А все дело в том, что эти глубоко чуждые нам марсиане не могут понять выражение «борьба хорошего с еще лучшим». Ботва какая-то, думал марсианин, и был в корне неправ. Это была не ботва, а мощное культурное явление искусства времен соцреализма. Собственно, об этой самой борьбе и повествовало множество кинофильмов времен СССР, в которых действие происходило в мирное время на территории нашей бывшей огромной родины.
Поясняю. Конечно, если сюжет фильма — о войне, революции, или дореволюционных временах, то тут все в порядке: лепи, художник, негодяев сколько угодно. Темные силы нас в те времена злобно гнели, вихри враждебные над нами веяли, кипел наш разум возмущенный. Но если к нам полезет враг матерый — он будет бит повсюду и везде, и по долинам и по взгорьям. И как один умрем в борьбе за это, и юный октябрь впереди. Наш паровоз вперед летел, а наш бронепоезд, что интересно, стоял на запАсном пути, и так далее.
Ну, а если дело происходит у нас, и все действующие лица — советские люди? Поскольку в стране победившей диктатуры пролетариата было совершенно уничтожено угнетение человека человеком, а из населения со звонкими песнями бодро выковывалась историческая общность человека нового типа — то подлецов и негодяев у нас быть не могло. Иначе пришлось бы признать, что т. наз. моральный кодекс строителя коммунизма как-то не совсем эффективно внедряется в наше сознание.
Но и в фильме про мирное время все же должен быть какой-то сюжет, какая-то интрига, какие-то коллизии и борьба. Невозможно же все время снимать фильмы про шпионов. И вот появилось гениальное изобретение: формула «борьба хорошего с еще лучшим». То есть вообще-то все хорошо и замечательно, но бывает, что кто-то кое-где у нас порой чего-то недопонимает. И вот из этого недопонимания возникают всякие остросюжетные завороты. Когда все хотят чего-то хорошего на благо советской родины, но по-разному понимают это благо. Отсюда и коллизии, столкновения, споры и недоразумения.
А для такого вот узко ограниченного поля деятельности нет лучше материала, чем проблемы художественной самодеятельности. Это просто идеальная тема!
Во-первых, выигрышная и эффектная: позволяет ввести в сценарий песни, пляски и прочее, а это всегда украшает. Во-вторых, их можно разнообразить соответственно месту действия,
Смотрите сами:
«Веселые ребята» — прекрасный фильм (без шуток, действительно отличный). Главные герои — пастух, который мечтает стать артистом и играть в джаз-оркестре, и домработница, которая мечтает стать певицей. А пока они участвуют в самодеятельности без отрыва от производства.
«Волга-Волга» — тоже отличный фильм, веселый, живой и динамичный. Про то, как бюрократ не давал вольно развиваться народной художественной самодеятельности и недопонимал, сколько в народе талантов. Но таланты, прекрасно поющие, пляшущие и играющие в самодеятельных оркестрах без отрыва от производства, победили, все едут на Всесоюзный смотр народного творчества.
«Осторожно, бабушка!» — веселая комедия с бессмертной Раневской, молодежь строит Дом Культуры, дабы им было где заниматься (без отрыва от производства, конечно) художественной самодеятельностью, а несознательный зав. стройотделом недопонимает всю важность этого момента. Молодежь побеждает. Концерт.
«Карнавальная ночь» — закоснелый бюрократ пытается помешать новогоднему концерту народной самодеятельности, который талантливые ребята подготовили к Новому году без отрыва от производства. А вместо него он хочет делать нудный доклад. Молодежь побеждает. Концерт.
«Ляна» — в молдавском виноградном совхозе несколько ребят так увлекается самодеятельностью, что запускает виноградники. Получается отрыв от производства. Здоровые массы молодежи вкладывают им ума, ребята осознают и перевоспитываются, активно вовлекаются в трудовую деятельность. Все молодые колхозники едут на концерт народных талантов в Москву.
