Борис Рохленко Грандмастер

Куда идут крестьяне? Три версии.

Один из читателей, сведущий в живописи, впечатлился моими сочинениями и выдал мне как бы контрольную работу: а что вы думаете об «Идущих крестьянах» Корнелиу Баба?

На первый взгляд как бы не о чем говорить — идут крестьяне. И нехай себе идут. Но дело в том, что у Бабы есть, по крайней мере, две картины с идущими.

Идущие крестьяне. 1943 год. На первой — все спокойно, лица без внутреннего напряжения или огня. Самый пожилой персонаж (видимо, мать крестьянина) в трауре, в черном платке: еще не прошел год после смерти отца семейства. Рядом с ней — внучка с кувшином, в котором (по всей вероятности) молоко. Сын в возрасте, лысеет, но еще не поседел. Рядом слева — сноха. Идут работать, скорее всего, на хозяина. С точки зрения реальности — в картине фактическая ошибка. Все происходит на фоне совершенно голых полей, ни намека на зелень. Зачем тяпки? Что полоть? А тем более, окучивать? Или художник настолько городской человек, что не представляет себе времен года в деревне?

Еще одна любопытная особенность: трое из четверых смотрят вниз. Случайность? Вряд ли. Скорее всего, это символ потери жизненной перспективы. И только у невестки остатки каких-то надежд, она смотрит вперед (может быть, собирается рожать?).

На другой картине тоже идут крестьяне (символично, что на первой картине крестьяне идут направо, а на второй — они идут налево. Полевели!). Может быть, это те же люди, но их уже больше.

Картина не поддается однозначному толкованию. Поэтому — три версии.

Первая — материалистическая (или реалистическая, как удобнее).

Идущие крестьяне. 1958 год. Раннее летнее утро. Приблизительно 4 часа утра. Батраки. Спешат на работу. До места далеко, километров 5−6. Работу надо сделать, пока не начался дождь — все небо в тучах. На лице главы семейства — озабоченность: надо успеть, иначе не будет денег. Да еще неизвестно, как расплатится хозяин: может, едой (молоко, яйца, кукуруза). А нужны деньги — купить одежду, обувь… Женщины идут с выражением покорности судьбе: надо — значит, надо. Успеем — хорошо. Не успеем — ничего не поделаешь. Как-нибудь протянем до следующего дня, недели… И так всю жизнь.

Как связаны эти люди? Скорее всего, рядом с главой семейства (не вызывает сомнений, что он глава — он впереди, он идет решительно и задает скорость хода) — его дочь. Ее глаза опущены, вид понурый. Может быть, она плохо себя чувствует? А может, злится на своего мужа?

За ней — ее муж, который почему-то смотрит в сторону (что он там увидел — непонятно, может, какую живность для еды). Девочка на руках еще одной женщины (очевидно, жены главного персонажа) — скорее всего внучка. А вот идет рядом с ними — еще одна дочь.

Почему они батраки? У крестьянина самостоятельного должна быть лошадь (мне так кажется). Кроме того, крайняя степень нищеты: портки обремкались, босиком, по холодной земле (хоть и лето, но не жарко).

Обратите внимание на кувшины. В том, который несет девочка, должна быть вода. Ей можно поручить нести только воду. Второй кувшин несет дочка. В нем, вероятнее всего, молоко. То, что оно дойдет до места в целости и сохранности, гарантируется самой дочкой. Человек ответственный, тем более что кормить меньшую девочку, кроме как молоком, нечем. Откуда молоко у батраков? Может быть, дали соседи из сострадания. Может, от хозяйских щедрот. Может, в долг от хозяина.

В сумках должна быть еда. Скорее всего, это мамалыга. В те времена это была еда нищих (сегодня это деликатес для гурманов).

Безысходность. Тоска. И нет будущего — впереди только рабский труд. И никаких радостей в жизни…

Вторая версия — романтическая.

