• Мнения
  • |
  • Обсуждения
К. Ю. Старохамская Грандмастер

Кто такие караимы? История о еврейском коварстве

Один из самых странных эпизодов Холокоста — обращение нацистов к трем еврейским ученым (Зелигу Калмановичу, Меиру Балабану и Ицхаку Шиперу) с вопросом, считаются ли караимы этническими евреями. Чтобы спасти жизнь караимов, все трое ученых дали заключение об их нееврейском происхождении.

Караимский дом в Тракае Фото: ru.wikipedia.org

Так кто ж они такие, эти караимы? Вопрос запутанный.

Насколько можно судить по довольно скудным источникам, караимы на протяжении почти всей своей истории считали себя частью еврейского мира, и после создания Государства Израиль в 1948 г. значительная часть караимов переселилась туда из разных стран.

Караимы откололись от еврейской общины Багдада в VIII в., образовав отдельную секту. Их движение отвергало Устный Закон и настаивало на буквальном понимании Торы. В результате изоляции караимы быстро начали придерживаться ритуала, разительно отличающегося от ритуала остальных евреев.

Проблема происхождения этноса караимов заключается в соотношении этничности и религии.

Огюст Раффе,
Огюст Раффе, «Караимы Феодосии», 1837 г.
Фото: ru.wikipedia.org

«Еврейская» версия: караимы представляют собой тюркизированные в условиях Крымского ханства диаспорные группы евреев. Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Приверженцы данной теории: Д. Шапиро и др.

«Хазарская» версия: караимы — это тюркские (тюркоязычные) группы, которые приняли иудаизм, трансформировавшийся в новую религию. Приверженцы данной теории: М. С. Сарач, С. М. Шапшал, М. Я. Чореф и др.

После включения Крыма в состав России караимы объявили себя ее лояльными подданными, и вскоре царское правительство, признав, что караимы не евреи, предоставило им привилегии, в частности, разрешило присваивать им офицерские чины в армии. Теперь они могли жить на всей территории империи. В России XIX в. караимы были официально признаны особой конфессией, на них не распространялось дискриминационное антисемитское законодательство.

Циркуляр министра П. А. Столыпина о различии в правах караимов и евреев. 1910 г.
Циркуляр министра П. А. Столыпина о различии в правах караимов и евреев, 1910 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Это буквально спасло тысячи караимов веком спустя, когда Германия вторглась в Советский Союз. С началом войны над караимами нависла угроза полного уничтожения. Для фашистов не составило бы труда ликвидировать немногочисленный народ. Приход Гитлера к власти в Германии и введение антиеврейского законодательства побудили караимскую общину обратиться в министерство внутренних дел Третьего рейха с просьбой о непризнании их евреями.

Фашистское министерство с истинно немецкой пунктуальностью запросило трех ведущих специалистов того времени. Все эти ученые оказались еврейскими религиозными деятелями и к тому моменту уже находились в гетто. З. Калманович (1881−1944), М. Балабан (1877−1942) и И. Шипер (1884−1943) независимо друг от друга дали немецким оккупационным властям заключение о том, что караимы не являются евреями ни в расовом, ни в религиозном отношении, с целью спасти караимов от массового уничтожения.

Замена звезды Давида на воротах Тракайской Кенассы на «сенек и калкан» в 30-е годы XX века
Замена звезды Давида на воротах Тракайской Кенассы на «сенек и калкан» в 30-е годы XX века
Фото: ru.wikipedia.org

Глава караимских религиозных общин — караимский филолог, ориенталист, доктор филологических наук, профессор, старший священнослужитель крымских караимов С. М. Шапшал (1873−1961) — бросился в Берлин, в министерство культов, и получил там документ о том, что караимы — не евреи, и не подлежат заключению в гетто. Затем отпечатал 1000 копий этого документа и разослал во все места, где жили караимы. Только в Краснодар и Новороссийск письмо не успело дойти, и там караимы были расстреляны вместе с евреями.

После освобождения Крыма советскими войсками около 200 тысяч крымских татар по обвинению крымско-татарского народа в сотрудничестве с нацистской Германией были в течение трех дней выселены в Сибирь и Среднюю Азию. Вместе с ними депортировали часть караимской общины.

А З. Калманович, М. Балабан и И. Шипер погибли в гетто.

Вот такая история отыскалась на просторах Мировой паутины. Рассказ по мотивам этого события написал Владимир Матлин («Научная истина»).