«Кубанские казаки» — хотя сюжет и не завязан на самодеятельности впрямую, но концерту народных талантов кубанских сел в фильме отводится огромное место, громадный концерт происходит на роскошной сцене с декорациями и роскошными костюмами. Колхозники демонстрируют просто супер-профессиональный уровень в пении, танцах, скетчах и пр., достигнутый ими без отрыва от сельскохозяйственных работ.
«Музыкальная история» — шофер такси без отрыва от производства увлекается самодеятельным пением прямо за рулем. Постепенно он перерастает самодеятельность и становится оперным певцом.
«Берегись автомобиля» — следователь и преступник Деточкин, участвующие в народном театре без отрыва от производства, встречаются на самодеятельном спектакле, которому оба придают огромное значение. Там же звучит вошедшая в историю фраза «насколько лучше играла бы Комиссаржевская, если бы она днем стояла у токарного станка».
«Карнавал» — начинается с того, что молодая Нина Соломатина играет в школьной самодеятельности без отрыва от учебы и у нее рождается большая мечта — стать артисткой. Она едет поступать в театральный, но увы, артисткой не становится. Потому что, став артисткой, она оторвалась бы от производства, а так она возвращается в родной город на комбинат.
…И, думаю, это далеко не все, и читатели подскажут мне, какие еще фильмы я пропустила. Совершенно ясно, что если несчастный марсианин просмотрит подряд все эти фильмы, то ничто уже не разубедит его, что главной и основной страстью и делом жизни советских людей была именно художественная самодеятельность. Причем, что характерно, без отрыва от производства.
"Королева бензоколонки" тоже на балет собиралась.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий, да еще на роликах!
1 Ответить
К. Ю. Старохамская, а как же ))) В модном комбинезоне!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо! статья неплохая, но Вам не кажется что сюжет "Карнавала" в данном тексте просто "притянут за уши". Никакого "отрыва от производства" там не было. Крушение детских иллюзий и человеческая трагедия - это да...
0 Ответить
Соколов Юрий, в общем да, там самодеятельность не на первом плане. Просто фильм мне нравится и хотелось его упомянуть. Хороший фильм, добротный.
0 Ответить
Перечитала комментарии и решила сначала ничего не писать. Статья, согласитесь с этим, не самая удачная. Как-то притянуто за уши, без эмоций. Вернее, эмоции - не ваши, простите. Но вы сокрушаетесь по поводу малого количества комментариев.
Пишу: у вас есть значительно более интересные статьи, которые читаются легко и с интересом! Пусть на один комментарий станет больше.
0 Ответить
Евгения Смуровская, я согласна, статья про число Пи у меня гораздо лучше вышла, и про культ карго тоже лучше. Так что не буду спорить.
А комментарии я люблю задиристые, с аргументами ЗА и ПРОТИВ. Вот, помню, в статьях про фэн-шуй и симорон - там было рубилово... А уж про "память воды" и лженауку...
Огромная рубка на 300+ комментариев была в статье про квартиный вопрос, но там обидевшийся оппонент все поудалял. Жаль.
А вот в статьях, посвященных художникам и картинам, там где чистый позитив и похвала - вообще мало комментариев. Словом, чем дальше в лес, тем толще партизаны.
0 Ответить
К. Ю. "А вот в статьях, посвященных художникам и картинам, там где чистый позитив и похвала - вообще мало комментариев". А что Вы хотите? Многие ли имеют понятие о соцреализме. Я не уверен, что они могут полностью " расшифровать" это слово. Для многих оно звучит, как социальный реализм. А высказывать свое мнение о фильмах, литератере, живописи, музыке - опасно, можно выставить себя неприглядно, особенно если твоя точка зрения отличается от общепринятой, да и нужно иметь представление о чем пишешь. А так будут сыпаться обвинения в том, что Вы ругаете все советское. Очень удобно, а конкретики нет.
0 Ответить
А так будут сыпаться обвинения в том, что Вы ругаете все советское. Очень удобно, а конкретики нет.