Отец семейства. Все, что касается материального состояния семейства — справедливо и для этой версии. Но вот если посмотреть на лицо зятя (который как бы отвернулся в сторону), то можно предположить, что вчерашний вечер был романтическим — достали где-то вина и упились вместе с тестем. Тесть покрепче, его не мутит, только глаза слегка остекленели. А зятю плоховато, поэтому он и отворачивается. Не исключено, что пили вместе с женщинами, устроили и для них разрядку. Но может быть, и нет — самим было мало. А на то, что они пьют регулярно, указывает цвет носа тестя.

Третья версия — идеологическая.

Беднота. На лицах — отрешенность. Дальше некуда. Терпению конец. Но есть какой-то просвет впереди: лица освещены ярким светом. Мрачность обстановки дополняется тучами — предвестники надвигающейся грозы. И трудовой народ пойдет к свету! И дойдет до него, чего бы ему это ни стоило! И добьется лучшей жизни, пусть в руках нет ничего, кроме мотыг!

Несколько слов о технике исполнения картины. В целом это — социалистический реализм: прорисованы фигуры, лица, одежда. Но какие-то элементы абстракции на полотне присутствуют. Крестьяне идут по какому-то непонятному участку. То ли это песок утрамбованный, то ли это каменистое плато, то ли это фантазия художника. И непонятно, почему именно так: для сельского ландшафта совершенно нехарактерно отсутствие какой бы то ни было растительности. И это не маленький кусок, ему ни конца, ни края. Может быть, это аллегория? Чего? Безнадежности?

После краткого ознакомления с творчеством Корнелиу Баба я пришел к выводу, что он был не просто реалистом. Это был смелый человек! Первая картина о крестьянах написана в 1943 году. Сравните эти две: вторая была написана в 1958 году, спустя 15 лет после первой. Задайте себе вопрос: как изменился облик крестьян? Если на первой картине они — бедные, то на второй — нищие! И это после 11 лет демократической власти!

Кроме того, первая картина дышит спокойствием, а вторая? Каким-то возбуждением, которое исходит не от лиц, а от цветовой гаммы. Яркие, насыщенные краски, совершенно ненатуральные! Что это? Скрытый призыв к сопротивлению?

1958 год — год принятия Баба в почетные члены Академии художеств СССР. Может быть, между этим событием и картиной есть какая-то связь?

Вот такие соображения по поводу. Заказчик этого комментария обещал дать точку зрения самого автора картины. Очень может быть, что толкования разойдутся диаметрально, как в старом анекдоте. В Китае на карнавале победил костюм: синяя хлопчато-бумажная ткань, противогаз через плечо, вышитая роза на левой стороне груди, на правом плече пришит презерватив. Жюри вынесло свой вердикт: «Мы прониклись идеей вашего костюма и поэтому дали вам первый приз. Хлопчато-бумажная ткань — свидетельство нашей ограниченности в средствах, противогаз — символ нашей готовности к обороне, роза — наша любовь к миру, презерватив — инструмент нашей борьбы с рождаемостью». Автор костюма после всех слов благодарности: «В моем представлении все несколько проще: любить с презервативом все равно, что нюхать розу через противогаз!». Так что ждем обещанную авторскую точку зрения!

Обновлено 12.08.2008
Статья размещена на сайте 5.08.2008

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Версия четвертая: идут из левого верхнего угла в нижний правый.

    Интересно то, что художник решал чисто технические задачи..., а искусствоведы углядели в работе "... драму, психологический конфликт и пр."
    Все это благодаря манере и технике живописи - сильный свет, в частности...
    Я благодарен автору статьи за свое видение работ художников...

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав, спасибо за оценку и комментарий!

      Вы очень точно подметили мой промах: я не указал, что они идут из угла в угол (если брать обе картины). Спасибо. Я буду внимательней.

      • Вячеслав, я тут поразмыслил над тем, что вы сообщили о комментарии автора к своей картине.

