Пока писатель молод, он будет стремиться проживать в городе, поскольку город будет благоприятствовать его духовно-нравственному развитию, стимулировать творчество и удовлетворять чувство тщеславия. Здоровое чувство разумного тщеславия сопутствует многим писателям на протяжении всей жизни и способствует процессу создания новых произведений.
Писатели, достигшие славы и признания, часто украшенные к этому времени сединами, начинают испытывать потребность в уединении, а потому выбирают деревню, где они смогут жить и работать. В наше время при наличии транспорта общественного и личного возможность перемещения из города в деревню и обратно — не проблема.
Писатель в силу самой своей природы, в основном, является обитателем кабинета. Ему нужен собственный, в крайнем случае, пусть и небольшой угол со столом и стул. Но если он не является убежденным сторонником аскетизма, то ему трудно будет ограничиться только этими минимальными удобствами.
Вопросом о рабочем месте писателя одной из первых озадачилась известная английская писательница В. Вульф (1882−1941). Именно она отнеслась к этой теме с абсолютной серьезностью в своем замечательном эссе «Собственная комната» (1929), отметив, что в течение многих веков лишь незначительному количеству женщин удалось попасть в литературу, поскольку перед ними ставились различные препятствия в виде предрассудков. И что очень часто только путем потери доброго имени женщине удавалось добиться такого уровня независимости, который позволял ей иметь собственную комнату, где она могла заниматься писательским трудом.
Только в 19 веке женщина в полную силу смогла вступить в литературную жизнь. Так, в России смело заявили о себе такие, ныне почти забытые писательницы, как Надежда Андреевна Дурова (1783−1866), Зинаида Александровна Волконская (1789−1862), Евдокия Петровна Ростопчина (1811−1858), Елена Андреевна Ган (1814−1842), Елизавета Васильевна Кологривова (1809−1884).
Раньше же, если дама и набиралась смелости взяться за перо, то ей приходилось вести себя, как Д. Остин (1775−1817) — известной английской романистке, которая прославилась своим остроумным и проницательным изображением провинциального общества. Она, находясь в гостиной родительского дома, вынуждена была прятать свою рукопись от посторонних глаз, а поэтому жаловалась: «Мужчины добыли себе привилегию писать уже несколько тысячелетий назад, и только в первобытных человеческих общинах поэту пришлось бы доказывать, что ему необходим укромный уголок, где бы он имел возможность сосредоточиться».
Начитанный читатель может не согласиться с тем, что писателю необходим для работы кабинет, и, возможно, приведет несколько убедительных примеров, когда хорошие произведения были созданы в плохо освещенных тавернах и кафе, чердаках и подвалах или в шумной комнате, наполненной людьми, занятыми только проблемами собственной жизни. Однако при этом такие неблагоприятные для писательского труда условия непременно сказывались на свойствах произведения. И иногда в произведении можно даже угадать, где оно писалось и при каких обстоятельствах.
Думается поэтому, что писатели должны проявлять заботу о своем рабочем месте, особенно тот тип писателей, которым для написания произведения обдуманного и выношенного нужен удобный кабинет, где они и могут реализовать свой творческий замысел.
Существует и другой тип писателей, на которых вдохновение может снизойти внезапно, как порыв ветра, и в таком случае они готовы писать там, где их настигнет вдохновение. Им нет нужды заботиться об элементарных условиях в виде стола и стула, они готовы писать и на колченогом столике в тихом дворике, и на лесном пне, если вдохновение пришло во время гуляния в лесу, и на садовой скамейке, если оно застало во время прогулки по парку. Но кажется, что таких авторов немного.
Представляется, что кабинет писателя или хотя бы его уголок должен быть удобным и в меру комфортным, обставленным с учетом его личных вкусов и наклонностей. При этом материальный достаток не имеет здесь какого-либо определяющего значения, так как можно обустроить кабинет и рабочий стол по-разному. Раньше обязательным украшением и непременным атрибутом писательского стола являлся письменный прибор, затем пишущая машинка, а сейчас это, как правило, ноутбук. У каждого писателя на рабочем месте только свои, лично ему необходимые и дорогие мелочи, которые могут создать для него нужную творческую атмосферу. При этом находящиеся на столе предметы не должны отвлекать от главного — работы.