Игорь Абрамов, я ругаю только с конкретикой!
1 Ответить
К. Ю. Старохамская, да не у Вас.
0 Ответить
Девушка,не отрывайтесь от производства,а то вредные статьи выходят.
0 Ответить
Большое спасибо, юноша, я непременно учту ваши необычайно ценные указания.
0 Ответить
Так и не понял о чем собствено статья?
1. О том, что все эти фильмы глупые? Хотя автору некоторые из них нравятся.
2. О том, что невозможно быть профессионалом в самодеятельности в отрыве от производства? Ну так ведь это кино, а в кино может быть все что угодно.
3. О том, что плохая советская власть заставляла людей заниматься самодеятельностью? Так, в то время и развлечений особо не было (кино, вино и домино).
4. О скудоумии советских сценаристов? Ну такое встречается везде.
Объясните, расстолкуйте, что вы хотели донести этой статьей? Иначе поставлю заслуженный кол.
0 Ответить
Интересно, что значит позиция учителя, и где вы ее заметили в моем комментарии.
Скорее там позиция ученика, который задает вопросы по непонятной теме.
Давайте и вы не будете из себя строить "учителя" и поучать меня как писать комментарии.
И если вы захотите что-то добавить, то отправляйте в личные сообщения, давайте не будем засорять тему.
0 Ответить
Дармен Жакенов,
1. поставьте, что хотите, мне, честно говоря, от этих баллов не жарко и не холодно. Меня огорчает, когда к статье мало комментариев.
2. О чем статья? перечитайте начало. О "больбе хорошего с еще лучшим". О социалистическом реализме как специфическом способе отображения реальности.
0 Ответить
Только не думайте, что Я угрожал, как некоторые здесь решили.
Просто эта статья действительно отличается от других ваших отсутствием какого-то смысла.
Ну что же, иногда и у гениев случаются промахи.
К сожалению вы так и не ответили на основной вопрос, а Я, как те марсиане, так и не понял что же значит «борьба хорошего с еще лучшим»
1 Ответить
так и не понял что же значит «борьба хорошего с еще лучшим»
Читаем еще раз, медленно:
______________________
Поясняю. Конечно, если сюжет фильма – о войне, революции, или дореволюционных временах, то тут все в порядке: лепи, художник, негодяев сколько угодно.
Ну а если дело происходит у нас, и все действующие лица – советские люди? Поскольку в стране победившей диктатуры пролетариата было совершенно уничтожено угнетение человека человеком, а из населения со звонкими песнями бодро выковывалась историческая общность человека нового типа – то подлецов и негодяев у нас быть не могло. Иначе пришлось бы признать, что т. наз. моральный кодекс строителя коммунизма как-то не совсем эффективно внедряется в наше сознание.
Но и в фильме про мирное время все же должен быть какой-то сюжет, какая-то интрига, какие-то коллизии и борьба. Невозможно же все время снимать фильмы про шпионов. И вот появилось гениальное изобретение: формула «борьба хорошего с еще лучшим». То есть вообще-то все хорошо и замечательно, но бывает, что кто-то кое-где у нас порой чего-то недопонимает. И вот из этого недопонимания возникают всякие остросюжетные завороты. Когда все хотят чего-то хорошего на благо советской родины, но по-разному понимают это благо. Отсюда и коллизии, столкновения, споры и недоразумения.
А для такого вот узко ограниченного поля деятельности нет лучше материала, чем проблемы художественной самодеятельности.
_______________
Опять непонятно?
0 Ответить
И что же, это хорошо или плохо? Снова, в чем смысл статьи?
Написать, что в советское время это было?
0 Ответить
Дармен Жакенов, а в чем вообще смысл писания статей? Вероятно, в том, чтобы описать какое-то явление и выразить свое отношение к нему.
В данном случае я пишу цикл статей об искусстве соцреализма. Хорошо это или плохо? Вопрос лишен смысла. Интересно это или нет? Вероятно, кому-то да, а кому-то нет.