Герб караимов Крыма
Герб караимов Крыма
Фото: ru.wikipedia.org

Но ведь если вдуматься в эту историю, то можно прийти к неожиданному выводу.
Не исключено, что спасительное для караимов решение ученых о том, что они не являются евреями, может для определенного сорта людей послужить доказательством, что они евреями как раз являются. Ведь заключение-то нацистам дал кто? Три еврейских авторитета. Причем все трое — как раз до этого, в своей предыдущей жизни, когда они были еще не пылью в гетто, а учеными — были как раз сторонниками еврейской версии.

А поскольку Интернет — не только огромная сокровищница мирового знания, но еще и всемирная помойка, то находятся и такие экземпляры человеческого материала, которые считают, что в Торе и прочих иудейских источниках только и говорится о том, как бы евреям половчее обмануть остальные народы. Сами эти двуногие, конечно, никакую Тору не читали, это непростое чтение и требует большого фундамента. Они просто слышали где-то от подобных себе что-то такое. И радостно это повторяют.

А по этой специфической логике: если бы караимы евреями не были, то коварные иудейские мудрецы как раз должны были бы нарочно дать нацистам заключение, что они евреи. Поскольку цель запроса была понятна, как день: истреблять или нет?
А вот если они считали, что караимы — евреи, то, конечно, и должны были дать нацистам заключение, что нет, не евреи они. Логично?

Как все сложно — воскликнут те, кто попытается вникнуть в эту запутанную ситуацию. Как в анекдоте, когда коммерсант спрашивает коммерсанта, куда тот едет. «В Черновцы», — отвечает тот. «Вы говорите, что едете в Черновцы, чтобы я подумал, что вы едете не в Черновцы. Но я же знаю, что вы действительно едете в Черновцы. Так зачем вы меня обманываете?»

Участники торжеств по случаю утверждения Устава караимского религиозного союза 26 апреля 1936 г.
Участники торжеств по случаю утверждения Устава караимского религиозного союза 26 апреля 1936 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Так что мы тут с вами, конечно, не решим с налету вопрос, о котором много лет спорят ученые, специалисты и богословы. Да и важно ли это? Для нас теперь — совершенно не важно. У меня даже ни одного знакомого караима нет. Важнее другое: трое еврейских ученых, не сговариваясь, дали нацистам одинаковое заключение о караимах, противоречащее их научным выводам.

Караимы уцелели. А ученые — нет.

Статья опубликована в выпуске 1.07.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (58):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Имя неизвестно Читатель 8 сентября 2019 в 15:00 отредактирован 8 сентября 2019 в 23:47 Сообщить модератору

    Это еще вопрос, сохранились ли караимы? Их осталось очень мало, по -моему несколько тысяч. уехавшие в Израиль стали обычными израильтянами, рассеявшиеся по России ассимилировались в евреями-ашкенази, украинцами и др. народами, среди которых проживали. Я где-то читал, что караимом был кинорежиссер Сергей Юткевич, которого традиционно считают евреем, а также маршал Малиновский, который считается украинцем, т.к. украинкой была его мать. Караимы есть и в Литве. Знакомые мне караимы говорили, что они - степняки, т.е. потомки хазар.

    • Андрей Сосницкий Читатель 30 мая 2021 в 12:57 отредактирован 30 мая 2021 в 18:55 Сообщить модератору

      Имя неизвестно, по вопросу о спасении караимов еврейскими раввинами -этио чисто еврейский миф,очень красивый...На самом деле все проще : прагматичные немцы дали раввинам прочитать караимские тексты на иврите,те прочитали а перевести с караимского языка не смогли.... Но еврейских раввинов все равно жалко..

  • Луиз Лекс Читатель 2 августа 2019 в 03:24 отредактирован 2 августа 2019 в 17:08 Сообщить модератору

    Человеческий материал, двуногие... Автор, вы часом не нацист? Еврейский?

  • Анатолий Анистратов Читатель 1 августа 2019 в 17:08 отредактирован 1 августа 2019 в 20:13 Сообщить модератору

    Статья познавательная, прочитал с большим интересом, спасибо автору.
    Пишите ещё и не обращайте внимание на "заумников".

