Панаева Авдотья (Евдокия) Яковлевна родилась 31 июля (12 августа) 1820 в Петербурге в семье актеров императорского театра. Получила скромное домашнее образование, некоторое время посещала балетный класс Петербургского театрального училища. С детства отличалась любовью к чтению и широтой интересов. В 1839 вышла замуж за писателя Ивана Ивановича Панаева.
Чтобы не было путаницы, восстановим родственные связи Панаевых, так как среди них было немало литераторов.
Несмотря на женитьбу, Панаев продолжал «рассеянный» образ жизни, мало интересуясь супругой. Зато на красивую женщину сразу же обратили внимание его друзья-литераторы. За ней принялись ухаживать Достоевский и Некрасов. Она выбрала Некрасова, став в 1846 году его гражданской женой. Но официально супружеские отношения с Панаевым разорваны не были, так как в те времена это была крайне сложная процедура.
Практически с момента воссоздания Панаевым и Некрасовым в 1847 году журнала «Современник» Авдотья Яковлевна стала его активным сотрудником. Вела в журнале женские разделы, занималась корректурой и перепиской с авторами. А с 1848 года и сама стала печататься под псевдонимом Н. Станицкий.
Первым крупным произведением Панаевой стал роман-хроника «Семейство Тальниковых», тут же запрещенный цензурой за «подрывание родительского авторитета». А в романе всего лишь правдиво была рассказана история воспитания детей в обычной семье, каких в России десятки тысяч. Роман в чем-то автобиографичен, так как мать писательницы отличалась жестким и деспотичным характером.
Несколько ранних произведений (1848−51 гг.) было написано Панаевой при участии Некрасова, это романы «Три страны света» и «Мертвое озеро», имевшие успех у читателей. В «Современнике» печатались многие её романы и повести: «Мелочи жизни» (в 1854 г.), «Роман в петербургском полусвете» (1863), «Женская доля» (1867), а также рассказы и очерки. Сотрудничала и с другими изданиями («Нива», «Живописное обозрение»), особенно после закрытия «Современника».
Для современных читателей, несомненно, большой интерес представляют её мемуары, впервые напечатанные в 1889 году в «Историческом вестнике», а на следующий год вышедшие отдельным изданием. По книге основательно прошлись цензоры, удалившие значительные фрагменты текста. Предвидя это, Панаева заранее многие имена скрыла за своеобразными псевдонимами: Воронцова-Дашкова стала «графиней N.», Сатин — «поэтом В.», Григорович — «литератором N.», Лев Толстой — «графом Т.»
В воспоминаниях много интереснейших подробностей, так как жизнь и литературная деятельность людей, о которых пишет Панаева, проходила на её глазах. Со многими она была по-настоящему дружна. Например,
Есть в мемуарах и подробности того, как рождались некоторые литературные произведения. Авдотья Яковлевна воспоминает, как на одном товарищеском ужине знаменитый актер Щепкин рассказывал случаи из его молодости, когда он провинциальным актером служил у антрепренеров. Была поведана и печальная история жизни одной молоденькой актрисы. Позднее, взяв за основу этот рассказ, Герцен написал повесть «Сорока-воровка».
Любопытны и некоторые бытовые подробности, связанные с деятельностью редакции «Современника». Панаева рассказывает: «Когда вышел первый номер „Современника“, то Белинский смотрел на книжку с таким умилением, с каким смотрит отец на своего первенца, только что появившегося на свет. По случаю выхода „Современника“ был дан обед в редакции, и с тех пор установился обычай, продолжавшийся много лет, — делать обеды сотрудникам каждый месяц».
Очень интересны её воспоминания о взаимоотношениях в литературной среде, особенно когда появлялся новый талантливый автор. «В февральской книжке („Современника“) 1847 года был напечатан роман Гончарова „Обыкновенная история“, имевший огромный успех. Боже мой! Как заволновались любознательные литераторы. Они старались разведать настоящую и прошлую жизнь нового писателя, к какому сословию он принадлежит по рождению, в какой среде вращается
Недавно «Воспоминания» Авдотьи Панаевой снова переизданы, причем в них по возможности расшифрованы все скрытые имена и восстановлены купюры цензуры. Почитайте, не пожалеете. Узнаете много нового о «светочах российской словесности».
Судьба
Последние годы жизни Панаева провела почти в нищете, перебиваясь небольшими литературными гонорарами. Умерла Авдотья Яковлевна в Петербурге 30 марта 1893 года. Похоронили её на Волковом кладбище.
Если вас заинтересовала судьба этой женщины, раскройте томик Некрасова и прочитайте посвященные ей стихи: «Тяжелый крест достался ей на долю», «Прости, не помни дней паденья», «Бьется сердце беспокойное», «Я не люблю иронии твоей». Если посмотрите по посвящениям, то найдете и другие стихи, посвященные Некрасовым этой удивительной женщине, ведь и после официального разрыва поэт продолжал относиться к ней с нежностью.
5 баллов!
Ну, я же говорю - люблю читать про красавиц, тем более принадлежащих миру искусства и богемы!
Прочитала с интересом.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Не только красивая, но самобытная женщина. В наше время сказали бы, самодостаточная. 5!!! Отлично!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вы нашли очень точное слово - самодостаточная.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, переплетение судеб бывает очень сложным...
Оценка статьи: 5
0 Ответить