Существует несколько версий подвига Сусанина, спасшего от поляков Михаила Романова, избранного на царство 21 февраля 1613 года Земским собором. Сам Михаил на соборе не присутствовал, еще в период первых штурмов Москвы народным ополчением в 1612 году он был выпущен поляками из Кремля и с матерью уехал в свою вотчину, село Домнино, что примерно в 70 верстах от Костромы. По преданию, 8 марта 1613 года поляки попытались захватить молодого царя, для чего направили в Домнино отряд.
Дальше начинаются различные варианты версий. Приведу наиболее часто встречающиеся.
По одной из версий, Михаил жил в Домнине под присмотром старосты Ивана Сусанина и его зятя Богдана Собинина. Узнав от верных людей о приближении поляков, Сусанин спрятал Михаила в ямнике сгоревшего овина, а сам вызвался идти проводником. Завел поляков в болото, где был убит ими после пыток. За это время Михаила успели перевезти в Ипатьевский монастырь.
По другой версии, поляки прихватили Сусанина на дороге (несколько вариантов с указанием разных мест) и заставили вести их в Домнино. Сусанин завел их в болото, а верного человека послал предупредить Михаила, который смог укрыться в Ипатьевском монастыре.
Концовка этой драмы тоже трактуется по-разному.
- Поляки, зарубив Сусанина, долго выбирались из болота, что позволило Михаилу укрыться в неприступном для врага монастыре.
- Другой вариант: поляки на болоте пытали Сусанина, требуя вывести их из трясины. Он отказался и был убит. Враги же почти все тоже погибли в болоте, а тех, кто смог выбраться, убили крестьяне.
Дальнейшие события официально задокументированы. Через неделю после набега поляков из Москвы в Ипатьевский монастырь приехало официальное посольство, чтобы объявить Михаилу об избрании на царство. Романова ждала Москва, а Сусанина крестьяне похоронили у села Исупово.
После этого шесть лет о подвиге Сусанина власти не вспоминали. В 1619 году зять погибшего старосты написал челобитную царю с подробным изложением подвига Сусанина и своих заслуг. «По совету и прошению матери» царь даровал Богдану Собинину и его потомкам земли в деревне Деревеньки Домнинской вотчины, статус белопашцев и освобождение от налогов и повинностей.
В обельной грамоте, выданной Собинину, впервые была описана официальная интерпретация событий 1613 года:
«Как мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом во 121 году (7121 г. от сотворения мира) были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд Польские и Литовские люди, а тестя его Богдашкова Ивана Сусанина в те поры Литовские люди изымали и его пытали великими немерными пытками. А пытали у него, где в те поры мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Руси были, и он Иван ведал про нас Великого Государя, где мы в те поры были, терпя от тех Польских и Литовских людей немерные пытки, про нас Великого Государя тем Польским и Литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и Польские и Литовские люди замучили его до смерти».
В последующем грамоты с практически аналогичным текстом еще несколько раз выдавались потомкам Сусанина по их челобитным для подтверждения привилегий. Впервые официальная версия с подробностями тех событий появляется в указе и грамоте, данной правнуку Сусанина в 1731 году, но упоминания болота и гибели поляков в ней нет:
«…Польских и Литовских людей оный прадед его от села Домнина отвел и про него великого государя не сказал и за то они в селе Исуповке прадеда его пытали разными немерными пытками и, посадя на столб, изрубили в мелкие части».
Любопытно, что кроме этих грамот, в которых явно повторялись версии, изложенные в челобитных, официальная власть о попытке поляков найти в 1613 году Михаила Романова не вспоминала. Причем в начале царствования Романова полякам русскими дипломатами неоднократно предъявлялись списки, перечисляющие «все неправды поляков», но покушение на монарха — более серьезное обвинение и придумать трудно — не упоминалось ни разу.
Интересно и другое, в ту зиму места нахождения на территории Руси всех польских отрядов и их перемещения были хорошо известны московским воеводам. Но появление польского отряда в районе Костромы и его попытка захватить царя отмечены не были.
Странно и то, что по преданию польский отряд появился в вотчине Романовых на неделю раньше официального московского посольства. Кстати, если бы попытка захвата царя была на самом деле, бояре, прибывшие с посольством к Романову, просто обязаны были назначить проведение досконального дознания. Но в Ипатьевском монастыре о таком важном событии даже не вспомнили.
Первые сомнения в официальной версии были высказаны еще в начале XIX века, когда на основе сведений, изложенных в указах 1731 и 1767 годов, появилось много произведений, воспевающих подвиг Сусанина. Но после того как по решению императора в Костроме установили величественный памятник Ивану Сусанину, сомневаться стало опасно.
В наше время многие исследователи истории России склоняются к версии, что Сусанин погиб не от поляков, якобы посланных на поиски царя, а был убит одной из шаек «воровских казаков», промышлявших обыкновенным грабежом. В те времена по дорогам России подобных шаек слонялось немало, а грабежи и убийства были обыденным явлением.
Можно предположить, что в 1619 году Собинин сам додумался или мудрые люди подсказали представить в челобитной гибель Сусанина как мученическую смерть за царя. Дело было практически беспроигрышное, так как мать Михаила Романова старосту из своей вотчины знала, и гибель Сусанина ради спасения её сына без должной награды оставить не могла. Но, видимо, в то время московские власти эту версию всерьез не воспринимали, так как достоверных свидетельств происшедшего не имели.