  • светлана Гришпон Читатель 1 августа 2019 в 13:18 отредактирован 1 августа 2019 в 20:14 Сообщить модератору

    Как к а р а и м к а я хочу сказать , что мои прабабушки-прадедушки всегда утверждали , что караимы Не евреи . И даже оставили какое-то печатанное на тоненькой бумаге объяснение почему .Да и язык ! он тюркский ( есть словарь дома ) ,ближе к татарскому . Фамилии у нас в родстве - Чауш , Крым , Гаммал ,Чубар.

    • Alex Verpukhovsky Читатель 18 апреля 2021 в 21:39 отредактирован 19 апреля 2021 в 19:02 Сообщить модератору

      светлана Гришпон, А фамилий Леви и Коген у Вас в родстве нету? А у меня есть - Симха бен Шломо Леви-Бабович, хаджи-ага. Мы - тюркоязычные неталмудические евреи. Были ими и останемся. А кърымчаки - наши родные братья-раббаниты. У наших братьев-раббанитов ашкенази - немецкие фамилии, но они же не немцы, хотя и говорят на немецком диалекте
      (идиш).

    • אורי ספסקי Читатель 17 октября 2019 в 01:01 отредактирован 17 октября 2019 в 22:50 Сообщить модератору

      Светлана Гришпон,
      Вы уважаемая либо что-то не верно поняли, либо пишете то, что вам хочется. Могу вам сказать, как человек который очень много времени потратил на изучение рукописей Авраама Фирковича, в Ленинградской Публичной библиотеке, что сама идея не еврейского происхождения караимов, была сформулирована, и начала внедряться в сознание советских людей в 30е годы. Это была установка Йосифа Виссарионовича, по изменению истории. Для создания новой исторической концепции были привлечены представители различных национальностей, чтобы все выглядело как глас народа. От караимов в качестве кремлевского лизоблюда выступил С. М. Шапшал с "доктриной деиудаизации караимизма", Предварительно написав в газету покаянное письмо на имя тов. Сталина, с отказом от своих религиозных заблуждений и с просьбой считать его обычным советским ученым.... То есть человек сначала предал свой народ, своих предков и свою религию, а уж потом начал крапать "новую историю"!.. Кстати такие же мерзавцы переписовали историю грузинских евреев, утверждая что это грузины принявшие иудаизм, а также бухарских и горских евреев. Но если бы караиму до 30х годов кто нибудь посмел сказать что он не еврей, а хазар или кипчак то получил бы от души по морде! Авраам Фиркович в своих исследованиях утверждает, что караимы самые древние и самые чистые по крови иудеи(евреи), так как покинули Израиль еще в период между первым и вторым Храмами и у них НИКОГДА не практиковался гиюр(переход в еврейство) - караимом мог считаться только тот у кого оба родителя были караиами или караим и еврейка и наоборот при условии что еврейская половина принимает караизм. В паспортах у караимов до революции была запись "Иудей караимского вероисповедания". А поскольку Авраам Фиркович доказал, что караимы покинули Израиль(Иудею) задолго до распития Христа, в России им были предоставлены особые условия по сравнению со всеми остальными евреями.

      • Андрей Сосницкий Читатель 30 апреля 2022 в 23:46 отредактирован 1 мая 2022 в 21:39 Сообщить модератору

