      • Даже если сосредоточиться на выбранной теме ответы на вопросы 6 и 7 требуют ответов.
        Ну а еще я бы обратил внимание читателей на то, что караимы в процентном отношении подверглись куда более жестокому холокосту, но не трубят об этом на каждом углу по каждому поводу.

        • ответы на вопросы 6 и 7 требуют ответов.

          эти вопросы не имеют НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ к моей статье.

          Сосредоточьтесь прежде всего на правописании -ТСЯ и -ТЬСЯ. А затем возьмите материалы и пишите статьи на интересующие вас темы.

          у а еще я бы обратил внимание читателей на то, что караимы не трубят об этом на каждом углу

          Обращать внимание читателей на то, о чем вы советуете - это все равно, что прийти на похороны и сказать убитым горем родстенникам покойного: подумаешь, у вас он один умер, а в Китае недавно землетрясение было , погибло сто тыщ. Так как вам не стыдно плакать?

          Отвратительно. Попрошу вас больше никакие мои статьи не комментировать.

  • Комментарий скрыт
    • не думаю, что много. Надо было соединять в себе немецкую аккуратность в постройке печей и немецкую аккуратность в определении, кого туда отправлять, а кого нет...

      А наши, например, предки, или монголо-татары - не стали бы заказывать ученым исследование. Прокатились лавой, да всех и порубали и правого и виноватого. "Да головы им отрубят, всего делов... Да пес с ними!" (очень приятно, царь)

  • Татьяна Прокофьева Татьяна Прокофьева Главный редактор компании МЕДИО 1 июля 2008 в 09:11

    Интересно рассуждаете. Мне очень понравилось.

  • Пошла смотреть, уж не из Крыма ли Вы
    Моя свекровь из Крыма, ее отец Шаевич похоронен на "Красном Камне", до войны был главрачом в санатории в Мисхоре, а потом в отряде, который сохранил крымские винные подвалы. Вот только от нее я впервые и узнала про караимов, потом уже в Израиле, в музее диаспоры. Да, спасибо интернету, надо только захотеть. Д
    Спасибо Вам за ссылку, я не была знакома с этим сайтом

    Оценка статьи: 5

  • Интересный экскурс. 5
    Караимы в русской армии достигали высоких чинов. Так, караим генерал-майор Александр Хануков в начале 20 века был начальником штаба армейского корпуса.

    Оценка статьи: 5