Иван Сусанин для России уже давно стал патриотическим символом. Легенда о его смерти за царя живет самостоятельной жизнью.
- В Костроме ему поставили новый величественный памятник, так как первый был разрушен в послереволюционные годы.
- В поселке Сусанино есть музей легендарного старосты. Кстати, изображение этого музея все видели неоднократно, ведь разместился он в церкви, изображенной на картине Саврасова «Грачи прилетели».
- На месте предполагаемой гибели Сусанина установлен громадный камень.
- Созданы туристические маршруты по местам его гибели.
- А временами в тех краях проводятся и театрализованные представления, воспроизводящие события 1613 года.
Что на самом деле произошло в костромских лесах в 1613 году, наверное, узнать уже не удастся. Да и так ли это важно?
В 1863-ем году учёный, историк Костомаров Н.И. в своём труде "Исторические монографии и исследования" убедительно доказал, что "подвиг" Сусанина это выдумка сусанинского зятя Богдашки Собинина с целью получения льгот и привилегий. Впервые о Сусанине рассказывается в 1804-ом году в "Географическом словаре" Щекатова в 3-ем томе в статье "Пустошь Коробова" на странице 748. Последующие авторы прибавляли от себя выдумки, один интереснее другого. Пока это нагромождение сказок не оформилось в то, о чём нам рассказывают сегодня.
0 Ответить
Читал. А вы?
Я писал коментарий не к статье, а к коментариям, хотя и к статье тоже. Особенно к концовке:Да и так ли это важно? Важно! Читайте выше.
Автор прав: передвижение чужих войск в любом государстве крайне важен и всегда запротоколирован.
0 Ответить
Народ верить в сказки -- быть ребенком.
Подумайте! Война с Поляками закончилась в 1612 году. Шел год 1613. Как через год Поляки дошли до Костромы?!!!!!!!!? Посмотрите на карту!!!!!! Где Варшава? Где Москва? Где Кострома? Ответьте как отряд в 100 сабель мог пробраться так далеко, мимо городов, сел. Подумайте как можно завести в болото 100 человек и утопить? Бред сивой кобылы. Как зашли, так и вышли. По своим следам. В Костроме распологался гарнизон в 2000 стрельцов. Это самоубийство.
0 Ответить
Дмитрий Сацук, а статью Вы не читали, просто отвечаете на вопрос заголовка?
0 Ответить
Надо же! Очень интересно
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"В наше время многие историки склоняются к версии, что Сусанин погиб не от поляков, якобы посланных на поиски царя, а был убит одной из шаек «воровских казаков»"
Ложка дегтя.... ну почему в наше время находится много желающих переписать историю.... нужно воспевать героев, а не сомневаться, через 400! лет...
0 Ответить
Вы правы, героев нужно воспевать, но при этом различать героев реальных, чьи подвиги несомненны, и героев созданных устным народным творчеством, литературой, искусством, чьи подвиги – это или вымысел, или искаженный отголосок каких-то реальных событий. Важны и те, и другие.
Восхищение подвигами Ильи Муромца не страдает от того, что они вымышленные. Был такой реальный богатырь, смело бился с врагами Руси, вот народ и сочинил о нем былины, которые сами по себе уже являются данью уважения.
Более близкий пример – подвиг 28 панфиловцев. Еще в 1946 году официально было проведено расследование, показавшее, что их подвиг – вымысел газетного корреспондента, побоявшегося ехать на передовую. Но подобное описанному в газете происходило в реальности, и многие из героев его очерка на самом деле погибли в боях за Родину, пусть и не так героически. Поэтому вымышленный газетчиком подвиг стал символическим, и никто не собирается принижать его значение. Примерно в то же время подобный подвиг, но реально задокументированный совершили под Москвой 37 казаков-кубанцев. Но о нем, к сожалению, знают очень мало.
Восстановление исторической правды – не переписывание истории, а восстановление реальности конкретных событий и подлинных действий конкретных лиц. Без знания всей правды о прошлом нельзя понять многие исторические процессы. Поэтому не удивляйтесь, что появляются новые версии каких-то исторических событий, только различайте их варианты:
- на основе документов и серьезного исторического анализа;
- в погоне за «жареным» фактом и газетной сенсацией.
А сомневаться в реальности подвига Сусанина начали не через 400, а через 200 лет, когда появились первые серьезные публикации с анализом реальности тех событий. В течение же первых 200 лет о нем знали только в небольшом районе, где погиб Сусанин, да в царской канцелярии.
А убийц Сусанина интересовал не молодой царь, об избрании которого они еще знать не могли, а богатства владельцев вотчины. Кстати, найден скелет со следами рубленых ран, который с большой вероятностью (проводился генетический анализ) может быть останками Сусанина. Поэтому легенда о подвиге Сусанина - это героизированная интерпретация реального факта. И значимость подвига, пусть и легендированного, это никак не умаляет.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Абсолютно правильно!
Многие поколения восхищаются подвигами героев Трои.
Смысл тех давних событий не изменился, но оброс героикой и романтикой и превратился в прекрасную легенду.
Оценка статьи: 5
0 Ответить