        אורי ספסקי, Фиркович обнаружил на древнем тюркском кладбище при Чуфут кале несколько десятков древних могил,подтверждающих,что караимы жили в Крыму давно. Еврейский ( кабинетный) ученый Гаркави обвинил Фирковича в намеренной подделке дат на памятниках.Об этом трезвонили из каждого утюга и трезвонят до сих пор....А о том что по следам Фирковича на кладбище отработали еще три еврейских ученых (не кабинетных) мирового признания: Штерн,,Пинскер,Рабинович,которые нашли еще больше могил ,чем Фиркович,и они оказались еще древнее ,аж с 285 года...О чем была написана и издана публикация в Европе на гебрайском языке...И которую господа ,желающие тюрок -караимов записать в евреи не соизволили перевести на другие языки,поэтому для широкого круга ученых эта работа осталась незамеченной. Кроме того Фиркович обнаружил могилу Сангари,а Еврейские ученые и могилу его жены.А по источнику известно ,что хазарского хана Булана в якобы иудаизм обратил этот самый Сангари.Теперь становится ясно,что Булан принял не иудаиз,а караимизм..А еще предвзятые еврейские товарищи до сегодняшнего дня "НЕ ЗАМЕЧАЮТ" работу ученого Кокизова,применившего древний тюркский календарь для расшифровки дат на памятниках ,обнаруженых Фирковичем,где эти даты на 85% совпали. А сам факт подделки по этому тюркскому календарю исключен,так как в датах стоят не только годы,месяцы,но дни недели,..И если изменить год,день недели смещается и дата становится совсем не верной...Кроме того от себя добавлю для ребят,придерживающихся еврейской теории происхождения караимов-вы абсолютно правы в части раскола евреев на толмудизм и караимизм и все ваши Леви,Когены и иже сними есть евреи караимского толка,с чем вас и поздравляю! НО,ВЫ НЕ ПРАВЫ!!! в части того,что еще до вашего раскола в 8 веке караимизм благополучно существовал в тюркской среде,Иране,Сирии,и даже среди славян!!! Этот ТЮРКСКИЙ караимизм с элементами язычества-бога Тенгри,шаманизмом (-изгнанием невзгод при помощи бубна),поклонением дубам!!-а как известно
        на ближнем востоке дубы не растут...там пальмы растут...соответствующей кочевникам кухней,одеждой,древним-автохтонным языком,бытовыми обычаями,и главное отличным от талмудистов мировозреним......Этим группам людей учение талмуда не было известно совсем,поэтому они его и не признавали. Еврейские караимы были знакомы с более простой верой-караимизмом и им для раскола ничего придумывать не пришлось.Еврейский экзиларх Анан бен Давид сидя в тюрьме,приговоренный к смерти, за одну ночь создал учение,за которым СРАЗУ пошли толпы евреев?-это чушь! Анан спасал свою шкуру,и как умный,образованый человек по подсказке соседа по камере Абу Ханифы назвался пророком этой проторелигии-караимизма,чтобы Хан не посмел его казнить . Пророков казнить боялись...Выйдя на свободу ,Анан сформировал основы тюркского караимизма и объединил его со своим еврейским этносом,чем дал толчек к развитию караимизма в ту форму,которую мы имеем на сегодня.В этом его заслуга и именно по этому его почитают как евреи караимской веры,так и тюрки караимской веры,так и сирийцы караимской веры,так и иранцы караимской веры,так и русские караимского толка,так и негры- фалахи караимской веры.....Надо отдать должное Анану и за то .что в последствии он честно отказался от звания пророка...

      • Alex Verpukhovsky Читатель 18 апреля 2021 в 21:33 отредактирован 19 апреля 2021 в 19:04 Сообщить модератору

        אורי ספסקי, Баши сав болун, меним дастлар.
        В дореволюционных паспортах у караимов было записано Иудейскаго Вероисповедания Караимскаго Толку. Моя бабушка сохраняла паспортную книжку своего отца, моего прадеда Соломона Габая (Троупе). Абрахаму бен Шмуэлю риби Фирковичу, га-Наси Иерусалимскому и в голову бы не пришло считать себя тюрком. Царь не преследовал за кровь, он преследовал за веру. Это вот при Советской Власти стали преследовать за кровь и некоторые негодяи стали считать себя тюрками. По идее, мне ультрафиолетово, кем себя эти красавцы считают. Настоящий къараим прекрасно знает, кто он такой, и антисемитов не боится.

        • Андрей Сосницкий Читатель 1 мая 2022 в 00:28 отредактирован 1 мая 2022 в 21:37 Сообщить модератору

          Alex Verpukhovsky, Все верно. Российское правительство,присоединив Крым,получило в свои подданные кучу "диких народов",говорящих не понятно на каких языках. Разбираться какие отличия в религиях караимов и евреев-толмудистов у чиновников желания не было-все на одну религию похожи....а по этническому признаку в Российской империи не делили,позже немного разобрались и стали писать-ЕВРЕИ_КАРАИМЫ. И пока Екатерина не заставила евреев насильно ассимилироваться в русское общество караимам было все равно как их "ПО РУССКИ"называют ,пока вошедшие в русское общество поголовно грамотные и по этой причине развитые на обстрактное мышление евреи не стали доминировать над титульной нацией по причине ее малообразованности (жиды стали торговать нечестно,цены сбивают.какую то рекламу придумывают....)Что бы охладить пыл еврейского населения ,их стали сдерживать физически ,ограничивая по месту проживания,роду занятий,увеличением на них налогов, и так далее. С этого момента караимы -тюрки и стали интересоваться своим этническим отличием от евреев...И в результате добились снятия с них ограничений.И стали полноценными гражданами.