0 Ответить
К. Ю. Старохамская, в том-то и дело, что мне хочется узнать Ваше отношение именно к теме этой статьи. Свое отношения Я знаю.
А из статьи не понимаю хвалите вы или критикуете (хотя как мне кажется ко всему советскому отношение у вас отрицательное)
0 Ответить
Дармен Жакенов, ко всему советскому - скорее отрицательное, да. Но к описанным в статье фильмам - скорее просто насмешливое. некоторые мне даже нравятся. Смешит само явление, когда ничего нельзя было критиковать, и сценаристы должны были учитывать требования цензуры, а в то же время писать смешно и интересно.
Так что отношение НЕОДНОЗНАЧНОЕ.
1 Ответить
К. Ю. Старохамская, ну вот теперь все понятно, спасибо за пояснения.
0 Ответить
К. Ю. Старохамская, очень понравился стиль изложения, 5! Смешно, иронично и со знанием материала, с четкой субъективной позицией по вопросу! Хочу тоже так научиться!
Но это по форме, а по содержанию - не совсем.
Нельзя отрывать искусство от конкретного времени, конечно мы и есть марсиане в понимании древнегреческих трагедий или средневековых комедий. А взять русские пьесы 18-19 вв.?
читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
не понимая почему сегодняшнее поколение так торчало от голливудских боевиков
Тимур Нуманов, да кто ж торчит-то от боевиков? Разве что подростки, так для подростков это нормально. А среди взрослых таких и не найти - боевики принято ругать, как и вообще всю голливудскую продукцию (совершенно напрасно. т.к. там много и прекрасных фильмов).
Другое дело, почему наши их покупают - наверное по дешевке скупают то, что в самой Америке никому не нужно.
0 Ответить
К. Ю. Старохамская, дак я про молодежь и говорю... или про детей, которые от дурацких мультиков оторваться не могут, а старые советские мульты такие поучительные и воспитательные смотреть не заставишь!
А потом не только подростки, иначе в прайм-тайм по основным каналам нечто другое показывали бы. А боевики и голливуд это так к слову, к примеру. Есть и у нас свои "дозоры" и "самые лучшие фильмы", но ведь есть и другие. А еще "дом-2", "минута славы" и похабный юмор ниже пояса, но ведь есть и КВН и т.д. Поэтому это все вопрос вкуса, о котором не спорят...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Тимур Нуманов, "Дозоры" ничем не лучше боевиков, по-моему, такая же жвачка. А "поучительное" никто не любит. Вы в детстве любили, когда Вас поучают?
0 Ответить
Не-а, не любил. Но мультфильмы любил и смотрел, потому что там так все ненавязчиво поучалось на примере серого волка или трусишки зайца, пионера Коли или крокодила Гены
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Не жила при советском времени (три года не считается), ругать мне это время не за что, не жила - не знаю. Но воспитывалась на фильмах 60-80хх. До сих пор их очень люблю. А вот Александрова с его "Волгой-Волгой" посмотрела совсем недавно. Омерзение стойкое к этой "самодеятельности без отрыва от производства", и конкурсам и показам талантов. Все это напомнило шоу "Минута славы" (даже на пилах и там и там играют). Простите, но физиологический рвотный рефлекс...
0 Ответить
Татьяна Булыгина,
"Простите, но физиологический рвотный рефлекс... " - наверно, все нужно делать в свое время, и читать, и смотреть, соотносить с эпохой, чувствовать ее...
0 Ответить
К. Ю. Старохамская, марсиане давно вымерли, апелляция к ним не вполне понятна. Что они вообще в состоянии понять? Это раз.А два- зря вы пытаетесь найти грязь там, где ее нет. Только ленивый из т.н. интеллигенции не пнет в очередной раз советскую власть. Причем, заметьте - от скудоумия наша "интеллигенция" пользуется исключительно штампами, своего определения она дать не в состоянии. Правильно ее Ленин называл "г...". Как только дело доходит до необходимости более-менее основательно помыслить, сразу идет сплошное заимствование, у нее "открываются глаза". А сюжетов в кино было гораздо больше, делались они талантливо и профессионально, до сих пор смотришь с удовольствием.