Порядок же на рабочем столе зависит от умения или неумения его наводить и поддерживать. У некоторых рабочий стол может быть завален книгами и бумагами, необходимыми для работы, а у других на столе — лишь листы бумаги и ручка, а все остальное находится в воображении.
Исходя же из материальных возможностей, писатель может выражать свои пристрастия обстановкой в комнате, ее освещением, внутренним дизайном и видом из окна, который ему больше всего по душе. Но это уже, вероятно, в идеале.
Ранее существовала мода на так называемые вольтеровские кресла, очень вместительные и удобные. Сам же великий французский писатель и философ Вольтер (1694−1778) писал и лежа в постели, но при этом работал часто более энергично, чем многие писатели, работавшие в кресле. Современные же писатели предпочитают избегать слишком удобных кресел, ведь они более приспособлены для отдыха, приятной беседы или послеобеденной дремы. Некоторые предпочитают офисные кресла на колесиках, хотя, думается, более удобными являются все-таки деревянные.
Обстановка кабинета не бывает случайной, она чаще всего с любовью и вкусом подобрана под наклонности автора и призвана способствовать полету творческого вдохновения и отдыху, когда для этого приходит время.
Успехов вам за вашим рабочим столом!.
Геннадий Безруков, перешёл я по ссылке на вашу статью годичной давности "Где творит свои произведения писатель?" Ответ вроде простой - кто где имеет возможность, там и пишет. Когда мы жили в однокомнатной квартире, я по два-три часа каждую ночь читал и писал в туалете, чтобы не мешать семье. Вот стишок тех времён.
Я пишу на унитазе...
Туалет - мой кабинет.
Я пишу на унитазе,
Потому что трона нет.
Инструмент водобачковый
Все поёт, поёт, поёт...
Гениально бестолковый
Из поэта стих ползёт.
Я, конечно же, - в штанах,
А ещё точней - в трико.
Я витаю в облаках,
Далеко-предалеко!..
Здесь же - пахнет не духами -
Здесь совсем обратный дух.
Откровенно прёт стихами,
Забивает слух и нюх.
В то время у меня вышло два сборника стихов, а потом мы получили двухкомнатную квартиру, у меня появился свой угол. Третий сборник вышел только через десять лет, меня приняли в союз и я стал писать от случая к случаю.
0 Ответить
Михаил Мельниченко ,
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Впринципе, я согласен с вашей статьёй. Даже скажу больше, эта тема очень важна и актуальна для молодых и честных писателей.
Я не зря употребил слово "честных". На сегодняшний день, некоторые работы авторов, приносят прибыли больше, чем годовая работа среднего бизнесмена. Я говорю это к тому, что писателей которые пишут из-за того что любят своё дело, намного меньше, чем тех для кого это просто погоня за наживой. Поэтому я согласен с вами насчет всего что вы написали, не согласен с тем, то что есть писатели которые могут писать в обстановке шумной и просто непригодной для творчества. Это единственное что я не принимаю. А всё остальное просто отличною Так держать!!!)))
0 Ответить
О каких писателях Вы дали статью? О классиках прежних времен или о тех,кто сейчас пишет в угоду всем и каждому, дабы заработать деньги.Ведь есть и препоны с доведением своего творчества до читателя , например издательства да идругие проводники ваших творческих потугов оцениваются сейчас в деньгах(как разойдется тираж и сколько будет прибыли).А учитывая,что в данный момент востребовано и какой аудиторией сложившейся сейчас в России?. Вот и будет этот дядя решать издавать или нет. А без него остается открыть собсвенное издательство или в крайнем случае распостранять через САМИЗДАТ было такое понятие. Но почему не затронут вопрос о поэтах,там и кабинетов не нужно было для многих.Озарение оно и есть озарение, могло возникнуть и в отхожем месте но и прогреметь на весь мир.
0 Ответить