  • Имя неизвестно Читатель 1 августа 2019 в 13:14 отредактирован 1 августа 2019 в 20:15 Сообщить модератору

    Moderate судя по каментам я понял, что караимы Чёрное море выкопали и шумерское государство основали...

    • אורי ספסקי Читатель 17 октября 2019 в 01:12 отредактирован 17 октября 2019 в 22:47 Сообщить модератору

      Светлана Гришпон,
      Хочу также добавить, что в 40е годы было опубликовано открытое письмо американских караимов о том что они не желают иметь ничего общего и хотят полностью дистанцироваться от псевдонаучных измышлений г. Шапшала.

  • Aleksandr Raspopov Читатель 12 июня 2017 в 15:21 отредактирован 23 мая 2018 в 11:28 Сообщить модератору

    ...Человеком надо быть , а не лживым попугаем и чмырём-пустосмешкой , прикрывающим своё личное(и не только) ничтожество наци(анал)ист-ским трёпом про "самую великую нацию"; (часто просто чтоб "перекукарекать" ближнего ради пустого но всёравно приятно-УТЕШИТЕЛЬНОГО пошлого "центра внимания", а не чтоб реально переубедить или хотя бы сознательно попугать "потенциальных конкурентов в жизненной борьбе за косточку" своим нарисованным "превосходством" в "возможностях навредить") .
    __Ёсип Сусанин "Историческая Эволюция Социального Лицедейства,подражательное госУправление,словесные понты лживых попугаев,трёп ради центра внимания и реальный пробно-отборный НТП". )

  • Gennady Fyodorov Читатель 24 января 2016 в 01:06 отредактирован 24 января 2016 в 01:08 Сообщить модератору

    Уважаемый Марк! Изучая Ветхий и Новый Заветы, я обратил внимание на то, что евреи очень вольно переводят непонятные для них слова. С большой фантазией. И со своим интересом. "Читали Тору". В Багдаде. В плену. Когда был "плен в Багдаде" и когда была написана Тора? Разрыв веков 5-10.Как попасть в Крым из Багдада? Простое дело? Через Дербент, Армению, Албанию или Иберию? Что Вы порекомендуете? Далее, какое письмо Вы считаете ивритским? Какой язык является Ивритом, тот, который заново составил в 20-м веке Перельман? А что такое тогда Идиш, на котором писал Шолом Алейхем? И на котором говорили европейские евреи-ашкенази? Что такое вообще АШКЕНАЗИ? И что такое СИФАРДЫ? НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ВЫ,СОВРЕМЕННЫЕ ЕВРЕИ, ПЕРЕВОДИТЕ ДРЕВНИЕ СЛОВА, ЕСЛИ ВЫ ДАВНО ЗАБЫЛИ ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИЙ ЯЗЫК и сейчас разговариваете на искусственном, созданном талантливым Перельманом? В 60-е годы, я помню, советские евреи массово изучали этот язык, как эсперанто.

    • Имя неизвестно Читатель 8 сентября 2019 в 15:07 отредактирован 8 сентября 2019 в 23:46 Сообщить модератору

      Gennady Fyodorov, в Крым из Багдада можно попасть элементарно морем. Так дешевле. Сначала до Латакии в Сирии, затем через Латакию морем, либо - сначала до Турции (Византии), а там морем через Трабзон (Трапезунд), например, или Батум (до 1878 года). Есть еще вариант через Басру, но это уже очень далеко, невыгодно по времени. Есть вариант через Стамбул (Константинополь). Но через Трабзон ближе, конечно. И нет никакого смысла забираться так далеко на север, как вы пишете.

      • Alex Verpukhovsky Читатель 18 апреля 2021 в 21:44 отредактирован 19 апреля 2021 в 19:01 Сообщить модератору

        Имя неизвестно, Многие къарайлар (правильно Къараимлер) прибыли через Турцию. Когда в 1492 году христианские короли изгнали евреев (и караимов, и раббанитов) из Испании, Турция приняла их. Отсюда и такие фамилии - Стомболи, Синани и т.д. Далее, часть переселилась в Кърым, тогда принадлежавший Османской Империи. Часть къараимов безусловно прибыла и раньше - такие фамилии как Леви, Коген, Нейман - достаточно распространены у къараимлер.