        Первое: если от него ждали каких-то откровений - их получили. Но это не то, что думает автор. Мое глубокое убеждение - автор не может писать, рисовать по заказу. То есть, даже если есть заказ и возможны какие-то действия для удовлетворения требований заказчика, автор напишет то, что у него заложено в подсознании. Иногда этого подсознания будет меньше, иногда больше, а если это не заказ - то картина вся будет такой.

        Никогда не соглашусь с тем, что обремканные портки решают какие-то световые или цветовые задачи. Ссылка автора на это, по моему глубокому убеждению - отмазка, только чтобы не приставали.

        Второе. Опять таки про эти две картины. Не может быть случайностью, что автор почти повторил сюжет пятнадцатилетней давности. И это не было заказом или заданием. Это был крик души! В 1969 году я проездом в Болгарию побывал в Румынии. Что я видел из окна вагона? Почти ничего. Пара часов на вокзале в Бухаресте. И все. Вы думаете, от этого галопа в голове ничего не осталось? Осталось! Ощущение нищей страны!

        И посмотрите на лицо крестьянина: если я не ошибаюсь - это лицо алкоголика. Так что в полотне и боль за состояние народа (если говорить высоким слогом). Труд не приносит результата, остается только пьянствовать.

        Кстати, насколько я просвещен, такая же ситуация и в российской глубинке. В свое время на меня очень сильное впечатление произвел "Печальный детектив" Виктора Астафьева. Та же картина: народ спивается.

        Так что вот еще один разворот темы.

        • Писать парадные портреты выгодно, но это не творчество...
          Истинные герои картин многих художников - простые, "серогорбые" люди, побитые жизнью... в них больше драматизма, боли и правды... такие типажи и сейчас многих художников привлекают...

          Да и сами художники - такие же страдальцы и горькую хлещут, будь здоров!

          Оценка статьи: 5

          • Насчет художников - это верно. Но это не от горя, это профессия. Мне Саша Ганелин рассказывал про быт художников: пить и рисовать.

            Кстати, это не веяние времени, это вековая традиция. У Верхарна есть стихотворение "Старые мастера", заключительная фраза которого: "Творя прекрасное от пьянства и до пьянства" (о мастерах 17 века). Трудно сказать, насколько нарисованная им картинка соответствует истине, но...

            О типажах. Художников, на мой взгляд, привлекает не сама бедность и серость, а трагичность в лицах их героев, иногда комичность. У старых мастеров есть жанровые сценки в кабаках. Там нет надлома, есть быт.

            Зачем им надо было это писать? Сейчас никто не ответит на этот вопрос. Зато мы сегодня смотрим на это как на документы: зафиксированы детали быта. Интересно, например, что табуретки сегодня такие же, как были 500 лет назад. А характеры участников таких сцен особого интереса не вызывают (по крайней мере, у меня).

            • Точный и красивый рисунок - единственный способ отразить реальность и свое отношение к реальности в те времена, когда отсутствовала фотография... сейчас это выглядит несколько наивно..., но для тех, кто об этом забывает или не знает.

              Художников привлекает все, что они интуитивно чувствуют или делают и сами не понимают, почему... это все от Бога!

              Пьянство - скорее дань некой традиции - легче уйти от реальности и погрузиться в мир бесконечной фантазии...

              И в самом деле - если художник будет воспринимать мир таким, каков он есть - это может плохо кончиться для художника...

              Но художник художнику - рознь... очень много художников, ведущих здоровый образ жизни и преуспевающих...

              Опять же, пьянство - очень легкий способ "прикрыть" свою несостоятельность. Огромный процент от общего числа художников - это начинающие и остановившиеся на уровне эскизов и "почеркушек"...

              Оценка статьи: 5

  • Борис, спасибо! В очередной раз порадовали. Оч. понравилось! Да еще и сразу 2 картины! Здорово! Теперь Вячеслав, ваш ход. А я в восторге. Мне оч. нравится как рассказывает Борис!

    Оценка статьи: 5

  • Свое мнение я выскажу чуть позже - интересно мнение других почитателей Вашего таланта...

    Оценка статьи: 5