0 Ответить
от скудоумия наша "интеллигенция" пользуется исключительно штампами, своего определения она дать не в состоянии. Правильно ее Ленин называл "г...".
andry andry, так вы бы и читали Ленина... Для великоумия. Зачем же на скудоумные статьи время тратить?
0 Ответить
К. Ю. Старохамская, да без обид. Я вообще об интеллигенции, но у вас этот момент (штамп) проскочил в одном из комментариев. Факт остается.
0 Ответить
А Фрося Бурлакова "Приходите завтра", но там намек, что она пела в художественной самодеятельности.
0 Ответить
А что? Художественная самодеятельность сыграла свою роль в те времена. Почти все артисты прошли через художественную самодеятельность. Но ведь они известны до сих пор. И Пугачева и Ротару и Савинова и Лещенко , Андреев, Баталов и все, все, все. Потом появилась передача"Алло, мы ищем таланты", отбор так же шел из рядов участников художественной самодеятельности. Правда она быстро заглохла. Наверное слишком много было талантов. А фильмам можно добавить "Матрос с Кометы" пока в голову ни чего не приходит.
Сейчас она в основном в школах, в кружках.
0 Ответить
Берегись автомобиля здесь лишний вообще-то, там тональность иная. Нету той искренности, приличной жанру.
Че-то про Фросю Бурлакову (правильно называю?) вспоминается.
0 Ответить
Люба Мельник, Фрося куховарила, там самодеятельность проявлялась только на кухне. Вот вы сколько блюд из картофеля знаете?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий, из картошки сейчас - только пюре))
1 Ответить
Люба Мельник, в "Берегись автомобиля" уже иронизируют над самодеятельностью, конечно. Чего стоит только фраза про Комиссаржевскую. Но тем не менее, сам по себе факт поставноки спектакля, где играют страховой агент и следователь, никого не удивляет.
А про Фросю да, да, да...
0 Ответить
читатели подскажут мне, какие еще фильмы я пропустила. Совершенно ясно, что если несчастный марсианин просмотрит подряд все эти фильмы
)))
Ваш марсианин еще сказок наших нечетал.. ваще бы опупел.
"По щучьему веленью по моему хотенью".. гыгыгы.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Сергей В. Воробьев, а еще ж есть куча фантастики про марсиан! Думаете, им понравится?
0 Ответить
Странная статья... больше похоже на повод, чтобы бурно поспорить "не переходя на личное".
1 Ответить
Вячеслав Старостин, вы не согласны с этим очерком киносюжетов?
0 Ответить
К. Ю., "борьба хорошего с еще лучшим", как некое "творческое" прочтение диалектики для тех времен - очень даже интересно. Гораздо интереснее, чем отсутствие нечто подобного в настоящее время.
Художественная самодеятельность - гениальное изобретение. Просто супер! Так увлечь массы... сплошные массовые гуляния.
Идеологи тех времен - настоящие профи. А народ? Я с удовольствием бы вернулся в те времена, и с удовольствием бы пошел на репетицию концерта художественной самодеятельности... после работы (я начинал трудовую жизнь фрезеровщиком) мы шли играть в волейбол, вечером - на танцы. Утром - за вертикально-фрезерный станок!
0 Ответить
Я с удовольствием бы вернулся в те времена,
Вячеслав Старостин, я могда бы напомнить тут один анекдот про "те времена" и почему они были лучше...
Идеологи тех времен - настоящие профи.
Еще бы! Оболванить 200 миллионов это не кот начихал. Да вы не переживайте - в России скоро все будет как раньше.
0 Ответить
К. Ю. Старохамская, Вы меня успокоили...
...вы не согласны с этим очерком киносюжетов?
не согласен.
1 Ответить