  • если перевести с иврита "караим"-мы читаем(или читающие).Это была группа евреев,которые откололись от основной массы евреев Вавилонского плена(Багдад),которые "читали" Тору по-своему(трактовали,подразумевали).И т.к. передвижение по земле в те годы было делом простым(без виз),вот они с течением времени(не сразу) и оказались в Крыму,потом попали в Европу,из Европы в Литву(какие проблемы?).Язык конечно под влиянием всего вокруг изменился,отошел от иврита,но письмо осталось ивритским.Также как и стариные корни народа-еврейские(лекция в Бар-Иланском университете,Тель-Авив)

  • Эдуард Галунко Читатель 19 июля 2010 в 19:29 отредактирован 19 июля 2010 в 20:56 Сообщить модератору

    [Комментарий удален модератором. Любые проявления национализма античеловечны и противоправны, и места им здесь нет. Л. Мельник]

    • К. Ю. Старохамская К. Ю. Старохамская Грандмастер 19 июля 2010 в 19:50 отредактирован 20 июля 2010 в 09:58 Сообщить модератору

      Думаю, не надо просить модераторов адекватно отреагировать на эту мразь.

      Спасибо.

      • Aleksandr Raspopov Читатель 12 июня 2017 в 15:33 отредактирован 23 мая 2018 в 11:28 Сообщить модератору

        К. Ю. Старохамская, ---(Философский вопрос, пусть и не совсем по теме) . В каких случаях слово "мразь"(и т.п.) не является "оскорблением" ( и вообще -- когда насилие является не _ преступлением, а наказанием) ? Кто это решает? какой "богоизбранный" модератор, "святой отец", "идущий при встающем зале суд"ья, президент-диктатор, "авторитет"-пахан, или "суд честнОго народа"? ... Как ни крути "моральную динаму", всё таки --- прав тот у кого больше прав(возможностей) , например, модератор. ?

  • Sergej Schäfer Читатель 8 января 2010 в 19:03 отредактирован 23 мая 2018 в 11:39 Сообщить модератору
    так кто же всё-таки такие эти караимы??!

    Статье катастрафически не хватает объективности, все Ваши выводы высосаны из пальца и не имеют абсолютно никакого фундамента под собой, как и ваша статья. Вы либо сами, как те "двуногие", как вы изволили выразиться, нахватались верхов в бескрайних просторах интернета, либо, что более правдоподобно, просто убрали множество фактов, чтобы запудрить людям мозги.
    Скажу Вам, для начала, что сами караимы крайне негативно реагируют на заявления об их еврейском происхождении и виной тому сама еврейская община, которая с неумолимой насточивостью твердит обратное, да ещё и называют их религию сектой, что крайне оскарбительно для верующих, Вы, кстати, тоже позволили себе в Вашей статье это определение.
    Если Вы хотели нам рассказать о доблесных евреях-авторитетах, что Вы собственно и сделали, то Вам следовало поменять название статьи, хотя бы убрать вопрос, ответ на который так и не был дан, что меня крайне возмутило, так как в отличии от Вас, у меня есть знакомые караимы и мне было крайне любопытно, что пишут об их происхождении и религиозных взглядах.
    Посему все заявления и претензии Белинского, считаю заслуженными и требующими пристального внимания - это в свою очередь адресуется читателям Вашей статьи, которые набрели, как сегодня я, на эту, выражаясь Вашими определениями, помойку.
    Осоебенно меня "восхитило" окончание статьи:
    "Да и важно ли это? (примичание: речь о том, являются ли караимы этничесикми евреями) Для нас теперь – совершенно не важно. У меня даже ни одного знакомого караима нет. Важнее другое: трое еврейских ученых, не сговариваясь, дали нацистам одинаковое заключение о караимах, противоречащее их научным выводам. Караимы уцелели. А ученые – нет."
    Да это не статья, это пропаганда, прямо. Может быть Вам это и неважно, а некторым читателям, в частности мне, очень даже. Посему позволю себе дать Вам совет, не давать советы нам. Читатель сам разберётся, что для него важнее, ваша задача дать информацию к размышлению и Вы с ней не справились. Оценка 1.

    P.S. В предверии ответных комментариев, если таковые вообще последуют, большая просьба обратить моё внимание на грамматические ошибки в комментарии, так как ответить посуществу, судя по переписке с Белинским, никто здесь не может. Спасибо за внимание

    Оценка статьи: 1

  • http://www.ogoniok.com/archive/2002/4729/03-42-45/

    "Все знают про Институт Вишневского, тем паче про мазь Вишневского. Но почти никто не ведает, что вся династия великих российских хирургов -- караимы. Отдавая последнюю дань усопшему ближнему, мы и не догадываемся, что кремацию в России укоренил караим Федор Бурче. Все помнят, что всемирно известный глазной институт в Одессе создал Филатов, но мало кто знает, что его ближайшим сподвижником был караим Семен Кальфа.
    При всем богатстве выбора на рынке наручных часов многие из нас по-прежнему любят старый добрый «Полет». Первый Московский часовой завод сто с лишним лет назад основали братья Иосиф и Абрам Катыки. Караимы. Основали они его как Первый гильзовый. Был он крупнейшим производителем гильзовых мундштуков в Европе. Во время Великой Отечественной войны делал папиросы «Красная звезда» и лишь после войны занялся часами.
    Зачитываясь томиком Булгакова, мы и вообразить не можем, что всем известный дом на Большой Садовой -- и не Булгакова дом вовсе! Это дом караима Ильи Давыдовича Пигита -- основателя и владельца табачной фабрики «Дукат». Кстати, «Яву» тоже создали караимы -- Абрам Зурна, Самуил Габай и Абрам Капон. Последний советский министр обороны, при котором в армии не было дедовщины, тоже был караимом. Это был Родион Малиновский, маршал Советского Союза. Нина Воронина, автор архитектурных проектов велотрека в Крылатском и онкоцентра на Каширке, в девичестве была Арабаджи. И она из караимов."

    Оценка статьи: 4

  • Кая Юльевна, спасибо за статью. Ну и традиционный мой комментарий по поводу отдельных комментариев: на каждый чих не наздравствуешься. Есть еще пословицы для подобной ситуации, однако это уже не формат ШЖ

    Оценка статьи: 5

  • Бывало и интереснее

  • Уважаемая Жаба!

    Статья для меня была интересной и полезной - в моей жизни был хорошо мне знакомый Борис Гаврилович Шапшал. После прочтения вашей статьи у меня есть все основания полагать, что он был из караимов.

    Что касается критиков - они никогда не переведутся. И никогда они не будут писать толково, у них на все своя правда. Их не трогает ни реальность, ни история. Они при своем мнении - и все тут.

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо. Я не против критики, если она по делу. Вполне могу понять критику эмоциональную - не понравилось. Ну, бывает. Но перечислять все мыслимые в мире темы по предмету и требовать, чтобы я в крохотной заметке раскрыла то, что десятки мировых ученых еще до конца не определили - просто нелепо. Впрочем, я об этом писала в статье "как оценивают статьи на ШЖ" . Но и это бы полбеды, но поганые намеки я уже терпеть не намерена.

  • При всём уважении...

    ...к авторессе не могу не указать на существенные недостатки в ее повествовании.
    1. Как караимы из Багдада попали в Крым?
    2. Как иудаизм стал религией властной элиты Хазарского каганата и что с этим государством потом случилось?
    3. О чём сказано в русской народной сказке о Казарине и Жидарине?
    4. Почему крымчаки при всей близкости к караимам считаются отдельной нацией?
    5. Как большая община караимов оказалась в Литве?
    6. Что сказано в израильском законе "О репатриации" о караимах?
    7. Сколько караимов осталось по всему миру и остались ли вообще носители языка?
    Ни на один из вопросов ни малейшего намёка на ответ.
    Так что при всём уважении к авторессе: ХАЛТУРА!!!

    • Андрей Фоменко Читатель 2 октября 2019 в 22:41 отредактирован 3 октября 2019 в 12:38 Сообщить модератору

      Александр Белинский, Потому что, мы,крымчаки,-семиты, обыкновенные евреи,пришедшие в Крым из стран Средиземноморья и заимствовавшие у крымских татар язык, во многом -одежду и часть кухни. У караев свой собственный язык, хотя и очень близкий.

    • Геннадий Федоров Читатель 29 ноября 2016 в 19:05 отредактирован 23 мая 2018 в 19:13 Сообщить модератору

      Александр Белинский, Александр Белинский, разрешите высказать часть своих соображений. Хотя и материал довольно старый и малопосещаемый, напишу из чисто спортивного интереса. Прежде всего, караимы действительно, как выяснил Гитлер, не являются евреями по крови. 1. Предки караимов действительно раньше жили в тех местах, где потом появился Багдад, но тогда это был Вавилон, Персия и много других названий. Что там случилось описано в книге Эсфирь Ветхого Завета. Интереснейшая история, в которой нет ни слова о Боге. События, происшедшие в империи Артаксеркса, вынудили предков караимов покинуть те места. События эти - массовая резня местного населения, учинённая Мордухаем и его соплеменниками. Празднуется иудеями как "ханука", кажется, как освобождение из вавилонского "плена". Часть народа всё-таки осталась и в настоящее время называется "Бахтияр". Поскольку были убиты все мужчины, через горы, называемые ныне "Армянское нагорье", по берегу Каспийского моря в степи Северного Кавказа ушли женщины с детьми, закрыв за собой проход неприступной крепостью Семендер, что позволило им в течение

    • Ни на один из вопросов ни малейшего намёка на ответ.

      Так это ВАШИ вопросы. Вот вы об этом и напишите...

      Боюсь, вы не совсем поняли тему статьи. Это не монография по истории караимов, да я и не специалист. Это рассказ об ОДНОМ СЛУЧАЕ из жизни. Не более.

      То, что вы тут непонятно на каком основании требуете - это толстый том исследования настоящего историка. А в статью размером 5000 знаков все это вместить
      а) невозможно,
      б) не нужно,
      в)не входило в мои намерения.


      А по ссылке на Еврейскую Энциклопедию можно почитать большую серьезную статью о караимах.

      • Даже если сосредоточиться на выбранной теме ответы на вопросы 6 и 7 требуют ответов.
        Ну а еще я бы обратил внимание читателей на то, что караимы в процентном отношении подверглись куда более жестокому холокосту, но не трубят об этом на каждом углу по каждому поводу.

        • ответы на вопросы 6 и 7 требуют ответов.

          эти вопросы не имеют НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ к моей статье.

          Сосредоточьтесь прежде всего на правописании -ТСЯ и -ТЬСЯ. А затем возьмите материалы и пишите статьи на интересующие вас темы.

          у а еще я бы обратил внимание читателей на то, что караимы не трубят об этом на каждом углу

          Обращать внимание читателей на то, о чем вы советуете - это все равно, что прийти на похороны и сказать убитым горем родстенникам покойного: подумаешь, у вас он один умер, а в Китае недавно землетрясение было , погибло сто тыщ. Так как вам не стыдно плакать?

          Отвратительно. Попрошу вас больше никакие мои статьи не комментировать.

  • Всегда с большим интересом читаю Ваши статьи. Эта просто замечательная (как, кстати, и предыдущая, о фольклорном фестивале в Одессе). Сколько мы не знаем, а многие и не хотят знать. Мне кажется, такие просветительские материалы крайне важны для всех сегодня.

    Оценка статьи: 5

  • Хороший материал.
    Они правильно сделали, эти три еврейских специалиста. Наверное, каждый нормальный человек на их месте должен был бы так поступить.
    Но у меня возникает вопрос по истории.
    Сколько же еще "исторических выводов" были сделаны с умыслом кого-то спасти или, наоборот, покарать?
    А мы читаем сегодня их труды как абсолютную истину.
    Может, историки древности, вроде Геродота, тоже писали не только то, что думали? Может и ему приходилось, описывая какой-либо народ, то приукрасить, то подчернить?

    Оценка статьи: 5

    • не думаю, что много. Надо было соединять в себе немецкую аккуратность в постройке печей и немецкую аккуратность в определении, кого туда отправлять, а кого нет...

      А наши, например, предки, или монголо-татары - не стали бы заказывать ученым исследование. Прокатились лавой, да всех и порубали и правого и виноватого. "Да головы им отрубят, всего делов... Да пес с ними!" (очень приятно, царь)

  • Интересно рассуждаете. Мне очень понравилось.

  • Пошла смотреть, уж не из Крыма ли Вы
    Моя свекровь из Крыма, ее отец Шаевич похоронен на "Красном Камне", до войны был главрачом в санатории в Мисхоре, а потом в отряде, который сохранил крымские винные подвалы. Вот только от нее я впервые и узнала про караимов, потом уже в Израиле, в музее диаспоры. Да, спасибо интернету, надо только захотеть. Д
    Спасибо Вам за ссылку, я не была знакома с этим сайтом

    Оценка статьи: 5

  • Интересный экскурс. 5
    Караимы в русской армии достигали высоких чинов. Так, караим генерал-майор Александр Хануков в начале 20 века был начальником штаба армейского корпуса.

    Оценка статьи: 5